Коротко о важном («ЭЖ Вопрос-ответ», № 12, 2010 г.)

| статьи | печать

Банкам увеличен срок для сообщения об остатках на счетах 

Соответствующие поправки внесены в НК РФ. Действующая редакция п. 5 ст. 76 НК РФ предусматривает, что банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

На практике банки сталкиваются со значительными трудностями по соблюдению установленного срока. В связи с этим срок, предусмотренный п. 5 ст. 76 НК РФ, увеличен до трех дней.

Кроме того, изменения также были внесены в ст. 86 НК РФ. Теперь выдачу налоговым органам справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), а также сообщение об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) банки обязаны предоставить в течение трех дней, а не пяти, как было установлено ранее.

(Федеральный закон от 03.11.2010 № 287-ФЗ, вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования)


Уточнен порядок совершения внешнеторговых бартерных операций

Установлено, что при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок товары, получаемые российскими лицами по таким сделкам за пределами территории РФ, могут быть реализованы российскими лицами без ввоза этих товаров на территорию РФ при условии, что:

— фактическое получение указанных товаров должно быть подтверждено документами, предусмотренными условиями внешнеторговой бартерной сделки;

— российские лица не позднее чем в течение одного года со дня фактического получения указанных товаров обязаны обеспечить их реализацию и в срок, предусмотренный условиями сделки по реализации этих товаров, обеспечить зачисление на свои счета в уполномоченных банках всех денежных средств, полученных от их реализации, или получение платежных средств.

Если товары не ввозятся на территорию РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), предусмотренные условиями операции, подтверждающие получение им этих товаров за пределами территории РФ (на ее территории) и их оприходование.

Кроме того, закон уточняет, какие документы следует представлять в налоговую инспекцию в случае, когда товары (работы, услуги) по внешнеторговой товарообменной (бартерной) операции получены налогоплательщиком от третьего лица, не указанного в данной внешнеторговой товарообменной (бартерной) операции в качестве лица, передающего товары (работы, услуги) за иностранное лицо.

В этом случае в налоговые органы наряду с документами, указанными в абз. 4 и 5 подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ, представляются документы (их копии), подтверждающие, что это третье лицо передало налогоплательщику товары (работы, услуги) во исполнение обязательств иностранного лица по передаче налогоплательщику товаров (работ, услуг) по вышеуказанной товарообменной (бартерной) операции.

(Федеральный закон от 03.11.2010 № 285-ФЗ)

 

Внесены измененияв Закон об АО

В перечень случаев, в которых не нужно направлять акционерам обязательное предложение при приобретении более 30% общего количества акций ОАО, добавлено еще два.

Теперь этого не нужно делать при приобретении акций в результате их внесения РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием в качестве вклада в уставный капитал ОАО, владельцем более 50% обыкновенных акций которого является или становится в результате внесения такого вклада РФ, субъект РФ или муниципальное образование, а также при приобретении акций, вносимых в оплату размещаемых путем закрытой подписки дополнительных акций ОАО, включенного в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом РФ.

Эти изменения снизят затраты при формировании или увеличении уставного капитала ОАО за счет внесения государственного или муниципального имущества и при преобразовании государственных корпораций в ОАО.

(Федеральный закон от 03.11.2010 № 292-ФЗ)

Естественным монополистам установлены стандарты раскрытия информации

Субъекты естественных монополий должны раскрывать информацию о тарифах на услуги по транспортировке газа по трубопроводам, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности в сфере оказания этих услуг, основных потребительских характеристиках услуг и наличии (отсутствии) технической возможности доступа к ним, инвестиционных программах, о регистрации и ходе реализации заявок на доступ к услугам, об условиях, на которых осуществляется их оказание, о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (подсоединением) к магистральному газопроводу или газораспределительной сети субъектов естественных монополий.

Информация раскрывается путем опубликования на сайте субъекта монополий и (или) ином сайте, определяемом Правительством РФ, в официальных печатных СМИ, распространяемых в регионах оказания услуг. Также она безвозмездно предоставляется потребителям по их письменным запросам. В течение пяти рабочих дней субъекты монополий должны сообщать об опубликовании информации федеральным, а также региональным властям.

(Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 872)


Обновлен порядок изменения срока уплаты налогов

Налоговые органы обновили порядок изменения срока уплаты налогов, сборов, а также пеней и штрафов.

Приказом ФНС России введен новый порядок предоставления налоговыми органами отсрочки (рассрочки) по уплате обязательных платежей, а также предоставления инвестиционного налогового кредита. Правила начнут действовать по истечении десяти дней после дня официального опубликования приказа.

Появление нового порядка связано с тем, что с 2 сентября 2010 г. глава 9 НК РФ начала действовать в новой редакции. Соответствующие поправки внес Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ. В частности, теперь отсрочку или рассрочку также можно получить по штрафам и пеням. Кроме того, налогоплательщики получили право одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Налоговики в комментируемом приказе учли все нововведения и обновили порядок изменения срока уплаты налогов, сборов, пеней и штрафов. ФНС России выпустила новые формы документов, которые необходимы для предоставления отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита. Заметим, что они носят рекомендательный характер.

(Приказ ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@, зарегистрирован в Минюсте России 27.10.2010 № 18836)

Утверждены новые бланки уведомлений об открытии счетов за рубежом

Уведомлять налоговый орган о счетах, открытых в зарубежных банках,нужно по новым формам.

ФНС России утвердила новые бланки уведомлений об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке, расположенном за пределами РФ, об изменении реквизитов такого счета (вклада), а также о наличии счета в зарубежном банке, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось. Сроки представления уведомлений установлены в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

(Приказ ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7-6/457@, зарегистрирован в Минюсте России 18.10.2010 № 18746)

Правопреемник обязательства присоединенной фирмы не учитывает

Организация-заемщик, применяющая УСН, при определении налоговой базы не учитывает в составе доходов обязательства, полученные в порядке правопреемства в результате реорганизации (присоединения) организации-заимодавца.

Финансисты аргументируют свою позицию следующим образом.

«Упрощенцы» при определении объекта налогообложения не учитывают доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. Согласно п. 3 ст. 251 НК РФ в случае реорганизации организаций не учитывается в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.

(Письмо Минфина России от 15.11.2010 № 03-11-06/2/177)

Как платить пошлину при подаче иска о разделе имущества

Минфин России разъяснил порядок уплаты госпошлины при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества.

Если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом, пошлина платится в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ (от цены иска), как при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, в зависимости от цены иска.

Если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество — в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, как при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера (для физических лиц — 200 руб., для организаций — 4000 руб.).

При подаче искового заявления, содержащего требование о признании факта принятия наследства, размер государственной пошлины при подаче указанных исков следует исчислять в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ — как при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, в зависимости от цены иска.

(Письмо Минфина России от 13.11.2010 № 03-05-06-03/121)

Ставка НДС при вывозе товаров в государства Таможенного союза

Минфин России рассказал о порядке применении НДС в отношении услуг по перевозке товаров, вывозимых с территории РФ на территорию государства — члена Таможенного союза, оказываемых российским перевозчиком на железнодорожном транспорте.

Местом реализации указанных услуг признается территория РФ, и они подлежат обложению НДС. Такой вывод следует из ст. 2 и 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009.

Нулевая ставка НДС применяется в отношении выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку экспортируемых товаров, при условии, что на перевозочных документах проставлены отметки таможенных органов, указанные в п. 5 ст. 165 НК РФ и свидетельствующие о перевозке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта (подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Если товары под таможенную процедуру экспорта не помещены, то ставка 0% по таким услугам не применяется и они облагаются по ставке 18%.

(Письмо Минфина России от 13.11.2010 № 03-07-08/310)

Включать ли НДПИ в расчетную стоимость полезного ископаемого?

По мнению Минфина России, при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого надо учитывать в расходах суммы НДПИ.

Свой вывод финансисты аргументируют следующим образом. Одним из видов расходов, учитываемых при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ, являются прочие расходы, определяемые в соответствии со ст. 263, 264 и 269 НК РФ, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Аналогичная норма содержится и в подп. 7 п. 4 ст. 340 НК РФ, согласно которому расходы, предусмотренные в ст. 270 НК РФ, не учитываются при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.

Пунктом 4 ст. 270 НК РФ установлены расходы, не учитываемые в целях налогообложения, в том числе расходы в виде сумм налога, под которым исходя из абз. 1 ст. 247 НК РФ понимается только налог на прибыль организаций.

(Письмо Минфина России от 13.11.2010 № 03-06-06-01/17). 

Заявитель вправе учесть судебные расходы, оплаченные за должника

По общему правилу все судебные расходы, связанные с процедурой банкротства, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди. Речь идет о затратах на уплату госпошлины, опубликование сведений, вознаграждение арбитражным управляющим и т.п. (п. 1 и 3 ст. 59 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Если у должника недостаточно средств для погашения указанных расходов, оплатить их (за исключением затрат на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего) обязан заявитель — лицо, подавшее заявление о банкротстве.

Минфин разрешил заявителю, осуществившему такие расходы, часть средств, которая не была ему компенсирована, отнести к расходам для целей налогообложения прибыли, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.

(Письмо Минфина России от 13.11.2010 № 03-03-06/1/714).

О недвижимости, приобретенной на территории филиала

Если организация приобрела в собственность недвижимость, находящуюся по месту регистрации филиала организации на территории другого субъекта РФ, то учитывать остаточную стоимость такого имущества она должна в остаточной стоимости основных средств данного обособленного подразделения, которая необходима для определения удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества.

Такой вывод финансисты сделали на основании п. 1 и 2 ст. 288 НК РФ, в которых установлен порядок уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения.

(Письмо Минфина России от 13.11.2010 № 03-03-06/2/193) 


Посреднические услуги, оказываемые иностранной фирме, НДС не облагаются

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации посреднических услуг определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом п. 2 установлено, что местом осуществления деятельности организации, оказывающей указанные услуги, признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории РФ на основе государственной регистрации.

Таким образом, местом реализации посреднических услуг, оказываемых российской организации иностранной организацией, осуществляющей деятельность на территории иностранного государства, территория РФ не признается и такие услуги объектом обложения НДС в Российской Федерации не являются.

(Письмо Минфина России от 10.11.2010 № 03-07-08/307).

О расходах в виде процентов и новом порядке в учетной политике

Минфин России рассмотрел следующую ситуацию. В учетной политике организации ранее в целях налога на прибыль был установлен порядок отнесения на расходы процентов по долговым обязательствам в пределах ставки рефинансирования, умноженной на коэффициент, установленный в ст. 269 НК РФ.

С нового налогового периода в учетной политике устанавливается иной порядок отнесения процентов на расходы исходя из сопоставимости долговых обязательств.

Финансисты указали, что в таком случае новый порядок распространяется на расходы в виде процентов, возникшие с начала нового налогового периода, вне зависимости от даты возникновения соответствующего обязательства.

(Письмо Минфина России от 09.11.2010 № 03-03-06/2/191)

Можно ли списать стоимость украденных товаров?

При документальном подтверждении факта отсутствия виновных в хищении имущества лиц уполномоченным органом государственной власти для целей исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик может уменьшить полученные доходы на сумму внереализационных расходов в виде стоимости украденных товаров из торгового зала магазинов самообслуживания.

Согласно подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены.

Факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

(Письмо Минфина России от 08.11.2010 № 03-03-06/1/695)

Вычеты НДС по запасным частям к оборудованию

Суммы НДС, уплаченные таможенным органам при приобретении запасных частей, используемых при проведении гарантийного ремонта оборудования, вычету не подлежат.

В соответствии с подп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним, от обложения НДС освобождены.

На основании п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, фактически уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, учитываются в стоимости таких товаров в случае их использования для операций по производству и (или) реализации товаров, не подлежащих обложению НДС.

 (Письмо Минфина России от 02.11.2010 № 03-07-07/72)


Физический показатель при оказании бытовых услуг

Согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ при исчислении ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг применяется физический показатель «количество работников, включая индивидуального предпринимателя».

При отражении показателей по строкам 050, 060 и 070 раздела II налоговой декларации по ЕНВД по каждому месту осуществления предпринимательской деятельности индивидуальный предприниматель может учитывать себя по любому месту осуществления деятельности.

При оказании нескольких видов бытовых услуг по одному месту осуществления предпринимательской деятельности заполняется один лист раздела 2 налоговой декларации по ЕНВД с указанием физического показателя «количество работников, включая индивидуального предпринимателя», в котором указывается общее количество задействованных работников, включая индивидуального предпринимателя как целую единицу.

 (Письмо Минфина России от 02.11.2010 № 03-11-11/289)

Налогообложение дивидендов

В пункте 2 ст. 275 НК РФ приведена формула, по которой рассчитывается сумма налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика — получателя дивидендов.

Финансисты разъяснили порядок определения показателя «Д» (общая сумма дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем периоде).

При определении показателя «Д» учитываются только дивиденды, полученные налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде, по отношению к периоду, в котором налоговым агентом распределяются дивиденды.

В связи с этим дивиденды, полученные налоговым агентом ранее предыдущего налогового периода, при расчете показателя «Д» не учитываются. При распределении дивидендов в 2010 г. при осуществлении расчета, предусмотренного п. 2 ст. 275 НК РФ, налоговый агент вправе учесть дивиденды, полученные в 2010 и 2009 гг.

(Письмо Минфина России от 29.10.2010 № 03-03-06/2/187)

УСН: стоимость товаров можно списать, не дожидаясь их оплаты 

Минфин России ранее неоднократно давал разъяснения, согласно которым при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в состав расходов включается стоимость приобретенных для дальнейшей реализации товаров, оплаченных поставщикам, реализованных и оплаченных покупателями.

Теперь финансисты предлагают следовать позиции, выраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.06.2010 № 808/10. В нем указано, что расходы на оплату товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, признаются в составе расходов при исчислении налога по упрощенной системе налогообложения после фактической передачи товаров покупателю независимо от того, оплачены они покупателем или нет.

(Письмо Минфина России от 29.10.2010 № 03-11-09/95)

О стоимости доли, внесенной физлицом в уставный капитал ООО

Стоимостью имущественного права (доли), внесенного физическим лицом в уставный капитал ООО, признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение физическим лицом. При этом такие расходы не должны быть выше рыночной стоимости, подтвержденной независимым оценщиком.

Такой вывод Минфин России сделал на основании п. 1 ст. 277 НК РФ, согласно которому при внесении (вкладе) имущества (имущественных прав) физическими лицами и иностранными организациями его стоимостью (остаточной стоимостью) признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание) с учетом амортизации (износа), начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона, но не выше рыночной стоимости этого имущества (имущественных прав), подтвержденной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством указанного государства.

 (Письмо Минфина России от 29.10.2010 № 03-03-06/1/673)

ЕНВД: можно ли снизить налоговую нагрузку для перевозчиков

Плательщики ЕНВД, перевозящие пассажиров, должны исчислять и уплачивать налог исходя из количества всех имеющихся посадочных мест.

Индивидуальный предприниматель имеет маршрутное такси и по этому виду деятельности платит ЕНВД. Для расчета налоговой базы он применяет физический показатель «количество посадочных мест» (п. 2 и 3 ст. 346.29 НК РФ). Как правило, маршрутка заполняется не полностью. По мнению предпринимателя, для снижения налоговой нагрузки на малый бизнес в этом случае налог можно рассчитывать исходя из количества заполненных посадочных мест.

Однако Минфин России не согласен с таким подходом. Дело в том, что плательщики ЕНВД рассчитывают налог исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного (ст. 346.27 НК РФ), а не фактически полученного. А корректировка физического показателя в зависимости от заполняемости транспорта НК РФ не предусмотрена.

Вместе с тем Минфин России отметил, что региональные власти имеют полномочия корректировать базовую доходность на коэффициент К2 (п. 6 ст. 246.29 НК РФ). При утверждении его значения учитывается совокупность особенностей ведения деятельности, в том числе сезонность, режим работы, особенности места работы и т.д.

Таким образом, финансисты рекомендуют плательщикам ЕНВД по вопросам снижения налоговой нагрузки обратиться в представительный орган муниципального образования, на территории которого осуществляется предпринимательская деятельность.

(Письмо Минфина России от 20.10.2010 № 03-11-11/272)

Учет запчастей, полученных в ходе техобслуживания

При дальнейшем использовании запчастей, полученных в ходе техобслуживания основного средства, их стоимость можно списать в налоговом учете.

Минфин России согласился, что норма п. 2 ст. 254 НК РФ применяется в отношении материалов и запасных частей, которые образуются в результате регулярно проводимых мероприятий по техническому обслуживанию и содержанию основных средств. В этой норме Кодекса сказано, что имущество, полученное при демонтаже, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, ликвидации основных средств, включается в материальные расходы. Стоимость указанных материалов и запчастей равна их рыночной цене и учитывается во внереализационных доходах (ст. 250 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 14.10.2010 № 03-03-06/1/647)

Возмещение ущерба, причиненного имуществу контрагента, не облагается НДС

Минфин России рассмотрел следующую ситуацию. Заказчик причинил имуществу подрядчика ущерб и возместил его.

По мнению Минфина России, в этой ситуации не возникает объекта обложения НДС. Такую точку зрения специалисты главного финансового ведомства аргументируют следующим образом. Объектом обложения НДС являются операции по реализации товаров, работ или услуг (подп. 1 п. 4 ст. 146 НК РФ). Реализацией товаров признается передача права собственности на товары на возмездной или безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ). Возмещение заказчиком ущерба не связано с реализацией. Поэтому НДС на сумму перечисляемого возмещения начислять не надо. Следовательно, не нужно выписывать и счет-фактуру в адрес подрядчика.

(Письмо Минфина России от 13.10.2010 № 03-07-11/406)

Сведения об остатках на счетах предоставляются по старой форме

С 2 сентября 2010 г. п. 5 ст. 76 НК РФ действует в новой редакции. Изменения в эту норму Кодекса внесены Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ. Теперь сведения об остатках денежных средств организаций на счетах, операции по которым приостановлены, банки должны предоставлять в электронном виде. При этом форматы такого сообщения и порядок его направления налоговым органам утверждает Центробанк России по согласованию с ФНС России.

До настоящего времени новые форматы не утверждены. Поэтому Минфин России рекомендует банкам при подаче указанных сведений руководствоваться приказом ФНС России от 30.03.2007 № ММ-3-06/178@. Таким образом, сведения об остатках денежных средств налогоплательщиков на счетах, операции по которым приостановлены, банки пока будут предоставлять по старой форме.

(Письмо Минфина России от 11.10.2010 № 03-02-07/1-462)


Бонусы и скидки учитываются в расходах

Продавец продовольственных товаров может по-прежнему учитывать в составе расходов бонусы и скидки, которые он выплачивает покупателям за выполнение ими определенных условий договора.

Поводом для появления разъяснений Минфина России послужил Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», который вступил в силу с 1 февраля 2010 г. Дело в том, что в нем не используются такие понятия, как скидка, бонус, премия. В пункте 4 ст. 9 этого закона сказано, что соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения за приобретение определенного количества товаров. По мнению Минфина России, вознаграждение тождественно премии (скидке), о которой говорится в подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ. Минфин России отмечает, что для целей налогообложения прибыли не имеет значения, как в договоре поставки именуется данное вознаграждение.

(Письмо Минфина России от 11.10.2010 № 03-03-06/1/643)

Оказание услуг дочерней организации

Расходы на оказание услуг дочерней организации, направленные на увеличение ее доходов, не учитываются для целей налогообложения прибыли.

Компания оказывает поддержку своему дочернему обществу с целью повышения его продаж, а именно: сотрудники компании ведут переговоры с контрагентами общества, посещают выставки и семинары, связанные с производимой им продукцией. Поэтому материнская компания несет представительские и командировочные расходы. Причем у организации нет оформленных договорных отношений со своим дочерним обществом. Минфин России считает, что в данной ситуации материнская компания не вправе признать указанные представительские и командировочные расходы. По мнению главного финансового ведомства, деятельность в пользу дочернего общества следует считать безвозмездно оказанными управленческими услугами. Согласно п. 16 ст. 270 НК РФ такие услуги не уменьшают прибыль для целей налогообложения. Поскольку у компании нет документов, подтверждающих факт и возмездность услуг, затраты на их оказание нельзя включить в расходы.

(Письмо Минфина России от 06.10.2010 № 03-03-06/1/637)

Переход с патента на иной режим налогообложения

При нарушении условий применения УСН на основе патента индивидуальный предприниматель теряет право на применение данного режима налогообложения в периоде, на который был выдан патент (п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ).

Если индивидуальный предприниматель утрачивает право на применение УСН на основе патента по одному из видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ (в частности, пошив и ремонт одежды и обуви, изготовление и ремонт мебели, ремонт бытовой техники, копировальные, переплетные работы, фотография, чистка обуви и т.д.), переведенных на основании местных нормативных актов на ЕНВД, он обязан перейти на уплату единого налога на вмененный доход и уплатить единый налог за период, на который был выдан патент.

Если индивидуальный предприниматель одновременно применял обычную «упрощенку» и УСН на основе патента, а потом утратил право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента, он должен пересчитать налоговую базу по доходам, полученным от вида деятельности, по которому применялся патент, по правилам УСН, предусмотренной ст. 346.11— 346.25 НК РФ, за весь период, на который был выдан патент.

(Письмо ФНС России от 02.11.2010 № ШС-37-3/14719@)

Переход на ЕСХН и УСН

Переход на ЕСХН и УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном соответственно главами 26.1 и 26.2 НК РФ, и не требует согласия налогового органа.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать заявление о переходе на УСН и ЕСХН (далее — заявление) в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае данные налогоплательщики считаются перешедшими на уплату ЕСХН в текущем налоговом периоде (вправе применять УСН) с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.3 и п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

Налоговики отметили, что пятидневный срок для подачи заявления является пресекательным. Если в установленный срок налогоплательщики не подали заявление, то они по умолчанию становятся налогоплательщиками общего режима налогообложения.

(Письмо ФНС России от 02.11.2010 № ШС-37-3/14713@)

Реализация основных средств при ЕСХН

Плательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН (п. 1 ст. 346.2 НК РФ).

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70% (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 346.5 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения плательщики ЕСХН учитывают доходы в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ, и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Выручка от реализации основных средств и материалов включается в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) плательщиков ЕСХН.

(Письмо ФНС России от 02.11.2010 № ШС-37-3/14720@)