Суды решили так (УСН) («Малая бухгалтерия», № 6, 2018 г.)

| статьи | печать

[+] Предприниматель обоснованно использовал метод ФИФО при списании на расходы стоимости материалов, несмотря на то, что в учетной политике был предусмотрен иной метод

(Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 29.06.2018 № А69-1526/2017)

Индивидуальный предприниматель занимался реализацией горюче-смазочных материалов и применял упрощенную систему. В его учетной политике было установлено, что стоимость оплаченных и реализованных товаров, приобретенных для перепродажи, определялась методом по стоимости единицы запасов. Однако на практике бизнесмен использовал методику расчета, основанную на формуле, приведенной в письме Минфина России от 28.04.2006 № 03-11-04/2/94. Эта методика заключалась в следующем. На расходы относилась общая сумма приобретенных ГСМ, включая расходы, приходящиеся на нереализованное топлива на конец отчетного периода.

По мнению налоговиков, тем самым было нарушено положение подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ. Использование метода учета затрат на оплату приобретенных товаров «по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО)» проверяющие признали неправомерным, так как учетной политикой предусмотрен совершенно иной метод. Инспекторы произвели перерасчет, используя расчетный метод, и доначислили бизнесмену налог. Предприниматель не согласился с решением налогового органа и обратился в суд.

Суд удовлетворил заявленные требования и пришел к выводу о необоснованном доначислении налоговым органом предпринимателю «упрощенного» налога в сумме, не соответствующей размеру его фактических налоговых обязательств. Арбитры указали, что налоговики не мотивировали использование расчетного метода. Суд исходил из следующего.

Согласно положения ст. 346.16 НК РФ налогоплательщик, применяющий УСН с объектом «доходы минус расходы», учитывает расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров. Основание — подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

При этом расходы должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

В силу п. 2 ст. 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются «доходы минус расходы», налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются при определении налоговой базы по мере реализации указанных товаров. Налогоплательщик вправе для целей налогообложения использовать один из следующих методов оценки покупных товаров:

— по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

— по средней стоимости;

— по стоимости единицы товара.

В соответствии с п. 1 ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов (в том числе доходов от реализации товаров) у налогоплательщиков на УСН признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) иным способом (кассовый метод).

Таким образом, при определении налоговой базы в расходах учитывается стоимость приобретенных и оплаченных поставщикам товаров, которые, в свою очередь, реализованы покупателям и оплачены ими.

Предпринимателем с возражениями на акт проверки и в жалобе в вышестоящий налоговый орган был представлен расчет расходов, основанный на формуле, приведенной Минфином России в письме от 28.04.2006 № 03-11-04/2/94. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Между тем налоговый орган не обосновал причины неприменения формулы расчета, рекомендованной финансовым ведомством, и не оспорил данный расчет налогоплательщика.

Кроме того, налоговый орган не учел, что он вправе определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях:

— отказа организации или ИП допустить проверяющих к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;

— непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;

— отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Учитывая, что при расчетном методе достоверное исчисление налогов невозможно по объективным причинам, а в рамках рассматриваемого дела предприниматель надлежащим образом вел первичную документацию, подтверждающую произведенные затраты на оплату товара для дальнейшей реализации, суд удовлетворил требования налогоплательщика.

[+] Не все денежные средства, поступающие на расчетный счет индивидуального предпринимателя на УСН, включаются в его облагаемый доход

(Постановление АС Поволжского округа от 01.06.2018 по делу № А12-25005/2017)

Налоговая инспекция провела камеральную проверку декларации по упрощенной системе за 2015 г., представленной индивидуальным предпринимателем. По ее итогам бизнесмен был привлечен к ответственности по ст. 122 НК РФ, а также ему был доначислен налог. Основанием для доначисления стали выводы инспекции о занижении предпринимателем налоговой базы по налогу в связи с невключением в доходы денежных средств, перечисленных на его расчетный счет супругой бизнесмена для развития бизнеса. При проведении налоговой проверки инспекторы включили в расчет весь оборот по кредиту расчетного счета.

Предприниматель не согласился с таким решением, так как спорные денежные средства не являлись выручкой от осуществления хозяйственной деятельности, составляли личные и заемные средства предпринимателя, зачисляемые на его расчетный счет для пополнения оборотных средств и развития бизнеса.

Суд встал на сторону бизнесмена и указал следующее.

Объектом обложения по УСН являются «доходы» или «доходы, уменьшенные на расходы» (п. 1 ст. 346.14 НК РФ). При определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы (ст. 346.15 НК РФ). При этом применяются правила, предусмотренные ст. 249 и 250 НК РФ. Так, ст. 249 НК РФ предусмотрено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Арбитры установили, что предприниматель применяет УСН с объектом «доходы» и осуществляет деятельность по изготовлению мебели по заказам физических лиц. В ходе судебного разбирательства супруга бизнесмена подтвердила факт внесения ею на расчетный счет предпринимателя по доверенности полученных от него личных и кредитных денежных средств. Кроме того, в суд были представлены кредитные договоры и доверенность, банковские выписки. В результате суд пришел к выводу о том, что доначисление налога необоснованно.

Суд указал, что доказательств того, что на расчетный счет представителями предпринимателя вносились денежные средства, полученные от ведения хозяйственной деятельности, налоговый орган не представил.