Экономика входит в период невысокого позитивного тренда

| статьи | печать

Такова оценка ученых Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ из проделанного ими анализа данных Росстата об экономических настроениях российских предпринимателей тех отраслей экономики, совокупный вклад которых в ВВП страны составляет около 60%, и потребителей в IV квартале 2023 г.

Читателей пусть не смущает, что речь в материале идет о показателях за IV квартал ушедшего года — цифрам мы отвели на полосе лишь небольшой бокс. Главное — это, как обычно, важные выводы, обобщения, наставления и прогнозы экспертов ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Этому основное внимание и уделим.

Лучший ИЭН за 10 лет

Авторы анализа отмечают, что в течение четырех кварталов 2023 г. наблюдалась положительная динамика роста рассчитываемого ими индекса экономического настроения (ИЭН).

«Исходя из мнений респондентов из различных отраслей, выявляемых поквартально на протяжении регулярных конъюнктурных опросов, оценочно можно констатировать, что примерно в конце III квартала экономика (ИЭН) завершила фазу компенсационного роста, восстановив потери 2022 г., и перешла в зону обычного экономического тренда с позитивной направленностью», — делают вывод ученые ЦКИ.

Они отмечают, что выявленный итоговый результат ИЭН в IV квартале стал лучшим за последние десять лет проведения предпринимательских опросов. При этом аналитики напоминают, что этому предшествовали два года, ставшие переломными для российской экономики. Беспрецедентные санкции, которым она подвергалась, привели к значительному разрыву хозяйственных связей с западными странами как по линии импортных поставок, так и по экспортной составляющей, принципиально изменив сложившиеся годами внешние экономические торговые контакты, особенно в сегменте поставок технологической продукции и экспорта сырьевых товаров.

«Все эти перестроения, связанные с межстрановыми движениями товаров и услуг, естественно, вызвали повышенную турбулентность макроэкономических индикаторов, отражающих динамику роста экономики страны, включая основной результирующий экономический показатель — валовый внутренний продукт (ВВП)», — указывают авторы анализа.

В рамках трех реформ

По их мнению, в целях преодоления последствий от санкционного давления и минимизации потерь от них экономика России вступила одновременно в три довольно крупные долговременные и затратные реформы.

Запущен механизм интенсивного перестроения экономики, ориентированной в последние годы преимущественно на спрос отечественных сырьевых товаров, на предложение конкурентных на мировом рынке товаров с высокой добавленной стоимостью и высокой степенью передела. Основная роль в реализации этой задачи отведена обрабатывающей промышленности, высокоинтеллектуальным услугам и интенсивному внедрению в этот процесс экономики знаний за счет активного наращивания бюджетных ассигнований в человеческий капитал (здравоохранение, образование) и науку (НИОКР и расширение венчурного капитала).

Фактически частичная смена парадигмы экономики требует ее соответствующей трансформации, в том числе за счет переноса труда и капитала от неэффективных видов экономической деятельности и предприятий в отрасли и к экономическим агентам, которые обладают нужной доходностью и заметным производственным потенциалом.

«Для выхода на устойчивый экономический рост и в дальнейшем на экономическое развитие страны сегодня необходимо интенсифицировать производственную политику, которая, в свою очередь, будет постоянно поддерживать структурную перестройку экономики и способствовать росту производительной занятости в технологических отраслях, особенно в сегменте серийного производства. Причем данный маневр должен происходить в том числе за счет „созидательного разрушения“ неэффективных экономических агентов», — считают ученые ЦКИ.

Результаты конъюнктурных опросов, проводимые в мониторинговом режиме Росстатом и комплексно анализируемые ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, регулярно показывают, что на российском промышленном рынке функционируют примерно 8—10% экономических агентов, где их руководители в опросах традиционно сообщают о снижении объемов производства и падении спроса на продукцию, а также об ухудшении финансового состояния своих предприятий. Зачастую данные структуры функционируют с отрицательной добавленной стоимостью, выпуская некачественную и неконкурентную продукцию, не пользующуюся спросом и оседающую на складах.

«Указанные „зомби-предприятия“ желательно вывести с рынка или поменять им вид деятельности с принципиальной сменой менеджмента», — призывают авторы анализа.

Также они указывают, что важнейшим стратегическим направлением, помимо смены парадигмы экономики и включения трансформационного механизма, стало интенсивное внедрение программы импортозамещения, суть которой состоит в замене на внутреннем рынке товаров иностранного производства, преимущественно импортируемых из западных стран, на отечественные аналоги. Эксперты ЦКИ считают, что в первую очередь указанные перестроения необходимо провести в обрабатывающей промышленности и ее наименее локализованных подотраслях: станкостроение, электронная промышленность, легкая промышленность, тяжелое машиностроение, фармацевтика и медицинская промышленность, а также в автомобиле- и авиастроении.

Обобщения, пожелания, прогнозы

Несмотря на общий понижательный тренд в 2022 г., выявленный Росстатом по показателю ВВП, и среднегодовое снижение отраслевых индексов предпринимательской уверенности в 2022 г., уже в I квартале 2023 г. и по статистическим, и по опросным данным экономика вступила в фазу компенсационного роста, постепенно перестраиваясь и адаптируясь к новой экономической реальности.

Высокий бюджетный и кредитный импульс в 2023 г. позволил реальному сектору выйти на позитивные темпы роста и значительно улучшить бизнес-настроения экономических агентов. Предприниматели в свою очередь заметно изменили управленческие схемы функционирования своих структур, особенно связанных с логистикой поставок и реализацией. Исходя из обобщенных мнений респондентов, участвующих в опросах, динамика отраслевых индексов предпринимательской уверенности в наблюдаемых базовых отраслях экономики, оставалась разнородной с преобладанием позитивных тенденций.

Подводя краткие итоги отрицательного влияния различных лимитирующих факторов на функционирование бизнеса, аналитики ЦКИ указывают, что, помимо проведения макроэкономической стабилизации, принципиального улучшения предпринимательского климата в стране, акцентированного увеличения инвестиционной и инновационной активности экономических агентов, а также роста бюджетных вложений в развитие человеческого капитала, сегодня необходимо: резкое повышение квалификации и образования рабочей силы; улучшение институциональной среды, включая институты развития и систем управления экономикой и структурная трансформация от малопроизводительных видов деятельности к высокопроизводительным.

Прогнозные данные предпринимательских опросов позволяют авторам анализа утверждать о продолжении экономического роста в 1-м полугодии 2024 г. как в основных базовых отраслях в частности, так и в экономике в целом (ВВП).

Вместе с тем, опираясь на текущую официальную макроэкономическую статистику Росстата и результаты конъюнктурных опросов, ученые оценочно предполагают, что фаза восстановительного и компенсационного роста (который имеет всегда бурный, но непродолжительный характер) закончилась и экономика входит в период невысокого позитивного трендового роста с возможной интенсификацией экономической динамики по мере реализации указанных выше реформ и минимизации давления на бизнес экономических и геополитических факторов неопределенности.

«Учитывая динамику значения ИЭН (109,5), сложившуюся по итогам 2023 г. при очень высоких поквартальных темпах роста данного показателя (5,7 пункта по сравнению с III кварталом), есть все основания полагать, что предпринимательские настроения бизнеса сегодня находятся на благоприятном уровне, позволяющем экономике России наращивать свою деловую активность в обозримом будущем за пределами восстановительного периода», — заключают эксперты ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.


К сведению

Основные результаты IV квартала 2023 г.

Индекс экономического настроения (ИЭН): позитивная динамика ИЭН наблюдалась все четыре квартала в 2023 г. В результате в конце отчетного года значение ИЭН составило 109,5. Рассчитанные средневзвешенные значения шкалируются так, чтобы иметь за длительный период среднее значение 100 и стандартное отклонение 10. В результате при нормальном распределении ИЭН ВШЭ в большинстве случаев изменяется в диапазоне от 90 до 110, при этом значения около 100 соответствуют нормальным настроениям в предпринимательской среде, заметно выше 100 — наиболее благоприятным и оптимистичным, заметно ниже 100 — депрессивным, кризисным.

  • Промышленность: позитивные изменения в предпринимательских настроениях были характерны для респондентов из добывающей и обрабатывающей промышленности, в которых индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) — +3% и +4%. Обрабатывающий сегмент показал лучшее значение индекса не только за все время наблюдений, но и среди всех базовых отраслей, участвующих в конъюнктурных опросах Росстата.

  • Строительство: улучшение позиций ИПУ в течение трех кварталов до –11%.

  • Розничная торговля: выход ИПУ из зоны отрицательных значений и фиксирование на нейтральной позиции (0%).

  • Сфера услуг: с учетом снятой сезонной составляющей значение ИПУ в сервисном секторе зафиксировано на нейтральном значении — 0%.

  • Потребители: подъем индекса потребительской уверенности населения на 11 п.п. по сравнению с III кварталом 2022 г. до отметки –12%.