1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 828

Арбитраж (ЕХСН)

[+] Универсальный правопреемник реорганизованной организации, применяющей ЕСХН, вправе перейти на ЕСХН с даты постановки на налоговый учет без подачи соответствующего заявления

(Постановление ФАС Уральского округа от 21.09.2009 N Ф09-7009/09-С2)

Сельскохозяйственный кооператив был создан путем реорганизации в форме преобразования общества, применяющего систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. С момента своего создания кооператив тоже перешел на уплату ЕСХН. Налоговая инспекция посчитала этот переход неправомерным и начислила налоги по общему режиму налогообложения, что послужило обращению кооператива в арбитражный суд.

Суд занял позицию заявителя, указав, что вновь созданная организация вправе перейти на уплату ЕСХН в пятидневный срок с даты постановки на налоговый учет, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ. В этом случае организация считается перешедшей на уплату ЕСХН в текущем налоговом периоде с даты постановки на налоговый учет, указанной в свидетельстве (п. 2 ст. 346.3 НК РФ).

Судьи установили, что кооператив является полным правопреемником общества, которое применяло спорный спецрежим. С момента своего создания он исчислял и уплачивал ЕСХН, представлял в налоговую инспекцию соответствующую отчетность, то есть своими действиями подтвердил волеизъявление о переходе на спорный спецрежим.

Поскольку в данном случае имеет место универсальное правопреемство, то к вновь возникшему юридическому лицу (в данном случае - кооперативу) наряду с другими правами переходит и право реорганизованного юридического лица на уплату ЕСХН. При этом действующее законодательство не предусматривает обязанность реорганизованного лица подать заявление о переходе на спецрежим в случае, если предприятие до реорганизации уплачивало ЕСХН.

Таким образом, налогоплательщик, созданный путем реорганизации общества, применяющего систему налогообложения в виде ЕСХН, вправе перейти на уплату ЕСХН с момента постановки на налоговый учет. При этом подавать в налоговую инспекцию соответствующее заявление не требуется.

[+] Сельхозпродукция, выданная членам фермерского хозяйства в качестве личного дохода, не облагается ЕСХН. Расходы по арендной плате за земельный участок учитываются при исчислении ЕСХН

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.09.2009 по делу N А32-896/2009-34/35)

Крестьянское фермерское хозяйство являлось плательщиком ЕСХН.

В ходе выездной проверки налоговая инспекция выявила занижение налоговой базы по ЕСХН в связи с выплатой членам хозяйства личного дохода в натуральной форме и выручки, исчисленной в порядке пп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ, а также включением в состав расходов ненадлежащим образом оформленных затрат по арендной плате на земельный участок. В результате проверки хозяйству были начислены ЕСХН, пени и штрафные санкции, которые оно оспорило в арбитражном суде.

Суд встал на сторону заявителя. Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности хозяйства в денежной или натуральной форме, плодов, продукции. Размер и форма выплаты личного дохода определяются соглашением между членами фермерского хозяйства (ст. 15 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ)).

Исходя из п. 1 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта обложения ЕСХН учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные доходы. При этом доходом от реализации является выручка от реализации товаров (работ, услуг), как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) и имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (п. 1 ст. 249 НК РФ).

Как установили судьи, выращенная хозяйством сельскохозяйственная продукция частично распределена между его членами в порядке п. 2 ст. 15 Закона N 74-ФЗ, что в силу ст. ст. 249 и 346.4 НК РФ не является реализацией и не подлежит включению в налоговую базу по ЕСХН.

Признавая неправомерным исключение из состава расходов затрат по арендной плате на земельный участок, полученный хозяйством по акту приема-передачи и использованный им для выращивания сельхозпродукции, судьи указали, что ненадлежащее оформление документов на приобретение товара не свидетельствует о факте его безвозмездного приобретения, если этот товар принят к учету в установленном порядке и использован в производстве товаров (работ, услуг).

Такие выводы судей стали основанием для отмены доначисления ЕСХН, пеней и штрафных санкций.

[+] Отсутствие дохода от реализации сельскохозяйственной продукции не свидетельствует об утрате предпринимателем статуса сельскохозяйственного производителя

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.08.2009 N А32-11359/2008-46/168)

Предприниматель в 2004 г. зарегистрировал крестьянское (фермерское) хозяйство, заявил о применении системы налогообложения в виде ЕСХН и осуществлял деятельность по производству сельскохозяйственной продукции. В результате неблагоприятных погодных условий все посевы были полностью уничтожены, о чем был составлен акт совместной комиссии. В связи с этим предприниматель представил в налоговый орган декларацию по ЕСХН за 2004 г. с нулевыми показателями. В августе 2007 г. им представлена уточненная декларация за указанный период, содержащая данные о доходе в сумме 10 000 руб., которая документально не подтверждена.

Налоговым органом в ходе выездной проверки предпринимателя за период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2007 г. было установлено, что в 2004 г. налогоплательщик не осуществлял реализацию сельскохозяйственной продукции, а следовательно, неправомерно применял в 2005 - 2007 гг. систему налогообложения в виде ЕСХН. В результате предпринимателю были доначислены налоги, а также он был привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа.

Предприниматель обратился в арбитражный суд, который принял решение в его пользу.

Статьей 346.2 НК РФ предусмотрено, что плательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату данного налога в порядке, установленном гл. 26.1 НК РФ.

В целях гл. 26.1 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.

В п. 4 ст. 346.3 НК РФ указано, что, если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70%, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период. Следовательно, основанием для возврата к общему режиму налогообложения является нарушение плательщиком ЕСХН 70-процентного ограничения, установленного ст. 346.3 НК РФ. Отсутствие дохода от реализации сельскохозяйственной продукции не может служить основанием, поскольку в налоговом законодательстве соответствующих норм нет.

Кроме того, неполучение налогоплательщиком дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в рассматриваемой ситуации связано с объективными причинами, а в 2005 - 2007 гг. выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составляла более 70%.

Следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для доначисления налогоплательщику налогов в соответствии с общим режимом налогообложения.