Особенности учета у субъектов малого предпринимательства

| статьи | печать

Для малых предприятий предусмотрены налоговые и надзорные каникулы, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Каким критериям должна соответствовать компания для отнесения ее к субъектам малого предпринимательcтва? Какая ответственность предусмотрена для таких субъектов?

На сегодняшний день малые и средние предприятия — это 5,6 млн хозяйствующих субъектов, рабочие места для 18 млн граждан. Около одной пятой валового внутреннего продукта РФ, а во многих субъектах РФ треть и более валового регионального продукта создаются такими организациями (см. распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р).

Критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства

Статус малого предпринимательства определяется в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее — Закон № 209-ФЗ). С 1 января 2016 г. Федеральным законом от 29.12.2015 № 408-ФЗ в ст. 4 Закона № 209-ФЗ внесены существенные изменения и уточнения.

Во-первых, уточнено, что к субъектам малого предпринимательства относятся помимо хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Практически это означает, что кредитные, жилищно-строительные, садоводческие, дачные, гаражные кооперативы не могут уже изначально подпадать под статус малых предприятий. Хозяйственными обществами являются акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью (п. 4 ст. 66 ГК РФ).

Во-вторых, суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не должна превышать 25%. А суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49%.

При этом независимо от выполнения второго ограничения ряд предприятий могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если выполняется одно из следующих условий:

— акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 156 «Об утверждении Правил отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики»;

— деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау));

— хозяйственное общество, хозяйственное партнерство имеют статус участника проекта «Сколково»;

— учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в правительственный перечень, которым предоставляется государственная поддержка инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

В-третьих, предприятием должно соблюдаться ограничение по среднесписочной численности работников. Для отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:

— от 101 до 250 человек для средних предприятий;

— до 100 человек для малых предприятий (до 15 человек — для микропредприятий).

Расчет показателя среднесписочной численности осуществляется по правилам, утв. приказом Росстата от 28.10.2013 № 428 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 „Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг“, № П-2 „Сведения об инвестициях в нефинансовые активы“, № П-3 „Сведения о финансовом состоянии организации“, № П-4 „Сведения о численности и заработной плате работников“, № П-5(м) „Основные сведения о деятельности организации“».

В-четвертых, доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, суммируемый по всем осуществляемым видам деятельности и применяемый по всем налоговым режимам, не должен превышать предельных значений, установленных Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. То есть вместо показателя «выручка от реализации товаров (работ, услуг)» с 1 августа 2016 г. будет рассчитываться доход, который определяется по правилам п. 1 ст. 41 НК РФ (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»). В этом случае учитываются не только выручка от реализации товаров (работ, услуг), но и внереализационные доходы.

Сама величина предельного размера дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не изменилась и составляет:

— для микропредприятий — 120 млн руб.;

— для малых предприятий — 800 млн руб.;

— для средних предприятий — 2 млрд руб.

Предельный размер показателей для целей отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства нельзя путать с предельными значениями выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения УСН (письмо Минфина России от 30.12.2015 № 03-11-11/77673).

На сегодняшний день предельный размер дохода (выручки), ограничивающий право применения УСН, составляет 79,74 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ, приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год»).

Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства

Какие привилегии дает статус субъекта малого предпринимательства? Законом № 209-ФЗ предусмотрены специальные меры для поддержки бизнеса малых предприятий. Так, согласно ст. 7 Закона № 209-ФЗ такие предприятия могут применять:

— специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам;

— упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

— упрощенный порядок ведения кассовых операций. Малые предприятия могут не устанавливать лимит кассы. И даже если у компании был утвержден кассовый лимит, а в определенный период времени она стала соответствовать малому предприятию, компания вправе отказаться от установления такого лимита. В этом случае необходимо издать приказ руководителя об отмене ранее установленного лимита хранения денежной наличности в кассе со ссылкой на п. 2 Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», иначе компанию могут оштрафовать за нарушение кассовой дисциплины по п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ;

— упрощенный порядок составления статистической отчетности;

— льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество.

Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены особенности участия в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд — государственные заказчики обязаны осуществлять не менее 15% совокупного годового объема закупок у них.

Для обращения за поддержкой субъектам малого предпринимательства необходимо заполнить форму заявления, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 10.03.2016 № 113.

Реестр сведений о субъектах малого предпринимательства

Нововведением является включение сведений о субъектах малого предпринимательства в единый реестр. Ведение такого реестра с 1 июля 2016 г. возлагается на ФНС России, без участия самих бизнесменов (ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ). Основанием для формирования записей в реестр будут являться сведения, которые имеются в базе ФНС России:

— о субъекте малого предпринимательства, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;

— среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;

— доходе, полученном от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (декларация).

В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства будут содержаться, например, сведения о наименовании компании (ИП), ИНН, месте нахождения компании (место жительства ИП), категории субъекта малого или среднего предпринимательства (микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие).

Такие сведения будут размещаться на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) 10-го числа каждого месяца в общедоступном режиме в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения (10.08.2016, 10.09.2016, 10.10.2016 и т.д.).

Освобождение от неналоговых проверок

Так называемые «надзорные каникулы» для субъектов малого предпринимательства введены Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“» (далее — Закон № 246-ФЗ) на срок с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 г. В этот период запрещены практически все неналоговые проверки. Освобождение возможно, если за предыдущие три года в компании не было грубых нарушений, а также проступков, за которые могли приостановить деятельность, аннулировать лицензию или дисквалифицировать директора. Надзорные каникулы не затронут проверки налоговиков и внебюджетных фондов, а коснутся только плановых проверок ГИТ, Роспотребнадзора, МЧС России и т. п.

Напомним, что порядок прохождения неналоговых проверок (то есть проверок, не связанных с правильностью исчисления налогов и страховых взносов) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентируется положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).

Так, п. 1 ст. 9 Закона № 294-ФЗ установлено, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся с периодичностью не чаще одного раза в три года на основании ежегодно разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля планов (п. 2 и п. 3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Как компании либо индивидуальному предпринимателю узнать, попал ли он в перечень плановой ревизии? Генеральной прокуратурой в рамках исполнения требования п. 7 ст. 9 Закона № 294-ФЗ создается в срок до 31 декабря текущего года реестр плановых проверок, который размещается в интернете.

Для того чтобы узнать интересующую информацию, организации либо предпринимателю относительно 2016 г., достаточно зайти на сайт Генпрокуратуры по адресу: http://plan.genproc.gov.ru/plan2016.

Итак, законом предусмотрен мораторий только в отношении плановых проверок, что не освобождает добросовестных субъектов малого предпринимательства от остальных видов проверок. Ведь кроме плановых проверок существуют еще и экстренные или внеплановые проверки, которые проводятся в случаях:

— истечения срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения (подп.1 п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ);

— поступления в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушение прав потребителей (подп. 2 п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Таким образом, действие Закона № 294-ФЗ не распространяется на иные виды вышеперечисленных неналоговых проверок, а также на таможенный, валютный контроль, банковский и страховой надзор, государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов и ряд других видов контроля либо надзора (п. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ).

Положениями ст. 13 Закона № 294-ФЗ ограничены сроки проведения плановой и неплановой проверок. Так, плановая выездная проверка субъектов малого предпринимательства должна занимать не более 50 часов в год, а в отношении микропредприятий — не более 15 часов в год (п. 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ). И лишь в исключительных случаях сроки проведения плановой выездной проверки могут быть продлены, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий — не более чем на 50 часов, микропредприятий — не более чем на 15 часов (п. 3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ). При подсчете часов должно учитываться время нахождения проверяющих на территории проверяемой компании либо индивидуального предпринимателя (письмо Роспотребнадзора России от 21.01.2010 № 01/549-10-32).

Условия для применения «надзорных каникул»

Особенности организации и проведения в 2016—2018 гг. плановых проверок при осуществлении государственного контроля за субъектами малого предпринимательства прописаны в ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ. Этим законом установлен запрет на проведение с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. плановых проверок субъектов малого предпринимательства.

Условия для применения «надзорных каникул» установлены п. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ.

Так, одним из условий, ограничивающих право на мораторий проведения проверок, является наличие у субъектов малого бизнеса за предшествующие три года вступивших в законную силу:

— постановлений о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения законодательства РФ или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности (в соответствии с положениями КоАП РФ);

— решений о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также то, что с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет (п. 2 ст. 26 Закона № 246-ФЗ).

Закон оперирует понятием «грубого нарушения законодательства». В КоАП РФ словосочетание «грубое нарушение законодательства» применяется в части:

— нарушения требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (п. 3 ст. 9.1 КоАП РФ);

— нарушения норм и правил в области использования атомной энергии (п. 3 ст. 9.6 КоАП РФ);

— нарушения условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (п. 5 ст. 13.12 КоАП РФ);

— осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (п. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ);

— осуществления предпринимательской деятельности в области транспорта, за исключением автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (п. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ);

— нарушения лицензионных требований в части государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 3 ст. 14.17 КоАП РФ);

— нарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу (п. 3 ст. 14.55 КоАП РФ);

— нарушения условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ (п. 2 ст. 18.13 КоАП РФ);

— нарушения лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему (п. 2 ст. 20.8 КоАП РФ).

Кроме того, запрет на «надзорные каникулы» предусмотрен в отношении восьми видов государственного контроля в части (п. 6 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ):

— промышленной безопасности в отношении производственных объектов I или II класса опасности;

— безопасности гидротехнических сооружений в отношении объектов I или II класса опасности;

— эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в отношении объектов I или II категории;

— обеспечения радиационной безопасности;

— обеспечения защиты государственной тайны;

— управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;

— внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

— надзора в области использования атомной энергии.

И если «запрещенный» перечень видов деятельности отбирался по принципу обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, то непонятна причина появления в данном списке управляющих и аудиторских организаций.

Действие «надзорных каникул» также не будет распространяться на виды деятельности, указанные в п. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ. Это касается субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной сфере (п. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Налоговые преференции для малых предприятий

В июле 2015 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон от 13.07.2015 № 232-ФЗ «О внесении изменений в ст. 12 ч. I и II НК РФ» (далее — Закон № 232-ФЗ). Согласно обновленной редакции п. 7 ст. 12 НК РФ (ст. 1 Закона № 232-ФЗ) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

— виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

— ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

— налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

— особенности определения налоговой базы;

— налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

«Упрощенные» льготы

В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15% (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). При этом законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В настоящее время в большинстве субъектов РФ действуют пониженные ставки «упрощенного» налога для объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Для того чтобы воспользоваться пониженной ставкой «упрощенного» налога, организации необходимо зарегистрироваться в данном льготном регионе и создать обособленное подразделение по месту осуществления фактической деятельности организации.

Распространенным условием применения льготной ставки «упрощенного» налога является ведение налогоплательщиком приоритетного для региона вида деятельности. Так, Законом Челябинской области от 30.04.2009 № 418-ЗО пониженная налоговая ставка в размере 10% устанавливается для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих следующие виды деятельности:

— обрабатывающие производства (кроме производства подакцизных товаров);

— производство изделий народных художественных промыслов и ремесленных изделий;

— строительство зданий и сооружений;

— инновационная деятельность (деятельность в области научных исследований и разработок);

— сельское хозяйство, рыболовство, рыбоводство;

— здравоохранение, образование и предоставление социальных услуг;

— жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению;

— услуги по организации внутреннего туризма, физической культуры и спорта.

При этом доля доходов от указанных видов деятельности в течение отчетного (налогового) периода должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов от реализации товаров, работ, услуг (ст. 2 Закона Челябинской области от 30.04.2009 № 418-ЗО).

На сегодняшний день в ряде регионах пониженная ставка может применяться всеми категориями «упрощенцев», независимо от вида осуществляемой ими деятельности, наличия недоимки по налогам и прочих условий (например, Закон Тюменской области от 21.11.2014 № 92).

Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков. А в случаях, предусмотренных п. 3 и 4 ст. 346.20 НК РФ, законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% (ст. 2 Закона № 232-ФЗ).

Так, Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов РФ для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в следующем порядке (п. 3 ст. 346.20 НК РФ):

— на период 2015—2016 гг. налоговая ставка может быть уменьшена до 0%;

— на период 2017—2021 гг. налоговая ставка может быть уменьшена до 3% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности (п. 1 ст.2 Закона №232-ФЗ).

С 1 января 2016 г. субъекты РФ могут уменьшать ставку налога, взимаемого в связи с применением УСН (объект налогообложения «доходы»), с 6 до 1% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ).

ИП, применяющие УСН с объектом обложения «доходы» с 1 января 2015 г., вправе применять нулевую ставку при условии принятия субъектами РФ соответствующего закона.

Для того чтобы воспользоваться льготой, ИП должен выполнить ряд условий:

— предпринимательская деятельность осуществляется в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг;

— ИП зарегистрирован впервые и поставлен на учет в ИФНС после вступления соответствующего закона субъекта РФ в силу.

Пример

ИП с объектом налогообложения «доходы» зарегистрирован в г. Пышме в декабре 2015 г. Законом Свердловской области от 20.03.2015 № 21-ОЗ, вступившим в силу 23 марта 2015 г., установлена налоговая ставка в размере 0% для впервые зарегистрированных налогоплательщиков — ИП, осуществляющих один или несколько из следующих видов предпринимательской деятельности, входящих в класс «Производство пищевых продуктов», «Производство текстильных изделий», «Производство одежды», в группу «Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках» в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности и др.

Таким образом, ИП имеет право на налоговые каникулы (то есть на применение ставки 0%) при осуществлении одного из 31 вида деятельности, перечисленных в Законе Свердловской области.

«Вмененные» льготы

Для плательщиков ЕНВД ставка единого налога установлена в размере 15% величины вмененного дохода (п. 1 ст. 246.31 НК РФ).

С 1 января 2016 г. регионам предоставлена возможность снижения ставки единого налога с 15 до 7,5% (п. 2 ст. 346.31 НК РФ). Такие благоприятные изменения предусмотрены Законом № 232-ФЗ.

Льготы для налогоплательщиков на патенте

Напомним, что ПСН была введена Федеральным законом от 25.06.2012 № 94-ФЗ с 1 января 2013 г. в отношении определенных видов деятельности (с 1 января 2016 г. — в отношении 63 видов деятельности — п. 2 ст. 346.43 НК РФ), осуществляемых предпринимателями.

Оплата стоимости патента производится в следующем порядке (п. 2 ст. 346.51 НК РФ):

— если срок действия патента меньше шести месяцев — в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;

— если срок действия патента от шести до 12 месяцев;

— в размере 1/3 суммы налога в срок не позднее 90 календарных дней после начала действия патента;

— в размере 2/3 суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.

Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения в отношении видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Например, в отношении:

— услуг общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

— услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;

— производства кожи и изделий из кожи;

— производства молочной продукции;

— производства хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;

— услуг (выполнения работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;

— ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования.

Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — ИП, впервые зарегистрированных после вступления в силу льготных законов субъектов РФ (п. 3 ст. 346.50 НК РФ в редакции п. 4 ст. 2 Закона № 232-ФЗ). При этом деятельность ИП должна осуществляться в определенной сфере: производственной, научной, социальной, а доля прибыли, полученной от осуществления данной деятельности, должна составлять не менее 70% в общей величине совокупного дохода.

Например, Законом Республики Башкортостан от 28.04.2015 № 221-з для ИП на патенте предусмотрены налоговые каникулы на период с 11 мая 2015 г. по 31 декабря 2020 г.

Налоговые каникулы предусмотрены и для ИП, зарегистрированных в г. Москве и осуществляющих определенные виды деятельности в период с 25 марта 2015 г. по 31 декабря 2020 г. (Закон г. Москвы от 18.03.2015 № 10).

Статистическая отчетность для малых предприятий

Кроме бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности организации и индивидуальные предприниматели должны представлять еще и статистическую отчетность. Разберемся, в каком объеме, в какие сроки должна быть сдана статистическая отчетность малыми предприятиями, а также приведем штрафы за несдачу такой отчетности.

В органы Росстата представляется бухгалтерская и статистическая отчетность.

Состав бухгалтерской отчетности

Представление годовой бухгалтерской отчетности в органы статистики осуществляется в соответствии с порядком представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, утв. приказом Росстата от 31.03.2014 № 220 «Об утверждении Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности». Субъекты малого предпринимательства представляют бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах (приказы Минфина России от 02.07.2010 № 66н, ФНС России от 31.12.2015 № АС-7-6/710@ «Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме»).

Если отчетность подлежит обязательному аудиту, организация обязана представлять в органы государственной статистики также экземпляр аудиторского заключения (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Состав статистической отчетности

Обязанность представлять первичные статистические данные органам государственной статистики предусмотрена Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» (далее — Закон № 282-ФЗ).

Кроме того, существуют специальные отраслевые формы статистического наблюдения для отдельных видов деятельности.

Так, приказом Росстата от 29.08.2014 № 540 утверждены формы для юридических лиц, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (№ П-1(СХ) «Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции», № 1-фермер «Сведения об итогах сева под урожай» и пр.).

Общие правила представления статистической отчетности установлены Законом № 282-ФЗ.

Например, п. 2 ст. 6 Закона № 282-ФЗ выделены определенные категории респондентов, подлежащих федеральному статистическому наблюдению Росстатом. Среди них, в частности:

— юридические лица;

— органы государственной власти и органы местного самоуправления;

— филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций;

— граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории РФ.

Означает ли это, что все без исключения респонденты должны представлять в органы Росстата статистическую отчетность?

Нет, поскольку статистическое наблюдение может быть сплошным или выборочным.

В части осуществления сплошного наблюдения обязанность представлять определенные формы статистической отчетности возлагается на все категории респондентов.

В части выборочного наблюдения ситуация иная. Выборочная форма наблюдения проводится в отношении отдельных субъектов (объектов) на основе представительной (репрезентативной) выборки, проводимой органами Росстата (п. 1 ст. 6 Закона № 282-ФЗ).

В 2016 г. Росстатом проведено сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 г. (письмо Росстата от 14.01.2016 № 03-03-1/1-СМИ). В рамках указанной компании субъекты малого предпринимательства представляли:

— форму № МП-сп «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 год»;

— форму № 1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2015 год».

Ответственность за непредставление отчетности

Обязанности представлять в Росстат формы статистической и бухгалтерской отчетности корреспондирует ответственность за их непредставление. При этом законодателем разграничена ответственность за непредставление бухгалтерской и статистической отчетности.

Непредставление (несвоевременное представление) либо представление в неполном объеме или в искаженном виде бухгалтерской отчетности в органы статистики карается штрафом по ст. 19.7 КоАП РФ. Данной статьей предусмотрено предупреждение или административный штраф:

— для граждан — в размере от 100 до 300 руб.;

— для должностных лиц — от 300 до 500 руб.;

— для юридических лиц — от 3000 до 5000 руб.

Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматриваются мировыми судьями (ст. 23.1 КоАП РФ).

Непредставление (несвоевременное представление) либо представление недостоверной статистической информации статистической отчетности в органы статистики карается штрафом по ст. 13.19 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб. на должностное лицо компании, от 20 000 до 70 000 руб. — на саму компанию.

Повторное нарушение карается штрафом (п. 2 ст. 13.19 КоАП РФ):

— от 30 000 до 50 000 руб. — для должностного лица компании;

— от 100 000 до 150 000 руб. — для самой компании.

Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматриваются должностными лицами территориальных органов Росстата (ст. 23.53 КоАП РФ).

У подобных правонарушений, также как и у кассовых нарушений, существует так называемый срок давности. Так, постановление об административном нарушении выносится не позднее чем через два месяца после истечения сроки сдачи отчетности (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Поэтому на практике наложение штрафных санкций на респондентов является нечастым событием.

Так, в одном из дел (решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2014 № А56-20693/2014) обществу вменялось сокрытие или искажение экологической информации по форме статистической отчетности № 2-ЛС (форма содержит информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов).

Но, как отметили судьи, данные сведения (из формы 2-ЛС) нельзя назвать экологической информацией в смысле, придаваемом такой информации ст. 8.5 КоАП РФ. При этом в утвержденных Госкомстатом формах статистической отчетности прямо сказано, что ответственность за нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации наступает по ст. 13.19 КоАП РФ.

Таким образом, данные государственной статистической отчетности не могут быть отнесены к полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, а несвоевременное представление такой информации не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

Существует еще один вид ответственности, предусмотренный ст. 3 Закона от 13.05.92 № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности»: респондент, предоставивший отчетность с нарушением сроков или недостоверные данные, должен возместить ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления сводных итогов по данной отчетности. На практике эта норма не работает, поскольку отсутствуют четкие критерии подсчета нанесенного респондентом ущерба.

Упрощенный учет и отчетность для малых предприятий

Субъекты малого предпринимательства могут вести бухгалтерский учет и формировать бухгалтерскую отчетность в упрощенном порядке.

Так, малые предприятия вправе не применять следующие бухгалтерские стандарты:

— ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;

— ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;

— ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»;

— ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;

— ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»;

— ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Малым предприятиям разрешено не проводить переоценку основных средств и НМА. Кроме того, такие компании избавлены от необходимости отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание).

Эти положения должны найти отражение в учетной политике малых предприятий.

Как вести упрощенный учет

Как сказано в п. 2.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2015, при формировании учетной политики микропредприятие, некоммерческая организация, применяющие упрощенные способы, могут предусмотреть ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

Для ведения бухгалтерского учета малые предприятия могут сократить количество синтетических счетов, в частности, в рабочем плане счетов бухгалтерского учета могут применяться:

— для учета производственных запасов — счет 10 «Материалы» (вместо счетов 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме»);

— для учета затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), — счет 20 «Основное производство» (вместо счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»), 44 «Расходы на продажу»;

— для учета готовой продукции и товаров — счет 41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»);

— для учета денежных средств в банках — счет 51 «Расчетные счета» (вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»);

— для учета дебиторской и кредиторской задолженности — счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»);

— для учета капитала — счет 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»);

— для учета финансовых результатов — счет 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).

При этом субъекты малого предпринимательства в зависимости от характера и объема учетных операций могут вести бухгалтерский учет как без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма), так и с их использованием.

1. Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности.

Книга учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов.

Книга позволяет вести учет хозяйственных операций и на основе этой информации составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Дополнительно можно вести регистры для определенных операций. Например, для отражения заработной платы можно вести ведомость для отражения расчетов по оплате труда с работниками.

2. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей.

Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

То есть данная форма учета предполагает применение двойной записи по бухгалтерским счетам и использование регистров. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг).

Формы разработанных регистров необходимо утвердить в приложении к учетной политике малого предприятия.

Малые предприятия, применяющие упрощенные способы учета, могут принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов.

Изменения в упрощенных способах учета

Приказ Минфина России от 16.05.2016 № 64н, изменяющий упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для малых предприятий, вступил в силу 20 июня 2016 г.

На первый взгляд, упрощение правил в бухучете облегчит работу бухгалтера. Однако в определенных ситуациях применение новых упрощенных правил увеличит налоговую нагрузку компании и ухудшит структуру баланса.

Что изменится в учете основных средств?

Во-первых, меняется порядок формирования первоначальной стоимости основных средств (п. 8.1 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Часть расходов, непосредственно связанная с приобретением (сооружением) основных средств, может включаться в расходы по обычным видам деятельности. Такими расходами могут быть: комиссионное вознаграждение, таможенные платежи (при импорте оборудования), плата за доставку объекта и т.п.

Указанная поправка вряд ли будет применяться на практике, ведь при увеличении расходов (а не их капиталиции) у компании снизится размер чистой прибыли (либо увеличится убыток). А это один из важных показателей (снижение коэффициента обеспеченности собственными ресурсами) финансовой (бухгалтерской) отчетности, на основании которой банками принимается решение о выдаче (либо отказе в выдаче) кредита.

Признавая часть расходов единовременно, бухгалтер сталкивается с расхождениями в части бухгалтерской и налоговой стоимости основных средств (это актуально для малых предприятий, которые приняли решение применять ПБУ 18/02).

Признавая расходы, относящиеся к формированию первоначальной стоимости основных средств в текущей базе, компания снижает их остаточную стоимость, что приводит к снижению налога (авансов) на имущество (в частности основных средств, не освобожденных от налогообложения).

Во-вторых, изменится порядок начисления амортизации (п. 19 ПБУ 6/01).

Насколько выгодно начислять амортизацию раз в год, зависит от специфики деятельности конкретной компании. Предположим, что на балансе компании высокий удельный вес недвижимого имущества, которое облагается имущественным налогом исходя из среднегодовой стоимости (для «кадастрового» расчета налога на имущество новации в части амортизации не влияют на размер самого налога). Начисляя амортизацию единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года, компания ежеквартально переплачивает авансовые платежи по налогу на имущество, ведь остаточная стоимость облагаемых объектов снизится только в конце года (по состоянию на 31 декабря отчетного года).

В том случае, если компания не является плательщиком налога на имущество (либо имеет льготные и не облагаемые налогом объекты), на размер налоговых платежей данное изменение не повлияет.

Напомним, что компании, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД), признаются плательщиками налога на имущество, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Для таких субъектов малого предпринимательства нововведенный упрощенный порядок в части формирования стоимости и амортизации по основным средствам не влияет на размер налога на имущество.

Однако расхождения в периодичности амортизации в бухучете и налоговом учете (для плательщиков налога на прибыль) повлекут за собой необходимость отражения временных разниц, что увеличит трудоемкость учетных процедур для тех компаний, которые применяют ПБУ 18/02.

Что изменится в учете НМА и НИОКР

Малым предприятиям дано право признавать расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, а также на приобретение (создание) нематериальных активов в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (абз. 3 п. 14 ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», п. 3.1 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»).

Таким образом, затраты на приобретение НИОКР и НМА компания вправе списывать сразу, а не постепенно, что также приводит к увеличению расходов от обычных видов деятельности и к снижению размера чистой прибыли.

Что изменится в учете материалов

Так же как и в случае формирования первоначальной стоимости основных средств, приобретенные материалы можно оценивать по «усеченной» стоимости, то есть только по цене приобретения у поставщика (п. 13.1 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). А сопутствующие расходы, непосредственно связанные с приобретением материалов, могут единовременно включаться в расходы по обычным видам деятельности.

Такой способ бухучета не выгоден для компаний, имеющих материалы с низким коэффициентом оборачиваемости, так как стоимость материальных запасов будет отражаться в балансе по заниженной стоимости с одновременным уменьшением показателя нераспределенной прибыли пассива баланса. Это ухудшает финансовые показатели баланса.

Организациям также предоставлено право признавать расходы на приобретение материалов, сырья, товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме, при условии, что:

— организация не имеет существенных остатков материалов. Как и в иных случаях, уровень существенности определяется организацией самостоятельно и прописывается в учетной политике;

— организация использует материалы для управленческих нужд (п. 13.2, 13.3 ПБУ 5/01).

Данное изменение избавит компании от необходимости распределения транспортных расходов на несколько типов материалов, доставка которых осуществлялась одним видом транспорта.

Второе изменение связано с правом компании не формировать резерв под снижение стоимости материальных ценностей.

Напомним, что в настоящее время такой резерв должен формироваться малыми предприятиями в отношении материальных ценностей:

— которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество;

— по которым текущая рыночная стоимость снизилась;

— по которым продажная стоимость снизилась (п. 25 ПБУ 5/01, п. 62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).

Следует отметить, что на практике такие резервы создаются редко, а необходимость их создания выявляется чаще всего при аудиторских проверках достоверности отчетности. По данным оборотно-сальдовых ведомостей видно, что ряд номенклатурных позиций по счетам 10, 11, 21, 41, 43 «висят» без движения не один год. И тем не менее остатки по этим счетам переносятся в баланс (в строку 1210 «Запасы» раздела II «Оборотные активы»).

Данное изменение, безусловно, облегчит работу бухгалтера, хотя и снизит достоверность показателя «Запасы» бухгалтерского баланса.

Когда применять новый порядок

По общему правилу, малые организации вправе самостоятельно выбрать тот или иной способ упрощенного ведения бухучета, закрепив их в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика», информация Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).

Приказ Минфина России от 16.05.2016 № 64н не имеет обязательный статус. Если малое предприятие решит воспользоваться новыми упрощенными способами ведения бухгалтерского учета (в полном объеме или в какой-то части), необходимо внести изменения в учетную политику. В этом случае можно применять упрощенные способы с 2016 г.