1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 151

Дорожные карты для страховых взносов: как фонды готовятся к 1 января

В восьмом номере журнала за этот год мы уже рассказывали о том, что с 1 января 2017 г. вступит в силу пакет законов, предусматривающих передачу полномочий по администрированию страховых взносов в налоговые органы. С этой же даты Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах…» (далее — Закон № 212-ФЗ) утратит силу и начнет действовать новая глава 34 НК РФ, устанавливающая нормативно-правовое регулирование исчисления и уплаты страховых взносов, а также их администрирования налоговыми органами. Как будет осуществлен переход к новому порядку администрирования? Удастся фондам и налоговой службе избежать проблем, которые возникали в аналогичной ситуации раньше?

Передача функции администрирования от налоговых органов во внебюджетные фонды переживает уже третью волну. Есть определенные ожидания, которые возлагают плательщики и государство на очередной виток реформ. Есть опыт, в том числе негативный. Основной проблемой на предыдущем этапе администрирования страховых взносов налоговой службой было разделение финансового и информационного потоков: деньги «видела» налоговая служба, а ПФР получал информацию не всегда корректно, с разрывом во времени. Поэтому деньги, уплаченные страхователем, не могли быть учтены на лицевых счетах его работников — появились так называемые «неразнесенные» страховые взносы.

Стоит напомнить, что объем неучтенных на лицевых счетах денежных средств к 2008 г. составил 10,6 млрд. руб. Это означало, что деньги, уплаченные страхователем в качестве страховых взносов, не выполняли свое основное предназначение — формирование пенсионных прав работников.

Издержки государства на администрирование и персонифицированный учет были слишком высоки в связи с необходимостью межведомственных транзакций и дублирования функций. Издержки страхователя также были немалыми — он вынужден был постоянно метаться между налоговой инспекцией и территориальным отделением Пенсионного фонда, чтобы выстроить реальную картину состояния своих платежей.

Как будут решены эти проблемы в новом правовом поле? Как готовятся к передаче полномочий фонды и налоговая служба? Как плательщикам подготовиться к предстоящим новациям?

Приоритет НК РФ

Итак, именно Налоговый кодекс РФ теперь будет формулировать понятие страховых взносов, права и обязанности плательщиков.

В НК РФ появилась новая глава 34 «Страховые взносы», в которой определены объект и база по страховым взносам; суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами; тарифы, в том числе пониженные; единая форма и сроки представления отчетности, порядок и сроки уплаты страховых взносов.

Таким образом, с 1 января 2017 г. налоговые органы будут являться администратором страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование и на обязательное социальное страхование.

Что и как будет администрировать ФСС России

Обратимся к п. 3 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее — Закон № 243-ФЗ). Согласно данной норме действие п. 2 ст. 431 НК РФ, в соответствии с которым плательщики страховых взносов вправе сумму страховых взносов по временной нетрудоспособности и материнству уменьшить на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, ограничено 31 декабря 2018 г. включительно.

Начиная с 2019 г. ФСС России планирует перейти на прямое возмещение по больничным листам для физических лиц. В 2017 г. в регионах России, не перешедших на прямые выплаты страхового обеспечения по временной нетрудоспособности, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется.

Таким образом, в ближайшей перспективе за ФСС России сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по временной нетрудоспособности.

Полномочия фонда по администрированию расходов с 1 января 2017 г.

Детально представить, каким образом фонд будет осуществлять названные полномочия с 1 января 2017 г., поможет Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование“ (далее — Закон № 250-ФЗ). Данным законом в числе прочего внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ).

С учетом внесенных изменений и дополнений за ФСС России сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по временной нетрудоспособности, в том числе право проводить проверки:

— камеральные проверки правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения;

— камеральные проверки расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, отраженных в расчете по страховым взносам, представляемом в налоговые органы;

— выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Копии решений о выделении средств на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в рамках межведомственного обмена информацией направляется территориальным органом ФСС России в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанных решений.

Вынесенное органом ФСС России решение страхователь имеет право обжаловать в вышестоящий орган страховщика или в суд.

Проверку расходов на выплату страхового обеспечения по временной нетрудоспособности, заявленных страхователем в расчете по страховым взносам, представленном в налоговый орган, территориальный орган ФСС России будет осуществлять на основании сведений, поступивших из налогового органа.

Обратите внимание!

Межведомственный обмен информацией между ФСС России и ФНС России, в том числе в части заявленных страхователем доходов, расходов, результатов контрольной работы будет осуществляться в соответствии с Порядком взаимодействия отделений Фонда социального страхования Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (утв. 22.07.2016 № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П).

Администрирование взносов на травматизм

С 1 января 2017 г. ФСС России продолжает осуществлять функции администрирования доходов и расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ).

В Закон № 125-ФЗ внесены изменения и дополнения в части администрирования ФСС России страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (так называемые «взносы на травматизм»).

Так, Закон № 125-ФЗ дополнен нормами, определяющими расчетный и отчетный периоды по страховым взносам, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, сроки представления отчетности по форме утвержденной страховщиком, в том числе уточненной.

Кроме того, Закон № 125-ФЗ дополнен большим блоком норм, определяющих вопросы обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, в том числе порядок взыскания недоимки, а также пеней и штрафов; вопросы, связанные с осуществлением зачетов или возвратов сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов.

Появились в законе и положения, определяющие порядок проведения и оформления камеральных и выездных проверок правильности исчисления и уплаты страховых взносов на травматизм, а также расходов на выплату страхового обеспечения.

Установлены положения, регламентирующие привлечение страхователей к ответственности за совершение нарушений законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также устанавливающие порядок обжалования страхователем ненормативных актов органов страховщика, принятых по результатам проверок страхователя, в вышестоящий орган страховщика или в суд.

Что еще будут проверять фонды

В соответствии с Законом № 250-ФЗ после 1 января 2017 г. за внебюджетными фондами сохраняется ряд других полномочий, связанных с администрированием.

Так, именно фонды будут осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в порядке, действовавшем до 1 января 2017 г. (ст. 20 Закона № 250-ФЗ).

Кроме того, именно фонды будут принимать решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., с учетом требований, предусмотренных ст. 21 Закона № 250-ФЗ. Решения о возврате будут приниматься фондами, в том числе и в ситуациях, когда переплата возникла по результатам представления уточненной отчетности за прошлые расчетные периоды в 2017 г. Дело в том, что в соответствии со ст. 23 Закона № 250-ФЗ именно фонды продолжат принимать расчеты и уточненные расчеты по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в порядке, действовавшем до этой даты.

Передача полномочий

Теперь остановимся на основной задаче территориальных органов внебюджетных фондов, которую им необходимо осуществить в самое ближайшее время — это передача налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 1 января 2017 г., с учетом требований, предусмотренных ст. 19 Закона № 250-ФЗ.

Дорожные карты

С целью оптимальной организации работы по всем названным направлениям разработаны дорожные карты по передаче полномочий по администрированию страховых взносов органами Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования налоговым органам.

Дорожные карты — это некий масштабный межведомственный план мероприятий, опосредующих реализацию соответствующей задачи по новому налоговому формату администрирования, с указанием ответственного ведомства и конкретных сроков реализации. В дорожных картах выделено несколько направлений взаимодействия: нормативно-правовое, обеспечение учета, обеспечение передачи данных по расчетам с бюджетом, организация работы по обеспечению интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве, взыскание задолженности и др.

Согласно дорожным картам все три ведомства сейчас осуществляют разработку различного рода нормативных актов, на основании которых будет строиться их взаимодействие в следующем году.

Например, разрабатываются соглашения по будущему взаимодействию и протоколы информационного обмена. В этих документах определяется перечень передаваемых и получаемых сведений, состав реквизитов, объем сведений, сроки обмена, реквизитный состав, объем сведений.

Федеральная налоговая служба занята разработкой формы, формата, порядка заполнения и порядка представления расчета по страховым взносам плательщиками страховых взносов в налоговые органы. Планируемый срок утверждения новой формы отчетности — ноябрь 2016 г.

Как будет выглядеть новый расчет по страховым взносам

Проект будущего расчета уже представлен налоговой службой для обсуждения. Налоговики сообщают, что при разработке новой формы был оптимизирован состав показателей, идентифицирующих работника и работодателя, а также сокращены лишние и дублирующие показатели. Однако после такой «оптимизации» количество листов в расчете увеличилось до 24. Кроме того, существенно расширился состав персональных данных, подлежащих включению в расчет. Бухгалтеры отмечают, что достаточно простой по содержанию расчет страховых взносов теперь напоминает декларацию по налогу на прибыль.

Итак, новая форма расчета состоит из титульного листа и трех разделов.

Титульный лист расчета заполняют по тем же правилам, что и титульные листы других деклараций. Здесь приводят код налоговой инспекции, в которую отчитываются. Ставят номер корректировки. Это «0--» — для первичного расчета и «1--», «2--» и т. д. — для уточненок.

Налоговый период обозначают так:

— квартал — 21;

— полугодие — 31;

— девять месяцев — 33;

— год —34.

В разделе 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов» приводят расчет страховых взносов, которые уплачивают или возмещают.

Налоговым кодексом предусмотрена необходимость вести учет облагаемой базы в разные фонды отдельно, поскольку предельные величины определяются по-разному, суммы исчисленных страховых взносов уплачиваются раздельно и т.п. Учитывая это, раздел 1 включает 10 приложений.

Приложение 1 имеет следующие подразделы:

— 1.1 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование»;

— 1.2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование»;

— 1.3 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в статье 428 Налогового кодекса Российской Федерации»;

— 1.4 «Расчет сумм страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также для отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

Как видно из названия, пенсионные (в том числе дополнительные) и медицинские взносы показывают отдельно. Все данные приводят в рублях и копейках.

Раздел 2 называется «Расчет суммы страховых взносов, подлежащих уплате за главу и членов крестьянского (фермерского) хозяйства». Соответственно, его заполняют только главы КФХ. Для этой категории сохранена обязанность отчитываться по исчисленным страховым взносам, поскольку их общая сумма, подлежащая уплате, зависит от количества членов хозяйства, о которой и должен заявить глава КФХ в своем расчете.

В разделе 3 приводят «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах». Здесь помимо привычных ФИО и СНИЛС, теперь необходимо указать паспортные данные, место жительства, дата рождения, пол.

Напомним, что учет во внебюджетных фондах, начиная со следующего года, будет вестись в беззаявительном порядке на основании сведений, предоставленных ФНС России. В этой связи в рамках учета плательщиков страховых взносов и застрахованных лиц до ноября 2016 г. проводится сверка данных в информационных базах ПФР и ФНС России для выявления расхождений по юридическим лицам, их обособленным подразделениям, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, адвокатам и нотариусам.

Пенсионный фонд РФ в срок до конца года вносет изменения в состав показателей индивидуального лицевого счета застрахованного лица. В частности, данные ИЛС в следующем году будут содержать идентификационный номер налогоплательщика.

В свою очередь ФНС России вносит в состав своих показателей данные СНИЛС.

В части надлежащего обеспечения передачи информации о расчетах с бюджетом Дорожные карты предусматривают, что в срок до 1 февраля 2017 г. региональные отделения ФСС России и ПФР передадут налоговым органам информацию по состоянию на 1 января 2017 г. Как уже было сказано, сейчас разрабатывается порядок обмена сведениями, которые в дальнейшем в процессе осуществления администрирования взносов налоговыми органами будут передаваться на регулярной основе.

Напомним, в части расчетов с бюджетом обещанных упрощений в виде совокупной суммы взносов одной платежкой в следующем году не произойдет. В НК РФ закреплено действующее правило: сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование (п. 6 ст. 431 НК РФ).

Останется неизменным и срок уплаты страховых взносов. Как и сейчас, их надо будет перечислять не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены. Но поскольку сменится администратор, изменятся и КБК страховых взносов. Минфин России уже подготовил изменения в приказ от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации». Текст проекта опубликован на сайте regulation.gov.ru. И поскольку с 1 января 2017 г. страхователи начнут платить страховые взносы налоговикам, платежные поручения по взносам нужно будет заполнять так же, как и по налогам (приложение 2 к приказу от 12.11.2013 № 107н).

Например, если взносы страхователь платит на основании требования инспекции, в поле «109» надо ставить дату такого требования. Сейчас компании в полях 106—109 платежных поручений по страховым взносам ставят нули.

Обратите внимание!

Взносы за декабрь 2016 г., если они будут уплачены в январе 2017 г., нужно будет перечислять по новым КБК.

Уплата взносов в переходный период предпринимателями

Срок уплаты взносов за 2016 г. для предпринимателей — не позднее 31 декабря 2016 г. Предприниматели могут перечислить фиксированные взносы за 2016 г. не позднее 9 января 2017 г., поскольку последний день срока — это выходной день.

Если страхователь перечислит последний платеж за 2016 г. заранее, до 1 января 2017 г., деньги нужно отправлять по старым реквизитам, то есть на КБК, предназначенные для перечисления взносов в фонды.

После 1 января 2017 г. перечислить взносы по старым КБК не получится: банк не примет платеж. Даже если деньги уйдут, они попадут в невыясненные платежи, и уточнить их не получится, их можно будет только вернуть, а фиксированный взнос придется заплатить заново, но уже с пеней.

Обеспечение интересов государства

Отдельные мероприятия в дорожных картах предусмотрены по обеспечению интересов государства как кредитора в процедурах о банкротстве; взысканию задолженности и возврату переплаты по страховым взносам.

С целью надлежащего осуществления функции администрирования страховых взносов много внимания в дорожных картах уделено разработке прикладного программного обеспечения и созданию необходимой ИТ-инфраструктуры в ФНС России. В частности, осуществляется большой объем работ по модернизации программного обеспечения АИС «Налог-3» в связи с внесением изменений в законодательство, связанных с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов.

В октябре-ноябре 2016 г. осуществляется пилотный проект по передаче органами ПФР данных о задолженности.

Рекомендации плательщикам страховых взносов

Итак, ФНС России и внебюджетные фонды свои планы сформулировали, озвучили и приступили к их выполнению.

Плательщикам также необходимо спланировать свои действия и организовать работу таким образом, чтобы переход полномочий по администрированию страховых взносов оказался для них наиболее безболезненным.

Первое, что необходимо иметь в виду: одна из основных задач внебюджетных фондов — это минимизация задолженности, которая будет передаваться в ФНС России. И если плательщик сдает отчетность за девять месяцев 2016 г. с задолженностью, необходимо быть готовым к тому, что меры принудительного взыскания будут приняты к такому должнику в рекордно короткие сроки. Такая же ситуация ждет плательщиков и по итогам представлению годовых отчетов за 2016 г. по формам РСВ-1 и 4-ФСС.

Фонды будут передавать информацию о задолженности по состоянию на 1 января 2017 г., поэтому для плательщиков важно избежать не только расхождений при переносе данных из фондов в инспекции, но и собственно возникновения задолженности на этапе передачи. Ведь это избавит от лишней траты на выяснения состояния платежей, зачетов и возвратов. К тому же, налоговые органы обладают полномочиями по приостановлению операций по счетам, и наличие задолженности по страховым взносам также может привести к аресту счетов. Поэтому советуем плательщикам предпринять несколько простых шагов, которые минимизируют трудовые и временные затраты, связанные с очередной реформой страховых взносов.

Во-первых, запросите справку о состоянии расчетов с фондом. Сделать это можно, подав заявление в территориальные органы ПФР и ФСС России в свободной форме. Если данные в справке соответствуют данным плательщика, ваша задача постараться исключить любые ошибки в начислениях до конца 2016 г. С этой целью придется дополнительно уделять внимание страховым взносам и по итогам каждого месяца перепроверять:

— Учтены ли все облагаемые взносами выплаты;

— Какие суммы не включены в облагаемую базу, на каком основании;

— Верный ли тариф использован;

— Проверить арифметические ошибки в расчете;

— Как отражены начисления в учете.

При обнаружении ошибки, исправьте ее, а также записи в карточках индивидуального учета в 2016 г.

В ситуации, когда в результате выявленной ошибки нужно пересчитать сумму взносов, подайте уточненный расчет и направьте сопроводительное письмо с объяснением причин уточненки.

Особое внимание обращайте на оформление каждого платежного поручения и контроль каждого платеж: сроки, получатель, КБК.

Если обнаружена ошибка в суммах или реквизитах после того, как платежное поручение уже принял банк, необходимо уточнить платеж, подав соответствующее заявление в соответствии с п. 7 ст. 18 Закона № 212-ФЗ.

Обязательно перед сдачей отчета за девять месяцев 2016 г. проверьте его проверочными программами фондов. Все отчеты, которые сдаете до конца 2016 г. в ПФР и ФСС России, контролируйте с помощью проверочных программ фондов: перепроверяйте по контрольным соотношениям фондов. Советуем так же поступить и с теми отчетами по формам РСВ-1 и 4-ФСС, которые сданы в этом году раньше. Показатели из отчетов сопоставьте и с другими расчетными документами: с оборотно-сальдовыми ведомостями, расчетными листками, личными карточками и остатками на счетах бухучета по каждому отчетному и расчетному периоду. Важно, чтобы сходились выплаты сотрудникам и исполнителям по договорам гражданско-правового характера, тарифы и начисленные суммы взносов.

Если согласно представленной фондом справке выявлено несоответствие с данными фонда, необходимо провести сверку. В акте сверки указаны все начисления и все платежи страхователя. Проверив все данные, необходимо встретиться со специалистами фонда и разобраться в ситуации, при необходимости подать заявление об уточнении платежа. Иначе впоследствии плательщику придется доказывать уже в ФНС России, что данные из фонда некорректны. Уточнить платеж после 1 января 2017 г. фонды уже не смогут, а налоговый орган по старым платежам таких полномочий не приобретет. Распорядиться этими деньгами можно будет только путем возврата. А новый платеж приведет к начислению пеней.

Выявленные по результатам сверки задолженность или переплату необходимо, соответственно, погасить либо возвратить (зачесть). Поторопиться с переплатой необходимо, поскольку в следующем году зачет между бюджетами разных фондов станет невозможным. До конца этого года переплату в ПФР можно зачесть в ФФОМС и наоборот. Аналогично можно поступить с переплатами в ФФОМС и по взносам на «травматизм». Для зачета надо подать заявление по форме 22-ПФР или 22-ФСС. Для возврата переплаты предусмотрено заявление по форме 23-ПФР или 23-ФСС. Решение о зачете/возврате фонды примут в течение десяти рабочих дней с момента подачи плательщиком заявления.

Иными словами, в связи с передачей функции администрирования налоговым органам плательщикам-страхователям необходимо «выйти в ноль» в расчетах с каждым из внебюджетных фондов. Это избавит от дополнительных трудовых и временных затрат в будущем.