Новости («ЭЖ Вопрос-ответ», № 11, 2010 г.)

| статьи | печать

IT-компаниям установлены пониженные тарифы страховых взносов

В Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, устанавливающий порядок уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, внесено изменение, дающее право IT-компаниям, а также организациям, созданным бюджетными научными учреждениями, применять пониженные тарифы страховых взносов в ПФР, ФСС и фонды ОМС.

Пониженные тарифы устанавливаются на 2010 г., а также на так называемый переходный период. В частности, для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ, IT-компаний, а также организаций, созданных бюджетными научными учреждениями, переходный период продлен до 2019 г. В 2011—2017 гг. тариф страховых взносов для данных организаций составит 14%, в 2018 г. — 21, в 2019 г. — 28%.

Воспользоваться пониженными тарифами смогут только компании, соответствующие определенным условиям.

Также с 1 января 2010 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов (в этом году 415 000 руб.) будет определяться и устанавливаться Правительством РФ (ранее Правительство РФ определяло только размер индексации).

Закон вступил в силу с 19 октября 2010 г., при этом новая редакция положений Федеральных законов «О страховых взносах...» и «Об обязательном пенсионном страховании...» в части установления пониженных тарифов распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

(Федеральный закон от 16.10.2010 № 272-ФЗ)

Для управляющих компаний определен стандарт раскрытия информации

Стандарт утвержден во исполнение п. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ.

Согласно указанному пункту управляющая компания обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности.

Стандарт определяет закрытый перечень информации, подлежащей раскрытию, включая информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, сведения о выполняемых работах (услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и их стоимость.

Информация раскрывается четырьмя способами:

1) размещается на официальном сайте управляющей организации в Интернете, а при его отсутствии — на сайте органа местного самоуправления или субъекта РФ и должна быть доступна в течение пяти лет;

2) публикуется в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления муниципального образования;

3) размещается на информационных стендах (стойках) в помещении организаций;

4) предоставляется на основании письменных и электронных запросов.

Изменения, внесенные в раскрытую информацию, должны быть опубликованы (размещены) в тех же источниках, что и первоначальная информация (в Интернете — в течение семи рабочих дней, в официальных печатных изданиях — в течение 30 дней, на информационных стендах — в течение двух рабочих дней с момента изменения соответствующих сведений).

Кроме того, постановление обязывает все управляющие организации, осуществляющие деятельность по состоянию на 9 октября 2010 г., разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным стандартом до 10 декабря текущего года.

(Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, вступило в силу с 9 октября 2010 г.)

Размер пособия по безработице не изменился

На 2011 г. минимальная и максимальная величины пособия установлены в тех же размерах, что и в 2010 г. То есть минимальная величина — 850 руб. и максимальная — 4900 руб.

(Постановление Правительства РФ от 12.10.2010 № 812, вступает в силу по истечении семи дней после дня официального опубликования)

Установлены требования
к плану финансово-хозяйственной деятельности

С 1 января 2012 г. составление и утверждение плана финансово-хозяй-

ственной деятельности государственного (муниципального) учреждения должно осуществляться в соответствии с установленными требованиями.

Требования обязательны для бюджетных учреждений, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных органов местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, и для автономных учреждений.

План составляется на финансовый год, если закон о бюджете утверждается на один финансовый год или на финансовый год и плановый период, либо утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

Форма плана и порядок его составления утверждаются органом исполнительной власти или местного само­управления, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Данный орган вправе предусмотреть дополнительную детализацию показателей плана, в том числе по временному интервалу (поквартальному, помесячному).

(Приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н,
зарегистрирован в Минюсте России 23.09.2010 № 18530,
вступает в силу с 1 января 2012 г.)

Для инвесторов определены показатели финансовой устойчивости

Коммерческая организация может участвовать в качестве инвестора в реализации проектов, имеющих общегосударственное, региональное и межрегиональное значение. Однако, чтобы выполнить обязательства по проекту, такая организация должна обладать определенной финансовой устойчивостью.

Методика устанавливает перечень показателей, на основании которых проводится оценка финансовой устойчивости коммерческой организации — инвестора, а также требования к их расчету.

Если на дату подачи заявки на участие в проекте продолжительность деятельности инвестора с даты его учреждения составляет менее двух лет, в качестве анализируемой коммерческой организации рассматривается учредитель инвестора с долей участия в его капитале не менее 20%.

При участии в проекте объединения коммерческих организаций, созданного на основе договора о совместной деятельности, показатели финансовой устойчивости рассчитываются в отношении каждой коммерческой организации, входящей с состав указанного объединения, или в отношении учредителя такой коммерческой организации с долей участия в его капитале не менее 20%, если на дату подачи заявки продолжительность деятельности соответствующей коммерческой организации с даты учреждения составляет менее двух лет.

(Приказ Минрегиона России от 17.04.2010 № 17, 
з
арегистрирован в Минюсте России 20.09.2010 № 18483,
вступил в силу с 19 октября 2010 г.)

Регламентирована процедура списания недоимки и задолженности

Установлен порядок списания задолженности по обязательным платежам, признанной безнадежной к взысканию.

Списанию подлежит признанная безнадежной к взысканию недоимка и задолженность по пеням, штрафам и процентам, которые ранее взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г. Новый порядок применяется в отношении ликвидированной организации, индивидуального предпринимателя, признанного банкротом, в отношении умершего физического лица, а также в случае принятия судом акта, на основании которого налоговый орган теряет право взыскать недоимку и задолженность. В приложении к приказу приведен перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания задолженности, безнадежной к взысканию.

(Приказ ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@,
зарегистрирован в Минюсте России 23.09.2010 № 18528,
вступил в силу с 19 октября 2010 г. )


Нужно ли указывать в счете-фактуре наименование валюты?

С 2 сентября 2010 г. вступили в силу поправки, внесенные в ст. 169 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, предусматривающие указание в счете-фактуре нового реквизита «наименование валюты». Форма счета-фактуры и порядок его заполнения устанавливаются Правительством РФ (п. 8 ст. 169 НК РФ).

До утверждения Правительством РФ соответствующего постановления составление и выставление счетов-фактур осуществляются с учетом требований, действующих до 2 сентября 2010 г. (п. 4 ст. 10 Закона № 229-ФЗ).

В действующем постановлении Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, которым установлен порядок заполнения счета-фактуры, показатель «наименование валюты» не упоминается.

Следовательно, до утверждения Правительством РФ формы счета-фактуры, предусматривающей показатель «наименование валюты» и порядок заполнения этого показателя, указывать в счетах-фактурах наименование валюты не требуется.

Вместе с тем указание валюты в счетах-фактурах может рассматриваться как предоставление дополнительной информации и не является основанием для отказа в вычете НДС.

(Письмо Минфина России от 12.10.2010 № 03-07-09/46)

О налоге на имущество при совмещении режимов налогообложения

Минфин России разрешил организациям, совмещающим ЕНВД с иными режимами налогообложения, самостоятельно определять порядок расчета стоимости облагаемого имущества в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций. Порядок расчета должен быть закреплен в учетной политике организации.

 (Письмо Минфина России от 08.10.2010 № 03-05-05-01/43)

Как платить налоги по операциям с облигациями РФ

Финансовое ведомство разъяснило вопросы налогообложения (НДФЛ, налог на прибыль, НДС), связанные с выпуском, размещением, обращением и обслуживанием облигаций внутренних облигационных займов РФ, размещаемых на международных рынках капитала. В отношении налога на прибыль с суммы купонного дохода по облигациям отмечается, в частности, что, поскольку Российская Федерация (эмитент облигаций) является публично-правовым образованием и не отвечает понятию «организация» для целей НК РФ, она не может быть налоговым агентом для целей удержания налога на прибыль с доходов в виде процентов по облигациям у источника выплаты.

(Письмо Минфина России от 08.10.2010 № 03-04-08/2-211)

НДФЛ: компенсация расходов на проценты по кредиту 

Если расходы на выплату процентов по кредиту на приобретение жилья сотруднику возмещает работодатель, применяющий УСН, то он должен удержать НДФЛ.

По мнению Минфина России, предусмотренное в п. 40 ст. 217 НК РФ освобождение от НДФЛ сумм возмещения расходов на погашение процентов по кредиту действует только в случаях, когда работодатель является плательщиком налога на прибыль. Дело в том, что указанная льгота предоставляется при условии, что работодатель включает суммы возмещения в расходы по налогу на прибыль. Об этом прямо сказано в п. 40 ст. 217 НК РФ. Поскольку организация, применяющая УСН, не уплачивает налог на прибыль и у нее нет расходов по этому налогу, освобождение от НДФЛ не может быть применено. В такой ситуации выплаченные работнику суммы облагаются в общеустановленном порядке.

(Письмо Минфина России от 07.10.2010 № 03-04-06/6-246)

О сроке подачи заявления при перерасчете налоговой базы

Минфин разъяснил некоторые нюансы, касающиеся отражения ошибок, относящихся к прошлым налоговым периодам.

Например, у налогоплательщика образовалась переплата по налогу на прибыль из-за того, что он ошибочно не учел расходы в момент их возникновения.

Осуществляя перерасчет, налогоплательщик должен отразить в составе соответствующей группы расходов отчетного (налогового) периода, в котором выявлена ошибка, сумму выявленного своевременно не учтенного расхода.

НК РФ не ограничивает срок перерасчета налоговой базы в случае выявления ошибок (искажений), приведших к увеличению налоговой базы и суммы налога.

А вот заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога, в том числе вследствие перерасчета налоговой базы, повлекшей излишнюю уплату налога, необходимо подать в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Это следует из п. 7 ст. 78 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 05.10.2010 № 03-03-06/1/627)

Когда налог считается «излишне удержанным»

Минфин подтвердил свою позицию о том, что при предоставлении налоговым агентом имущественного вычета излишне удержанным считается налог, неправомерно удержанный после представления налогоплательщиком заявления налоговому агенту о получении имущественного вычета.

В этом случае суммы НДФЛ, излишне удержанные налоговым агентом, подлежат возврату налогоплательщику в порядке, установленном ст. 231 НК РФ.

Суммы налога, удержанные налоговым агентом до получения им обращения налогоплательщика о предоставлении имущественного вычета и соответствующего подтверждения налогового органа, не являются «излишне удержанными» и под действие ст. 231 НК РФ не подпадают.

 (Письмо Минфина России от 05.10.2010 № 03-04-06/6-237)

Отказ от дивидендов не освобождает от уплаты НДФЛ

Отказ от дивидендов в пользу выплачивающей их организации не освобождает от обязанности уплатить НДФЛ.

Минфин России отметил, что действующее законодательство не предусматривает возможность отказа лица от причитающихся ему дивидендов. Таким образом, даже если получатель дивидендов отказался от них в пользу выплачивающей организации, она является налоговым агентом по доходу в виде таких дивидендов. Днем получения дохода следует считать день отказа от дивидендов.

(Письмо Минфина России от 04.10.2010 № 03-04-06/2-233)

Безвозмездная реализация оборудования облагается НДС

Передача одним лицом для другого лица права собственности на товар на безвозмездной основе признается реализацией товаров в случаях, предусмотренных НК РФ. Об этом говорится в п. 1 ст. 39 НК РФ.

Операции по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ, совершенные организацией на безвозмездной основе, подлежат налогообложению в установленном налоговым законодательством порядке.

(Письмо Минфина России от 04.10.2010 № 03-02-08/59)

Оплата товара за счет бюджетных инвестиций

ГУП имеет право принять к вычету НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным за счет бюджетных инвестиций в виде взноса в уставный капитал.

В общем случае при приобретении товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета суммы НДС оплачиваются продавцам за счет средств федерального бюджета. Принятие к вычету НДС приведет к повторному его возмещению из федерального бюджета, поэтому такое возмещение недопустимо.

Однако если средства получены из федерального бюджета в виде взноса в уставный капитал (то есть в качестве бюджетных инвестиций), их не следует рассматривать как средства федерального бюджета, из которых оплачивается НДС при приобретении товаров (работ, услуг). Суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), оплачиваемым за счет таких средств, должны, по мнению Минфина России, приниматься к вычету в общеустановленном порядке.

(Письмо Минфина России от 01.10.2010 № 03-07-11/385)

Как заполнить заявление о ввозе товаров и уплате налогов

ФНС России разъяснила, как заполнить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе.

Налоговики рассмотрели вопрос о том, как заполнить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, если на одну единицу товара имеется более одного транспортного (товаросопроводительного) документа. Форма заявления установлена Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009.

ФНС России считает возможным для каждого товара, указанного в графе 2 раздела 1 заявления, в графах 9 и 10 раздела 1 заявления отражать транспортные документы без ограничений по количеству. При этом налоговики отметили, что вместо перечня наименований конкретных товаров можно указать их общий вид в одной строке заявления (например, мебель вместо столов письменных, кроватей, кресел). А в графах 9 и 10 этой строки приводятся реквизиты транспортных документов по всем товарам, отнесенным к названному виду.

Однако Требованиями к составу и структуре информации, установленными указанным протоколом, такой порядок не предусмотрен. Поэтому ФНС России рекомендует при заполнении заявления в отношении одного товара отражать один транспортный документ.

В письме налоговики указали, что ФНС России обратилась в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и Налоговый комитет Республики Казахстан с предложением рассмотреть вопрос о внесении изменений в Требования к составу и структуре информации в части возможности указания для каждого товара неограниченного количества транспортных документов.

(Письмо ФНС России от 13.10.2010 № АС-37-2/13179@)

О постановке на учет в органах ФСС

Встать на учет в органах ФСС России по месту нахождения обособленного подразделения можно по обоим видам страхования на основании одного заявления.

Юридические лица обязаны встать на учет в территориальных органах ФСС России по месту нахождения своих обособленных подразделений в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Порядок регистрации и форма соответствующего заявления в отношении первого вида страхования утверждены постановлением ФСС России от 23.03.2004 № 27, в отношении второго — приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 959н.

Фонд социального страхования обратил внимание на то, что формы заявления, утвержденные названными документами, идентичны, поэтому можно осуществлять постановку на учет обособленных подразделений по обоим видам страхования на основании одного заявления.

(Письмо ФСС России от 06.09.2010 № 02-03-09/06-1922П)

Оплата за работника процентов по нецелевому кредиту 

Оплата организацией за своего работника процентов по нецелевому кредиту, взятому работником на потребительские цели, а не конкретно на приобретение или строительство жилья, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Такой вывод следует из положений Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Все выплаты в пользу физических лиц, произведенные в рамках трудовых правоотношений, подлежат обложению страховыми взносами. Исключение составляют выплаты, поименованные в ст. 9 Закона № 212-ФЗ (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).

В пункте 13 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ сказано, что взносами не облагаются суммы, выплачиваемые организациями своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения.

(Письмо ФСС России от 13.08.2010 № 2640-19)