1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2234

Контроль за некачественной продукцией («Малая бухгалтерия», № 05, 2008 г.)

Минсельхоз России утвердил Инструкцию по проведению государственного контроля и надзора в области ветеринарно-санитарной экспертизы некачественной и опасной продукции животного происхождения, ее использования или уничтожения (Приказ от 06.05.2008 N 238, далее - Инструкция).

Инструкция обязательна для исполнения должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также юридическими лицами и гражданами, осуществляющими заготовку, производство, переработку, перевозку, хранение и реализацию продукции животного происхождения, а также продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, предназначенной для реализации на продовольственных рынках.

Примечание. Министерству сельского хозяйства РФ подведомственны Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (сокращенно - Россельхознадзор) и Федеральное агентство лесного хозяйства.

Основанием для издания Инструкции стал документ, изданный Правительством РФ еще в 1997 г.

Напомним: Постановлением от 29.09.1997 N 1263 в целях охраны здоровья населения от некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, предотвращения их оборота на потребительском рынке Российской Федерации Правительством РФ было утверждено Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении (далее - Положение о проведении экспертизы).

Этим документом ряду Министерств (Минздрав России, МЭРТ России (переименовано в МЭР России), Госкомстат России, Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ (ликвидирована), в том числе Минсельхоз (в то время именовавшийся Минсельхозпродом России)), было поручено в 1997 г. разработать и утвердить инструктивные и методические документы, регламентирующие государственный надзор и контроль в области экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения. С одиннадцатилетней задержкой Минсельхоз все-таки справился с возложенной задачей.

К сведению! Госкомстат России выполнил указание Правительства практически в срок, издав Приказ от 05.01.1998 N 1 "Об утверждении Рекомендаций по проведению экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, выявленных в процессе государственного контроля и надзора" (далее - Рекомендации).

Обращаем внимание на действующие Рекомендации. Несмотря на их предназначение главным образом для проверяющих, с ними лучше ознакомиться потенциальным "клиентам", к которым могут прийти с проверкой, поскольку в этих Рекомендациях содержатся основные требования, в соответствии с которыми будет проводиться экспертиза некачественных и опасных продуктов и сырья.

В Приказе N 238 допущена небольшая оплошность, заключающаяся в ссылке на утратившее силу Положение о Минсельхозе, в соответствии с которым принята Инструкция. Упомянутое Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 164, не действует с 1 июля 2008 г. в связи с появлением нового Положения об этом Министерстве от 12.06.2008 N 450. Вместе с тем новое Положение в п. 5.2.9 также предусматривает право этого ведомства разрабатывать и утверждать нормативные правовые акты в области ветеринарии.

Напомним об основных правилах проведения экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их дальнейшего использования (утилизации) или уничтожения.

Правила проведения экспертизы

Согласно п. 2 Положения о проведении экспертизы некачественной и опасной признается пищевая продукция, которая:

- не соответствует требованиям нормативных документов;

- имеет явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей Россельхознадзора при проверке такой продукции;

- не имеет удостоверения качества и безопасности (в отношении пищевой продукции российского производства), документов изготовителя и поставщика пищевой продукции, подтверждающих ее происхождение, и в отношении которой отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (для пищевой продукции, подлежащей государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);

- не соответствует представленной информации и в отношении которой имеются обоснованные подозрения о ее фальсификации;

- не имеет установленных сроков годности (для пищевой продукции, установление сроков годности которой является обязательным) или сроки годности которой истекли;

- не имеет маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которой не имеется такой информации.

Некачественная и опасная пищевая продукция подлежит изъятию из оборота, экспертизе, утилизируется или уничтожается. Экспертиза проводится в целях определения возможности ее дальнейшего использования или уничтожения.

Пищевая продукция, в отношении которой владелец не может подтвердить ее происхождение, а также имеющая явные признаки недоброкачественности и представляющая в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, подлежит утилизации или уничтожению без проведения экспертизы.

Ветеринарно-санитарная экспертиза некачественной и опасной пищевой продукции проводится органами Россельхознадзора.

Ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения возможности дальнейшего использования или уничтожения подлежат мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения, а также продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемая на продовольственных рынках, признанная некачественной и опасной.

Отбор проб (образцов) пищевой продукции, подлежащей экспертизе, для лабораторных исследований (испытаний) осуществляется представителем Россельхознадзора только в присутствии владельца продукции. Расходы, связанные с транспортировкой, хранением, экспертизой, использованием или уничтожением, оплачиваются владельцем продукции.

Экспертиза включает оценку соответствия сопроводительной документации на пищевую продукцию требованиям нормативной и технической документации, результатов ее внешнего осмотра, исследований, состояния упаковки и маркировки продукции.

В процессе экспертизы выясняются также условия производства, закупки, поставки, транспортировки, хранения и реализации продукции, при необходимости проводятся лабораторные исследования (испытания) качества и безопасности, а также ее идентификация.

Согласно положениям Инструкции Россельхознадзор помимо проверки соответствия продукции ветеринарным, ветеринарно-санитарным правилам и другим нормативным документам, регламентирующим проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, будет осуществлять контроль за соблюдением общего порядка проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, в том числе:

- за проведением проверки наличия и правильности оформления ветеринарных сопроводительных документов на продукцию;

- за проведением внешнего осмотра партии продукции в целях установления ее соответствия сопроводительным документам, определения наличия оттисков клейм, маркировки, состояния упаковки;

- за осуществлением отбора проб при ветеринарно-санитарной экспертизе продукции, признанной некачественной и опасной, в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, с оформлением акта (Приложение 1 к Инструкции);

- за оформлением по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы продукции заключения;

- за оформлением на основании заключения постановления о запрещении использования продукции по назначению, о ее утилизации или уничтожении (Приложение 2 к Инструкции);

- за обеззараживанием продукции (при наличии соответствующего постановления);

- за утилизацией или уничтожением некачественной и опасной продукции (при наличии соответствующего заключения-предписания) в соответствии с Положением о проведении экспертизы и Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.1995 N 13-7-2/469, и иными нормативными правовыми актами.

Ответственность

В случае выявления нарушений ветеринарного законодательства материалы о нарушении, составленные Россельхознадзором, передаются в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности по законодательству РФ.

Уголовный кодекс РФ содержит ст. 236, предусматривающую уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, в виде: штрафа до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательных работ на срок до 180 часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до трех лет.

Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Кроме того, ст. 171.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за производство, приобретение хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции. Эти деяния, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

Те же деяния, совершенные организованной группой или в особо крупном размере, наказываются штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до 1 000 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. Крупным размером общей стоимости товаров, из-за которых наступили предусмотренные последствия, признается сумма, превышающая 250 000 руб., особо крупным - 1 000 000 руб.