Новое в законодательстве о труде

| статьи | печать

В конце 2010 — начале 2011 г. вступил в силу ряд поправок в законодательство Российской Федерации о труде. Кроме того, были подкорректированы правовые нормы, регулирующие отношения в смежных с трудовым правом отраслях. Приводим обзор наиболее важных изменений.

Документы

Суть вопроса

Федеральный закон
от 23.12.2010 № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1

Федерального закона ”О государственной

регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и Трудовой кодекс Российской Федерации».
Вступил в силу с 7 января 2011 г.

Закон внес следующие изменения:

— дополнил ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса нормой, согласно которой при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, помимо основных документов необходимо будет предъявить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;

— дополнил ст. 83 Трудового кодекса еще одним основанием для прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: в ч. 1 указанной статьи добавлен п. 13, который гласит, что трудовой договор подлежит прекращению при возникновении установленных Трудовым кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

— дополнил ст. 84 «Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора» Трудового кодекса нормой, которая запрещает заключать трудовой договор в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности;

— дополнил ст. 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса положением о том, что к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие (имевшие) судимость, подвергающиеся (подвергавшиеся) уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

— ввел новую ст. 351.1 Трудового кодекса. В ней установлен запрет на осуществление трудовой деятельности указанных выше лиц в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха
и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, а также культуры и искусства с участием несовершеннолетних

Федеральный закон
от 29.12.2010
№ 437-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон ”О некоммерческих

организациях“
и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Вступил в силу
с 31 декабря 2010 г.

Данный Закон дополнил Трудовой кодекс положениями (ст. 349.1), предусматривающими особенности регулирования труда работников государственных корпораций
и компаний.

Например, работник такой компании обязан:

— представлять сведения о своих доходах, имуществе
и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;

— сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения работником вышеуказанных компаний и корпораций доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц. Причем все данные действия должны происходить в рамках исполнения трудовых обязанностей.

А конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами государственной корпорации или государственной компании, в которой он работает. Причем действия или бездействие работника могут привести к причинению вреда имуществу и (или) деловой репутации этой организации.

Закон устанавливает запрет работнику государственных корпораций и государственных компаний (за исключением участия с согласия их высшего органа управления государственной корпорации или компании):

— участвовать в деятельности органов управления и контроля коммерческой организации;

— осуществлять предпринимательскую деятельность;

— быть поверенным или представителем по делам
третьих лиц в государственной корпорации или компании.

Также вышеуказанным работникам запрещается:

— получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от иных юридических, физических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха и иные вознаграждения);

— использовать в целях, не связанных с исполнением трудовых обязанностей, имущество государственной корпорации или государственной компании, а также передавать его иным лицам;

— разглашать или использовать как сведения, отнесенные законодательством России к сведениям конфиденциального характера, так и служебную информацию и сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением трудовых обязанностей;

— без письменного разрешения работодателя принимать от иностранных государств, международных организаций награды, почетные и специальные звания. Но исключение в этом случае составляют научные звания;

— использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных не являющихся объектом деятельности государственной корпорации или государственной компании организаций;

— создавать (или способствовать созданию) в государственной корпорации или государственной компании структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений. Исключение составляют профессиональные союзы, ветеранские и иные органы общественной самодеятельности;

— входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений;

— заниматься без письменного разрешения работодателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством России»

Федеральный закон
от 23.12.2010
№ 359-ФЗ «О внесении изменения в статью 25

Федерального закона ”О персональных данных“».
Вступил в силу
с 1 января 2011 г.

Закон установил, в какой срок необходимо привести в соответствие с требованиями закона информационные системы персональных данных.

Работодатель должен своевременно, не позднее
1 июля 2011 г., привести информационные системы персональных данных в соответствие с требованиями Федерального закона «О персональных данных». Ранее было установлено, что эта работа должна была быть закончена не позднее 1 января 2011 г.

Федеральный закон
от 23.12.2010
№ 385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Вступает в силу
с 15 февраля 2011 г.

Закон внес поправки в федеральные законы от 15.08.96 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»,
от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
(далее — Закон № 115-ФЗ), от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и закрепил более благоприятные условия для въезда и пребывания в России высококвалифицированных иностранных специалистов и членов их семей.

Напомним, что Закон № 115-ФЗ признает высококвалифицированным специалистом иностранного гражданина, имеющего опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности. На такого специалиста не распространяются квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ и квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.

Причем он должен привлекаться к трудовой деятельности в РФ с определенной оплатой труда не ниже установленной Законом № 115-ФЗ. Новая редакция Закона
№ 115-ФЗ изменила этот минимальный размер.

В предыдущей редакции было установлено, что условия привлечения высококвалифицированного специалиста к трудовой деятельности в РФ должны предполагать получение им зарплаты (вознаграждения) в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года.

Теперь оплата варьируется в зависимости от вида деятельности иностранца. Для научных работников и преподавателей она составляет не менее 1 млн руб. за год, для иных иностранных граждан — не менее 2 млн руб. в год. А для граждан, участвующих в реализации проекта «Сколково», величина зарплаты вообще не учитывается.

В новой редакции четко разъяснено, кто относится
к членам семьи высококвалифицированного специалиста, которые могут прибыть с ним на территорию РФ.
Это супруг (супруга), дети, супруги детей, родители,
супруги родителей, бабушки, дедушки и внуки.

Виды на жительство высококвалифицированному специалисту и членам его семьи должны выдаваться на срок действия разрешения на работу. Данные лица на срок до 90 дней со дня их въезда на территорию России освобождены от обязанности постановки на миграционный учет.

В новой редакции Закона № 115-ФЗ четко установлено, что не могут привлекаться к трудовой деятельности в России в качестве высококвалифицированных специалистов лица, осуществляющие проповедническую либо иную религиозную деятельность, включая совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание последователей какой-либо религии

Федеральный закон
от 09.12.2010
№ 350-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона ”Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“».
Вступил в силу
с 1 января 2011 г.

Закон предусматривает индексацию размера заработка, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Теперь суммы заработка, исходя из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, увеличиваются с применением коэффициентов индексации. С 1 января 2011 г. подлежат пересчету размеры ранее назначенных ежемесячных страховых выплат, которые были исчислены без учета таких коэффициентов. Исключение составят назначенные до дня вступления в силу вышеуказанного закона ежемесячные страховые выплаты, размер которых исчислен с учетом сумм заработка, проиндексированных до 6 января 2000 г.
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации при исчислении заработка для назначения пенсии

Постановление Правительства РФ от 20.12.2010 № 1072
«Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Вступило в силу
с 1 января 2011 г.

Постановление определило, как индексировать ежемесячную страховую выплату по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.98
№ 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» размер указанной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции
в пределах средств, предусмотренных на эти цели
в бюджете ФСС России. Установлено, что с 1 января текущего года коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты, назначенной до 1 января 2011 г., составляет 1,065 (с 1 января 2010 г. применялся коэффициент 1,1)

Постановление Правительства РФ
от 23.10.2010 № 854
«О внесении изменений в Правила представления уведомлений
о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений».
Вступило в силу с 1 января 2011 г.

Постановление упростило порядок представления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» отдельные виды предпринимательской деятельности (например, розничная торговля, бытовые услуги, производство: одежды, хлебобулочных и кондитерских изделий) могут осуществляться без предварительного разрешения соответствующих органов исполнительной власти, а только при уведомлении данных органов о начале осуществления предпринимательской деятельности.

В правила представления таких уведомлений (утверждены постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»)
внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2011 г. отменяется обязанность прилагать к уведомлению следующие документы:

— копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей);

— копию свидетельства о постановке юридического лица (или индивидуального предпринимателя) на учет в налоговых органах.

Также установлено, что уведомление можно будет представлять в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя. При этом днем подачи уведомления будет считаться день регистрации этого документа в системе электронного документо-
оборота уполномоченного органа. Также в виде электронного документа в соответствующий государственный орган можно будет также представлять сведения об изменении места нахождения юридического лица, места фактического осуществления его деятельности либо о его реорганизации, а также об изменении места жительства индивидуального предпринимателя или места фактического осуществления им предпринимательской деятельности

Постановление Правительства РФ

от 12.11.2010 № 895 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2011 год».

Вступило в силу
с 27 ноября 2010 г.

Правительство определило потребность Российской Федерации в иностранных работниках на 2011 г. в количестве 1 745 584 человек, и именно столько разрешений на работу будет выдано трудовым мигрантам.

Таким образом, их количество по сравнению с 2010 г. сократилось на 200 тыс.

Как обычно, они распределены по профессионально-
квалификационным группам. Наиболее востребованы работники-мигранты для выполнения горных, горно-капитальных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ (531 514 человек). На втором месте находятся руководители учреждений, организаций и предприятий, а на третьем — неквалифицированные рабочие.

Намного меньше квота на специалистов в области естественных и инженерных наук, в финансово-экономической, административной и социальной сфере. Сокращение общего числа разрешений определено тем, что квота на привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов определяется отдельно (в соответствии с Федеральным законом от 19.05.2010 № 86-ФЗ).

Также на 2011 г. утверждены квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в количестве 499 650 штук

Постановление Правительства РФ
от 11.11.2010 № 885
«О внесении изменений в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета

по месту пребывания
и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

Документ вступил
в силу с 27 ноября 2010 г., за исключением
п. 4, который вступил в силу с 1 января 2011 г.

Цель документа: ускорить получение регистрации по месту жительства, в том числе с целью трудоустройства.
Вышеуказанные Правила были утверждены постановлением Правительства РФ от 17.07.95 № 713. И теперь в соответствии с изменениями уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания можно будет по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе Интернета.

Заявление установленной формы о регистрации по месту жительства, копии документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение, можно представить в электронной форме через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

В настоящее время на сайте www.gosuslugi.ru в разделе «Гражданство, регистрации, визы» вывешены бланки электронных заявлений и перечень необходимых документов.

Также установлено, что свидетельство о регистрации по месту пребывания по желанию гражданина может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении. Собственнику или нанимателю жилого помещения в трехдневный срок направляется уведомление о регистрации этого гражданина.

Если же гражданин досрочно убыл из жилого помещения, (которое не является его местом жительства), то он (или лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания), должен обратиться с заявлением в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если она известна) либо направить заявление почтовым отправлением или через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Собственник или наниматель в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, может подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина

Постановление Правительства РФ
от 20.12.2010 № 1073 «Об утверждении списка средств индивидуальной защиты, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные

процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этих средств в соответствии с их назначением на территории Российской Федерации».
Вступило в силу с 6 января 2011 г.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона
от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и в целях реализации постановления Правительства РФ от 24.12.2009 № 1213 «Об утверждении технического регламента о безопасности средств индивидуальной защиты» Правительство РФ постановило утвердить список средств индивидуальной защиты, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этих средств

в соответствии с их назначением на территории Российской Федерации.

Так, утверждены следующие группы средств индивидуальной защиты:

— от механических факторов;

— от химических факторов;

— от радиационных факторов — от высоких и (или) низких температур;

— от теплового воздействия электрической дуги, неионизирующих излучений, поражений электрическим током, а также от воздействия статического электричества;

— одежда специальная сигнальная повышенной видимости;

— комплексные средства;

— дерматологические

Приказ Минздравсоцразвития России
от 25.10.2010 № 921н «О внесении изменения в Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов
и служащих».
Вступил в силу
с 19 декабря 2010 г.

Согласно приказу лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно

и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Ранее указанные лица могли быть назначены на соответствующие должности только в порядке исключения. Соответственно при применении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих нередко возникали судебные споры. Причем суды занимали сторону работников.
К примеру, в деле, рассмотренном президиумом Санкт-Петербургского городского суда (постановление от 30.01.2008 № 44г-40/08) работница, уволенная
с должности начальника отдела кадров в связи с отсутствием профильного образования, смогла доказать, что даже без него она может занимать данную должность
в порядке указанного выше исключения. Теперь же сама возможность таких споров исключена