На Таганке обещают сохранить мемориальный кабинет Юрия Любимова

| статьи | печать
Новый директор театра на Таганке Ирина Апексимова заявила агентству РИА «Новости», что кабинет великого режиссёра будет сохранён: «Все вещи, которые находятся в кабинете Любимова, в музее сохранят на время ремонта и при необходимости реставрируют».

Речь идёт об уникальном кабинете основателя легендарной Таганки, стены которого покрыты росписями знаменитых политиков и творцов XX в., в котором хранятся уникальные свидетельства великой театральной истории и незримо присутствует дух Мастера.

После очередного изгнания с Таганки в 2011 г. сам Юрий Любимов говорил о мечте, чтобы его кабинет сохранили и не ломали. Такое решение казалось очевидным и несложным в исполнении, но его всё не принимали. После смерти режиссёра борьбу за сохранение его наследия продолжила супруга Каталина Любимова, которая создала для этого специальный фонд. Наконец, кажется, дело сдвинулось, новый директор И. Апексимова начала действовать.

В четверг, 19 марта, комиссия Театрального музея им. Бахрушина провела осмотр и оценила состояние кабинета Юрия Любимова. После И. Апексимова сказала: «Самое сложное в приведении в порядок кабинета — это сохранение уникальных стен, где в своей любви к «Таганке» расписались известнейшие люди искусства из разных стран. Музейщики не могут сами решить эти проблемы, но знают профессиональных реставраторов, которые способны справиться с этой задачей квалифицированно». Директор хотела бы, чтобы мемориальная зона Таганки включала в себя и гримёрку Владимира Высоцкого: «Этот вопрос театр будет решать вместе с музеем Высоцкого».

Накануне, в среду, 18 марта, в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына (как раз напротив Таганки) состоялся вечер благотворительного Фонда развития театрального искусства Ю.П. Любимова «Что сохраняет память», посвящённый творчеству Мастера.

Зал был полон. Были актёры, режиссёры, художники, композиторы — московский интеллектуальный цвет. Рассказывали о том, как шла работа над последними постановками Юрия Петровича. Читали прозу, слушали, как читал свои стихи сам Отец Таганки. Каталина Любимова всё время просила сделать фонограмму громче, делали, но всё равно в зале, казалось, царствовала тишина, в которой будто слышались шорохи, — как будто тень Мастера витала здесь, светила и сигналила лучиком фонарика и сыпала замечания не терпящим возражений шёпотом. Волшебство, которое всегда сопровождало любимовские постановки, опять было со зрителями.

Выступил режиссёр Государственного академического театра им. Е. Вахтангова Римас Туминас — как учился у маэстро работать с актёрами и употреблять водочку. Говорил композитор Владимир Мартынов — как спорил с Юрием Петровичем о роли короля Людовика и актёра Мольера в истории культуры. Звучали фрагменты из последней драматической постановки Юрия Любимова — из «Бесов» по Фёдору Достоевскому. А на сцене, слева, по сторонам от цветов на столике, висели две кофты Мастера. Любимая тёмно-коричневая, в которой часто репетировал и представлял готовые спектакли, и нелюбимая — мышиная, в которой играл Сталина.

Так и жил, между свободой духа и окриками начальников. Можно сказать — исконно по-русски.

Теперь Фонд Ю.П. Любимова готовится отметить столетие Мастера. Руководитель фонда Каталина Любимова попросила помощи — не денег, а содействия в поиске и систематизации материалов о творчестве режиссёра и мыслителя. На вечере, кстати, показали уникальную съёмку выступления на белградском телевидении Юрия Любимова и Владимира Высоцкого и фрагмент «Гамлета» (1976 г.).