Новости («ЭЖ Вопрос-ответ», № 02, 2011 г.)

| статьи | печать

Уточнены правила выплаты дивидендов

Введен срок для выплаты объявленных дивидендов (распределенной прибыли) акционерам (участникам) АО (ООО) — 60 дней с даты принятия решения о выплате. Если в указанный срок средства не выплачены, акционер (участник) вправе обратиться в течение трех лет по окончании 60 дней за получением средств. Уставом этот срок может быть увеличен до пяти лет. Срок не восстанавливается, за исключением случая, когда акционер (участник) не обращался за выплатой под угрозой или принуждением. Невостребованные дивиденды (прибыль) восстанавливаются в составе нераспределенной прибыли компании и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Соответствующие изменения внесены в федеральные законы от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в Налоговый кодекс РФ.

(Федеральный закон от 28.12.2010 № 409-ФЗ)

Установлена уголовная ответственность за выплату менее половины зарплаты

В прежней редакции ст. 145.1 УК РФ была установлена ответственность за невыплату зарплат, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенную руководителем организации, работодателем — физическим лицом из корыстной или иной заинтересованности.

В новой редакции ст. 145.1 УК РФ ответственность устанавливается не просто за невыплату, а за частичную и полную невыплату. Под частичной невыплатой подразумевается платеж в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

Ответственность за частичную невыплату установлена в ч. 1 обновленной ст. 145.1 УК РФ. Для привлечения к ответственности задержка выплат должна превышать три месяца. В этом случае осужденному грозит либо штраф до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до года, либо лишение права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года.

(Федеральный закон от 23.12.2010 № 382-ФЗ)

С 1 января 2011 г. увеличен размер детских пособий

Установлено, что размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, с 1 января 2011 г. будет равен 1,065. Это касается пособий, которые перечислены в ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ. В их число входит, например, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет.

(Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ)

Когда нельзя приватизировать муниципальную недвижимость

Конституционный суд рассмотрел вопрос об отчуждении муниципальной недвижимости по инициативе ее арендатора, реализующего свое преимущественное право на ее приобретение, и пришел к выводу, что запрет на принудительное отчуждение из муниципальной собственности объектов, предоставленных в аренду субъектам малого предпринимательства, но необходимых муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения, не противоречит Конституции РФ.

Таким образом, КС РФ подтвердил конституционность ч. 8 ст. 4 и ч. 2, 3, 4 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые оспаривал заявитель.

 (Постановление КС РФ от 20.12.2010 № 22-П)

Верховный суд расширил круг экспертов

Теперь за платными услугами по проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологических, гигиенических и других видов оценок можно обращаться в любую организацию, которая вправе их оказывать.

Верховный суд РФ признал недействующим положение, которое ограничивало круг организаций, имеющих право оказывать такие услуги. Эта норма была предусмотрена постановлением Правительства РФ от 02.12.2009 № 984 «О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг». Суд признал указанную норму не действующей в той части, которая исключала возможность для организаций, не относящихся к федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным учреждениям и федеральным государственным унитарным предприятиям, оказывать перечисленные выше платные услуги.

(Решение ВС РФ от 28.12.2010 № ГКПИ10-1298)

Микрофинансовую деятельность контролирует Минфин

Контроль и надзор в сфере микрофинансовой деятельности возложены на Минфин России. В частности, министерству дано право принимать нормативные акты в части порядка ведения реестра микрофинансовых организаций, форм и сроков представления отчетов об их деятельности и персональном составе руководящих органов. Также Минфин России контролирует исполнение такими организациями законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (в определенной части), согласовывает правила внутреннего контроля в этих целях, проверяет соответствие деятельности требованиям законодательства, устанавливает экономические нормативы достаточности собственных средств и ликвидности для привлекающих займы данных организаций и следит за их соблюдением.

(Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1149)

В Классификацию основных средств внесены изменения

Поправки, внесенные в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, коснулись определения срока полезного использования в отношении судов различного назначения.

Они затронули шесть амортизационных групп (с пятой по десятую включительно) и связаны с корректировкой сроков полезного использования следующих видов судов: сухогрузных, наливных, буксирных, промысловых, несамоходных, плавсредств, обслуживающих речной флот. В большинстве случаев амортизационные группы дополнены новыми позициями.

(Постановление Правительства РФ от 10.12.2010 № 1011)


Новые СанПиН для оценки вредности условий труда

Утверждены СанПиН 2.2.2776—10 «Гигиенические требования к оценке условий труда при расследовании случаев профессиональных заболеваний» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиоло-
гический надзор.

Документ включает гигиеническую оценку факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса по показателям вредности и опасности. Условия труда разделены по степени вредности и опасности на четыре класса: оптимальные (1-й), допустимые (2-й), вредные (3-й) и опасные (4-й). Для вредных условий труда, в свою очередь, установлено еще четыре степени вредности исходя из степени превышения гигиенических нормативов.

(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 
от 23.11.2010 № 153, зарегистрировано в Минюсте России 17.11.2011 № 19525)

Технологическое присоединение к электрическим сетям

ФСТ России утвердила новые Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Методические указания, утвержденные приказом ФСТ России от 21.08.2009 № 201-э/1, утратили силу. В новой методичке закреплен порядок расчета платы за технологическое присоединение к электросетям напряжением на уровне и ниже 35 кВ и мощностью на уровне и менее 10 000 кВА. Установлен порядок расчета платы за технологическое присоединение по стандартным тарифам и индивидуальному проекту. Определен состав расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих уст-
ройств и (или) объектов электро­энергетики, включаемых в состав платы за присоединение к электросетям.

(Приказ ФСТ России от 30.11.2010 
  № 365-э/5, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2010 № 1934)

Утверждена новая форма 2-НДФЛ

С 10 января 2011 г. применяется новая форма сведений о доходах физических лиц (2-НДФЛ).

Форма 2-НДФЛ используется налоговыми агентами не только для отражения сведений о доходах физических лиц, но и для сообщения о невозможности удержать налог. Для этого в форму введено новое поле «признак». В новой форме указываются не только стандартные и имущественные вычеты, но и социальный вычет в сумме взносов, уплаченных по договору негосударственного пенсионного обеспечения и (или) добровольного пенсионного страхования. В раздел 5 формы добавлены две новые графы.

В одной показывается перечисленная сумма налога. В другой отражаются суммы налога, не удержанные налоговым агентом. Из раздела исключены графы, связанные с перерасчетом доходов прошлых лет. Теперь сведения о доходах физического лица, которому налоговый агент произвел перерасчет налога за предшествовавшие налоговые периоды в связи с уточнением его налоговых обязательств, оформляются в виде новой справки.

(Приказ ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@,
 зарегистрирован в Минюсте России 24.12.2010 № 19368)

О налоговом статусе физического лица — иностранного гражданина

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в РФ, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории России, включая дни приезда и дни отъезда.

Применение ст. 6.1 НК РФ (согласно которой срок нахождения физического лица на территории РФ начинается со следующего дня после приезда его на территорию РФ и заканчивается днем отъезда из РФ) в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента РФ не требуется.

Наличие миграционной карты, содержащей отметку органа пограничного контроля о въезде в РФ, само по себе не может являться подтверждением фактического нахождения ее обладателя на территории России после даты въезда.

(Письмо Минфина России от 29.12.2010 № 03-04-06/6-324)

О порядке расчета амортизационных отчислений

Минфин России разъяснил порядок расчета сумм амортизационных отчислений в том случае, когда основное средство полностью самортизировано и проведены его достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение, частичная ликвидация.

По мнению Минфина, в целях налогового учета увеличивается первоначальная стоимость такого основного средства.

При этом стоимость произведенных достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основного средства будет амортизироваться по тем нормам, которые были определены при введении этого основного средства в эксплуатацию.

(Письмо Минфина России от 27.12.2010 № 03-03-06/1/813)

Оплата за обучение сына не облагается НДФЛ

Минфин России ответил на вопрос, должна ли организация удерживать НДФЛ с сумм оплаты за обучение сына своего работника.

Финансисты разъяснили, что если обучение производится в образовательных учреждениях или в образовательных подразделениях организаций, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности, то суммы оплаты такого обучения не облагаются НДФЛ. Такой вывод следует из п. 21 ст. 217 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 27.12.2010 № 03-04-05/9-754)

Излишне удержанный НДФЛ

Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ ст. 220 НК РФ была дополнена п. 4, согласно которому в случае, если после представления налогоплательщиком заявления налоговому агенту о получении имущественного вычета, налоговый агент неправомерно удержал НДФЛ без учета данного вычета, сумма излишне удержанного после получения заявления налога подлежит возврату.

Таким образом, при предоставлении налоговым агентом имущественного налогового вычета излишне удержанным является налог, неправомерно удержанный после представления налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту о получении имущественного налогового вычета.

В связи с этим суммы налога, удержанные налоговым агентом в установленном порядке до получения им обращения налогоплательщика о предоставлении имущественного налогового вычета и соответствующего подтверждения налогового органа, не являются излишне удержанными» и соответственно под действие ст. 231 НК РФ не подпадают.

(Письмо Минфина России от 24.12.2010 № 03-04-06/7-313)

Когда учитывать прошлогоднюю премию

Финансисты разъяснили, что премии по итогам 2010 г., начисленные в 2011 г., учитываются в расходах этого года.

По мнению специалистов финансового ведомства, вознаграждение по итогам работы за год, начисленное в начале года, следующего за отчетным, учитывается для целей налогообложения прибыли в периоде начисления. Конечно, при условии, что компания использует метод начисления. Это связано с тем, что премии по итогам работы относятся к расходам на оплату труда (ст. 255 НК РФ). А согласно п. 4 ст. 272 НК РФ расходы на оплату труда признаются ежемесячно в периоде их начисления. Аналогично учитываются вознаграждения по итогам работы за месяц. Если начисление произведено в месяце, следующем за отчетным, вознаграждение учитывается в месяце начисления, то есть в следующем за месяцем, по итогам которого оно начислено.

(Письмо Минфина России от 10.12.2010 № 03-03-06/4/122)

Предпринимателей приравняли
к предприятию

Минфин России отмечает, что с учетом сложившейся практики применения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, термин «предприятие» используется для обозначения субъекта хозяйствования независимо от того, в какой форме (с образованием или без образования юридического лица) осуществляется предпринимательская деятельность.

Таким образом, термин «предприятие» для целей применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения распространяется и на индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

(Письмо Минфина России от 06.12.2010 № 03-08-05)

Плата банку за неполное исполнение кредитного договора

Минфин разъяснил некоторые вопросы учета расходов при заключении кредитного договора. Если договором между кредитной организацией и организацией-заемщиком установлены плата банку, уплачиваемая при заключении кредитного договора, а также плата за неполное исполнение условий договора, уплачиваемая в связи с невозможностью предоставить банку обеспечение, такие выплаты, представляющие собой фиксированную величину, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли. Основание — подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которому к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков.

(Письмо Минфина России от 03.12.2010 № 03-03-06/1/754)

Об учете отпускных

По мнению Минфина, отпускные учитываются в расходах независимо от периода возникновения права работника на отпуск, даже если работник в одном году отгулял отпуска, положенные и за текущий год, и за предыду­щий.

Согласно ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в частности, расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ.

На основании ст. 124 ТК РФ с согласия отдельных работников ежегодный отпуск (часть ежегодного отпуска) переносится на следующие годы в случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году могло неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации. Даже при переносе отпуска на следующие годы само по себе предоставление отпуска остается обязанностью работодателя, предусмотренной ТК РФ. Таким образом, нет оснований исключать отпускные за предыдущие годы из расходов организации.

(Письмо Минфина России от 03.12.2010 № 03-03-06/2/206)

Как заполнять декларацию по акцизам на бензин

Налоговики подсказали, как заполнять декларацию по акцизам компаниям, реализующим автомобильный бензин и дизельное топливо.

С 1 января 2011 г. на автомобильный бензин и дизельное топливо ставки акцизов определяются дифференцированно по классам, установленным в Техническом регламенте, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 № 118. В то же время в декларации по акцизам, утвержденной приказом Минфина России от 14.11.2006 № 146н, в справочнике кодов видов подакцизных товаров нет кодов в отношении автомобильного бензина и дизельного топлива.

В связи с этим налоговые органы рекомендуют указывать в декларации следующие коды.

Автомобильный бензин, не соответствующий классу 3, или классу 4, или классу 5, — 661; автомобильный бензин класса 3 — 662; автомобильный бензин класса 4 и класса 5 — 663; дизельное топливо, не соответствующее классу 3, или классу 4, или классу 5, — 631; дизельное топливо класса 3 — 632; дизельное топливо класса 4 и класса 5 — 633.

(Письмо ФНС России от 13.12.2010 № ШС-37-3/17401@)

После реорганизации старый допуск не используется 

Компания, которой саморегулируемая организация выдала свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, при реорганизации не вправе использовать старый допуск.

Вновь образованной организации придется вступить в СРО и получить допуск на выполняемые виды работ. По мнению Минрегиона России, право осуществлять виды работ, на которые СРО выдала свидетельство о допуске, — исключительное специальное право. Оно не передается другим лицам в порядке правопреемства. Следовательно, при реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования к вновь возникшему юридическому лицу допуск не переходит.

(Письмо Минрегиона России от 02.11.2010 № 37669-ИП/08)

Переходный период для кадастровой деятельности

С 1 января 2011 г. кадастровую деятельность в отношении земельных участков ведут только кадастровые инженеры. Но до этой даты такую деятельность могли осуществлять и лица, обладающие правом выполнять работы по землеустройству. Причем вопрос, можно ли представлять в орган кадастрового учета после 1 января 2011 г. подготовленные ими межевые планы, законодательством не урегулирован. Минэкономразвития России считает, что такие планы можно представлять до 1 сентября 2011 г. Специалисты ведомства ссылаются на законопроект № 466924-5. Исходя из него до 1 сентября 2011 г. будет установлен переходный период, в течение которого можно будет представлять указанные документы.

(Письмо Минэкономразвития России 
  от 29.12.2010 № 26025-ИМ/Д23)

Об определении таможенной стоимости отходов

Комиссия таможенного союза приняла решение «О Положении об особенностях определения таможенной стоимости отходов».

Документ регламентирует порядок и последовательность применения методов определения таможенной стоимости товаров, установленных Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008. При определении таможенной стоимости отходов могут, в частности, использоваться цена продажи оцениваемых отходов при их первой реализации на таможенной территории Таможенного союза, цена продажи идентичных оцениваемым отходам товаров и/или однородных с ними. Причем учитываться должна цена продажи для лица, которое не взаимосвязано ни с одним из участников сделки по переработке иностранных товаров. При заявлении в отношении отходов таможенных процедур уничтожения и отказа в пользу государства их таможенная стоимость не определяется и не заявляется.

(Решение Комиссии Таможенного союза
от 18.11.2010 № 512, вступает в силу с 18 февраля 2011 г.)