Новый регламент проверок ФАС

| статьи | печать

Проверить любую организацию, индивидуального предпринимателя, а также госструктуру или орган местного самоуправления на предмет выполнения ими норм антимонопольного законодательства скоро можно будет в рамках нового порядка, изложенного в принятом недавно Административном регламенте. 


Антимонопольный орган в лице Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) и ее территориальных структур наделен контрольными полномочиями в нескольких сферах жизни.
Например, к компетенции этого органа отнесены вопросы проверки соблюдения участниками экономической жизни страны законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, при осуществлении инвестиций иностранцами в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
ФАС также контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, основные нормы и принципы которого содержатся в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ).
Напомним, что Закон № 135-ФЗ защищает конкуренцию и направлен на предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами и Центральным банком РФ.
Специалисты ФАС могут явиться с проверкой соблюдения антимонопольного законодательства в любую организацию, в том числе российскую и иностранную, и даже в орган власти, а также в организации, осуществляющие властные функции, в различные государственные внебюджетные фонды, в Банк России. Проверить могут и физических лиц, и индивидуальных предпринимателей.
В самых общих чертах порядок проведения проверок антимонопольщиками изложен в ст. 24—25.2 Закона № 135-ФЗ, согласно которым сотрудники антимонопольного органа вправе провести проверочные мероприятия при предъявлении служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа.
В рамках проверочных мероприятий для получения необходимых документов и информации они имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также в государственные внебюджетные фонды, коммерческие и некоммерческие организации.
Теперь процесс проведения таких проверок подробно описан в новом Административном регламенте по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства (утвержден приказом ФАС России от 24.02.2010 № 89, зарегистрирован в Минюсте России 20.04.2010 № 16935, далее — Регламент).


Виды проверок

Регламентом предусмотрено два вида проверок: плановые и внеплановые. И те и другие проводятся в выездной форме.

Обратите внимание!
Приход с проверкой в жилище проверяемого лица незаконен (п. 1 ст. 25.2 Закона № 135-ФЗ и п. 3.29 Регламента). Таких нежданных гостей можно спокойно отправить обратно. При этом возникает вопрос: как соотносится запрет на проверку в жилище и установленное правило именно выездных проверок, когда речь идет о проверке предпринимателей, размещающих бизнес в своем жилом помещении? Представляется, что потребуются разъяснения ФАС.


Плановая проверка проводится один раз в три года и только при условии включения проверяемого лица в ежегодный сводный план проверок, подготовка которого начинается за полгода до начала его применения. Шанс попасть в этот план имеется у тех, к кому антимонопольщики не наведывались с плановой проверкой более трех лет.
С внеплановыми проверками могут приходить настолько часто, насколько часто будут возникать соответствующие обстоятельства. К ним относятся:

  • поступление из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений материалов, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  • сообщения и заявления физических или юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  • истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;
  • приказ руководителя антимонопольного органа, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства РФ.

Внеплановая проверка может быть организована совместно с правоохранительными и иными контролирующими органами. В этом случае в приказе руководителя антимонопольного органа, служащем основанием проведения проверки, в составе проверяющих (инспекции) должен фигурировать представитель привлеченного органа.


Какая информация может спровоцировать внеплановую проверку…

…предприятия-монополиста


Чтобы явиться с проверкой к хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на рынке, антимонопольным контролерам достаточно получить сообщение о следующих обстоятельствах:
— установление и поддержание таким субъектом монопольно высокой или низкой цены на товар;
— навязывание невыгодных условий договора;
— экономически или технологически не обоснованный отказ либо уклонение предприятия-монополиста от заключения договоа с отдельными покупателями (заказчиками), если при этом у него есть возможность производства или поставок соответствующего товара;
— создание дискриминационных условий;
— создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
— другие обстоятельства, перечисленные в ст. 10 Закона № 135-ФЗ.
В случае выявления нарушений со стороны доминирующего субъекта ему грозит в лучшем случае административная ответственность по ст. 14.31 КоАП РФ (штраф не менее 100 000 руб. и не более 1/50 совокупного размера суммы выручки нарушителя). В худшем — уголовная ответственность для должностного лица такого предприятия по ст. 178 УК РФ, если нарушения совершены более двух раз в течение трех лет (вплоть до лишения свободы на срок до семи лет со штрафом, достигающим 1 млн руб. и с дисквалификацией до трех лет).


…скооперировавшихся конкурентов


Если в ФАС поступит информация о хозяйствующих субъектах, между которыми состоялось соглашение об установлении или поддержании цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, о повышении, снижении или поддержание цен на торгах, разделе товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), или возникли другие обстоятельства, перечисленные в ст. 11 Закона № 135-ФЗ, такие предприятия также могут быть проверены на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.
Подобные нарушения приводят к ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ. Для юридических лиц это «оборотные» штрафы (то есть составляющие определенную долю выручки).


…любого субъекта


Поводом прийти с проверкой для антимонопольщиков может стать::
— распространение субъектом ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
— введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
— некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
— продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг, незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Эти обстоятельства в случае их подтверждения в ходе проверки станут основанием для привлечения нарушителя к ответственности по ст. 14.33 КоАП РФ, а в случае неоднократности — по ст. 178 УК РФ.


Кстати
В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 21.12.2009 по делу № А43-15714/2009-10-246 судьи подтвердили, что распространение в письмах ложных, неточных, искаженных сведений о деятельности конкурента наносит ущерб его деловой репутации и является нарушением антимонопольного законодательства.
Определением ВАС РФ от 11.03.2010 № 2426/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

…властных структур


Наказать нерадивых чиновников, препятствующих свободной конкуренции, тоже можно, передав информацию о нарушении в антимонопольный орган. Статья в СМИ, описывающая горестные похождения несостоявшегося бизнесмена по инстанциям, где ему вставляют палки в колеса, также станет звоночком для проверяющих из ФАС. Властные полномочия нарушителя в данном случае не помогут. Антимонопольщики вправе проверить и их. Например, для инициирования проверки властных структур, включая органы местного самоуправления, достаточно информации:

  • о введении ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установлении запретов или введении ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
  • необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или хозяйствующим субъектам;
  • об установлении запретов или введении ограничений в отношении свободного перемещения товаров в РФ, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
  • о даче хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
  • об установлении для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
  • о предоставлении хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке.


Ежегодный сводный план проверок

Перечень проверяемых ежегодно с 25 августа до 1 сентября должен направляться ответственным подразделением ФАС России в органы прокуратуры. Этап отсева прокуратурой должен закончиться к 10 октября. К этому числу она должна проверить правомерность включения каждого лица, попавшего в список, а также инициировать совместную проверку, о чем до 10 октября должна сообщить в ответственное подразделение ФАС, отослав список избранных.
До 20 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, сводный план проверок должен быть утвержден приказом ФАС и не позднее десяти дней со дня утверждения размещен на ее официальном сайте (www.fas.gov.ru).
В сводном плане будут указываться не точные даты, а лишь периоды, в пределах которых запланированы проверки.
Регламент предусматривает возможность внесения изменений в сводный план проверок. Это допустимо в случаях ликвидации, реорганизации (слияния, присоединения, разделения), смерти индивидуального предпринимателя, упразднения органа государственной власти, органа местного самоуправления, включенного в сводный план проверок. Изменения утверждаются приказом ФАС России. Процедура утверждения изменений точно такая же, как при подготовке самого плана, но не ограничена сроками.


Подготовка проверки

Она включает в себя издание распорядительных документов (приказа руководителя антимонопольного органа, форма которого приведена в приложении № 5 к Регламенту), формирование инспекции (не менее трех человек, в территориальном органе — не менее двух человек), уведомление проверяемого лица о проведении проверки.
О плановой проверке уведомление производится минимум за три рабочих дня до ее начала в пределах срока, предусмотренного планом. Копия приказа о проведении проверки направляется проверяемому заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Суть загадочного «иного способа» не раскрывается в Регламенте. Можем лишь предположить, что это может быть личное вручение копии приказа уполномоченному представителю проверяемого. Может ли таким способом стать электронное сообщение через Интернет или посредством мобильной связи, остается вопросом.
О внеплановой проверке уведомление производится минимум за 24 часа до ее начала любым доступным способом. Такая формулировка скорее всего приведет к тому, что проверяемые не дождутся уведомления.
Есть единственный случай, когда внеплановая проверка допускается без уведомления — при поступлении информации о нарушении проверяемым ст. 11 Закона № 135-ФЗ (наличие соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к перечисленным в статье антиконкурентным последствиям).


Проведение проверки

Инспекция вправе прибыть к проверяемому в дату, определенную приказом о проведении проверки. Беспрепятственно войти в помещение, здание или на территорию проверяемого она вправе при предъявлении служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки. Напомним, что в приказе обязательно указывается состав инспекции, в том числе фамилии, имена и отчества каждого. Лицам, не включенным в состав инспекции, можно отказать в доступе.
В случае отказа в доступе лицам, уполномоченным приказом, последует административное наказание в виде штрафа для граждан в размере от 500 до 1000 руб., для должностных лиц — от 1000 до 2000 руб. (ст. 19.4 КоАП РФ).
Проверка должна проводиться в период, указанный в приказе. Время согласовывается руководителями инспекции и проверяемого лица или уполномоченным представителем с учетом графика работы организации. Срок проведения проверки составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, указанной в приказе, до даты передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. Срок проверки может быть продлен еще на два месяца, если потребуются экспертизы, исследования, испытания и другие необходимые мероприятия.
В процессе проверки проверяющие вправе получать документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, а также информацию, составляющую государственную тайну, — при наличии у соответствующего члена инспекции оформленного надлежащим образом допуска к сведениям соответствующей степени секретности), включая служебную переписку в электронном виде, необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями.
Для взаимодействия по вопросам получения от проверяемого информации, документов руководитель инспекции совместно с руководителем проверяемого лица или уполномоченным представителем определяет лиц из числа работников проверяемого лица.
Проверяющие вправе осматривать любые документы, предметы, получать информацию с любых обнаруженных носителей информации. При этом могут быть произведены фото- и киносъемка, видеозапись. Инспекторам предоставлено право снимать копии с документов (п. 3.29 Регламента). Однако ничего не сказано о правах на изъятие оригиналов документов (когда проверка осуществляется без участия правоохранительных органов, имеющих право на выемку документов).
Если проверяющие точно знают документы, которые им нужны, они могут оформить мотивированное требование о представлении документов и информации по форме, приведенной в приложении № 8 к Регламенту. Требование передается под роспись проверяемому лицу, его представителю. Запрошенные документы должны быть представлены в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента получения требования. Причем документы представляются не в оригиналах, а копиях, которые должны быть удостоверены проверяемым (печатью проверяемого и подписью уполномоченного лица).
Передачу документов рекомендуется фиксировать в акте приема-передачи документов, подписываемом сторонами проверки. Если запрошенные документы представить невозможно в столь короткий срок, об этом следует письменно уведомить руководителя инспекции с указанием причин и срока, в течение которого проверяемое лицо может представить истребуемые документы и информацию. В ответ на такое уведомление руководитель инспекции вправе установить новый срок или отказать в продлении с указанием причин отказа. За отказ в представлении документов и информации последует наказание по ст. 19.4 КоАП РФ.
В осуществлении осмотра вправе, но не обязано участвовать проверяемое лицо, его представитель, а также иные привлекаемые антимонопольным органом к участию в проверке лица. Осмотр осуществляется в присутствии не менее чем двух понятых.
В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Запрещено привлекать к участию в качестве понятых должностных лиц антимонопольных органов. Если для осуществления осмотра требуются специальные познания, к его проведению по инициативе антимонопольного органа могут привлекаться специалисты и (или) эксперты, аккредитованные в порядке, установленном Правительством РФ.
Решающий вывод о наличии или отсутствии признаков нарушений антимонопольного законодательства будет сделан проверяющими после анализа правовых актов проверяемого лица, соглашений и договоров, заключенных проверяемым лицом, финансовых, отчетных, контрольных, плановых, аналитических документов, производственных мощностей, процессов производства продукции и производственно-технических и иных объектов проверяемого лица.


Результат проверки

Результаты проверки оформляются актом проверки (форма приведена в приложении № 9 к Регламенту), который составляется в двух экземплярах на русском языке и подписывается всеми членами инспекции.
В нем указываются все сведения и информация по проверке: от проверяющих и проверяемого, места проверки до результата проверки (о выявленных признаках нарушений антимонопольного законодательства со ссылкой на положения законодательства), а также обо всех фактах и событиях, произошедших во время проверки или имеющих отношение к нарушениям, из-за которых инициирована проверка.
Руководитель инспекции не позднее последнего дня срока проведения проверки, указанного в приказе о проведении проверки, вручает оба экземпляра акта проверки руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого лица для подписания, один из которых остается у проверяемого лица.
При невозможности вручения акта проверки или отказе руководителя, иного должностного лица, уполномоченного представителя проверяемого лица от подписания и получения акта проверки руководитель инспекции делает в акте соответствующую отметку, заверяемую его подписью, и не позднее следующего рабочего дня направляет один экземпляр акта проверки проверяемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Руководитель, иное должностное лицо, уполномоченный представитель проверяемого лица в течение 15 календарных дней с даты получения акта проверки вправе представить в антимонопольный орган (руководителю инспекции) свои письменные возражения на акт проверки, которые приобщаются к акту.
По истечении 15 дней с даты получения акта проверяемым лицом заместитель антимонопольного органа с учетом возражений на акт проверки (если возражения поступили) принимает одно из трех решений:

  • о составлении докладной записки о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
  • передаче материалов проверки в соответствующий орган государственной власти по подведомственности в случае, если в ходе проверки были выявлены признаки нарушения законодательства РФ, контроль исполнения которого не входит в компетенцию антимонопольного органа;
  • передаче материалов проверки в структурное подразделение (отдел территориального органа), проводившее проверку, в случае отсутствия оснований для принятия мер реагирования.


Будем жаловаться!

Проверяемое лицо вправе обжаловать действия (бездействие) антимонопольного органа и его должностных лиц в соответствующий антимонопольный орган (адреса территориальных органов ФАС приведены в приложении № 1 к Регламенту).
Нарушение норм Регламента территориальным органом ФАС может быть обжаловано в ФАС России (123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-5).
Даже если жалоба по ошибке будет направлена не в тот территориальный орган, ее не вернут заявителю, а направят в уполномоченный рассматривать жалобу орган.
Важно соблюсти срок для обжалования. Решение (предписание) антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия (выдачи) (ст. 52 Закона № 135-ФЗ).
Жалоба подается в письменном виде за подписью руководителя проверяемого лица или его уполномоченного представителя с печатью проверяемого лица. Установлен 30-дневный срок рассмотрения жалобы со дня ее регистрации. Этот срок может быть продлен руководителем антимонопольного органа еще на 30 дней, о чем сообщается заявителю. Время почтовой доставки и период, требуемый для регистрации корреспонденции делопроизводителем, не включаются в срок рассмотрения жалобы.
Отказать в рассмотрении жалобы могут в двух случаях: если изложенная в жалобе проблема уже стала предметом рассмотрения судом или по ней уже вынесено судебное решение и если жалоба по тому же предмету и основанию уже рассматривалась антимонопольным органом и по ней уже было принято решение.
По результатам рассмотрения жалобы руководитель антимонопольного органа принимает решение или отказать в удовлетворении жалобы, или признать действие (бездействие) обжалуемого лица не соответствующим Регламенту с привлечением его к ответственности.
Если результат рассмотрения жалобы не устроил заявителя, то существует следующая стадия обжалования — суд, в который можно обратиться, минуя обращение в антимонопольный орган.
Важно отметить, что приказы антимонопольных органов о возбуждении дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства и о создании комиссий по их рассмотрению не могут быть предметом самостоятельного судебного обжалования, поскольку являются процессуальными документами, не устанавливают, не изменяют и не отменяют права и обязанности субъектов правоотношений в области антимонопольного законодательства, а следовательно, не порождают экономического спора (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.09.2009 по делу № А11-1869/2009, Определением ВАС РФ от 20.11.2009 № 14875/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).
Судебное разбирательство нередко приводит к победе проверяемого, признанного виновным в нарушении антимонопольного законодательства. Например, постановлением ФАС Московского округа от 05.11.2009 № КА-А40/10993-09 по делу № А40-19873/09-146-71 признано недействительным решение антимонопольного органа о нарушении заявителем антимонопольного законодательства РФ, которое выразилось в уклонении от заключения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям нефтеперекачивающей станции. В данном случае антимонопольный орган не смог доказать, что заявитель допустил злоупотребление доминирующим положением, повлекшее ущемление прав третьего лица. Определением ВАС РФ от 16.02.2010 № ВАС-1274/10 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
В другом, не менее интересном деле территориальный орган ФАС попытался привлечь к ответственности организацию, навязывающую услуги по охране, включая выдачу пропусков для посетителей арендаторов в здание, собственником которого являлась организация. Но суд признал притязания антимонопольного органа безосновательными и удовлетворил жалобу организации. Дело в том, что эта организация (химический завод) имела степень секретности, что и спасло ее от ответственности за навязывание услуг по платному входу в здание (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 по делу № А11-9778/2009).