Лучшие за три года. Прогноз деловых настроений бизнеса

| статьи | печать

Центр конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ оценил краткосрочные прогнозные деловые настроения предприятий и организаций отраслей экономики России, совокупный вклад в ВВП которых составляет более 60%.

Ученые ЦКИ констатируют, что большинство базовых отраслей экономики России в конце 2023 г. демонстрировали самые высокие прогнозные настроения за последние три года.

Проведенный ими детальный анализ динамики прогнозных оценок, данных респондентами в IV квартале 2023 г. на январь — апрель 2024 г., позволяет сделать вывод, что настроения менеджеров базовых отраслей экономики в течение года (с IV квартала 2022 г.) улучшались и достигли довольно оптимистических тенденций. Так, по итогам 2023 г. во всех рассматриваемых отраслях в различной степени, но произошел подъем краткосрочного оптимизма в настроениях, который превысил прошлогодний уровень.

Лидирующие позиции заняли добывающие и обрабатывающие производства, а также предприятия по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха. Причем авторы анализа подчеркивают, что именно в последних было зафиксировано максимальное восстановление деловых ожиданий: оценки респондентов на I квартал 2024 г. превысили уровень IV квартала 2022 г. на 15,6%. Настроения у предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности оказались выше прошлогодних на 7,3 и 5,2% соответственно. В целом подавляющее большинство промышленных производств в итоговой динамике 2023 г. превзошли прошлогодние настроения: 27 видов промышленной деятельности показали подъем оптимизма в части планов развития в январе — апреле 2024 г. Деловые ожидания в строительных организациях показали прирост на 0,5%.

Среди контактоемких отраслей выделилась розничная торговля, показывая превышение оптимизма на 3,2%, тогда как в оптовом сегменте оно составило только 0,5%.

Сфера услуг превзошла уровень прошлого года, показав увеличение деловых ожиданий на 0,6%. При этом наибольшие позитивные тенденции в оценках зафиксированы аналитиками ЦКИ в деятельности, связанной с производством, прокатом и показом фильмов; в области телевизионного и радиовещания, культуры, спорта, организации досуга и развлечений (превышение на 14,1%), санаторно-курортных организациях (10,9%), а также в сфере туризма (9,1%).

Для более детальной оценки степени восстановления деловых краткосрочных ожиданий промышленности авторы обзора рассмотрели совокупные настроения в ее отдельных подотраслях.

Они делают вывод, что динамика восстановления настроений в различных видах деятельности промышленности различалась. Как показал анализ ученых, наибольшую эффективность продемонстрировали средне- и высокотехнологичные предприятия: все из исследуемых видов деятельности превысили уровень оптимизма, сложившийся годом ранее. В то же время низкотехнологичные отрасли характеризовались меньшей степенью восстановления в целом, а некоторые и вовсе не смогли достигнуть необходимого уровня, оставаясь заметно сниженными.

Среди средне- и высокотехнологичных предприятий наибольшее восстановление деловых ожиданий относительно IV квартала 2022 г. зафиксировано на предприятиях по производству электрического оборудования (на 14,6%), автотранспортных средств (14,2%), химических веществ (10,2%), а также компьютеров, электронных и оптических изделий (9,4%). Предприятия по производству машин и оборудования превысили названный уровень на 4,9% соответственно. Производства по изготовлению лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, показали самый скромный прирост — 3,4%.

Среди низкотехнологичных видов деятельности максимальное восстановление произошло на предприятиях по производству резиновых и пластмассовых изделий (на 11,4%), текстиля (9,0%), а также готовых металлических изделий (6,7%). На предприятиях, специализирующихся на производстве одежды и кожи, оптимистические ожидания остались снижены относительно IV квартала 2022 г.

Также эксперты ЦКИ рассмотрели эффективность восстановления обрабатывающей промышленности и сферы услуг в течение 2022—2023 гг. в целом, а также в рамках различных периодов, в течение которых отрасли достигли и/или превысили дошоковый уровень деловой активности — IV квартала 2021 г.

Авторы анализа указывают, что деформация конъюнктуры, развернувшаяся в течение 2022 г. и вызванная как внешними шоками, так и неопределенностью развития ситуации в будущем, негативно отразилась на деловой активности практически всех сфер экономики, обусловив ухудшение экономической ситуации относительно IV квартала 2021 г.

В частности, доля предприятий промышленности, в которых был достигнут или превышен утерянный производственный оптимизм, три квартала 2022 г. относительно указанного периода не превышала 30%. Однако последующие стабилизационные меры обусловили наращивание этой тенденции, и уже в конце 2022 г. доля производств, преодолевших спад, увеличилась до 43,3%. В течение последующих кварталов 2023 г. восстановление продолжалось, и в IV квартале по отношению к аналогичному периоду 2021 г. их доля составляла уже 70%.

Общее снижение оптимизма деловых настроений предпринимателей в сфере услуг в начале 2022 г. было не столь значительно, как в отраслях промышленности: восстановление к IV кварталу 2021 г. показывали более 50% организаций (16,7% в промышленности). В IV квартале 2022 г. чуть менее 70% организаций сферы услуг транслировали стабилизацию настроений. В 2023 г. оптимистическая тенденция продолжилась более интенсивными темпами и по итогам года доля таких компаний достигла 86,7%, превысив среднесрочный уровень на 13,3 п.п.

Вместе с тем эксперты ЦКИ отмечают, что восстановление уровня деловой активности предприятий промышленной отрасли происходило более активными темпами, нежели организаций сферы услуг, несмотря на значительно сниженные стартовые позиции в I квартале 2022 г. В частности, по состоянию на IV квартал 2023 г. доля производств, достигших и/или превысивших дошоковый уровень (IV квартал 2021 г.), увеличилась на 53,3 п.п., а по сравнению с аналогичным периодом в 2022 г. — на 26,7 п.п., тогда как в сфере услуг на 33,4 и 20 п.п. соответственно, констатируют авторы исследования ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.