Актриса Ирина Усок: «Бешеные деньги — для меня понятная тема»

| статьи | печать

Накануне Всемирного дня театра (27 марта) «ЭЖ» побеседовала с Ириной Усок — исполнительницей главной роли в спектакле «Бешеные деньги» по Островскому на сцене театра «Содружество актеров Таганки». И потому что тема денег — нынче одна из важнейших для нашего театра и искусства вообще, и потому что знаменитая актриса в жизни и на гроши жила, и к бешеным деньгам прикасалась. А ещё — спектакль удался, дебютная работа режиссёра Марии Федосовой пришлась по душе и критикам, и зрителям. Билеты на спектакль распродаются на много недель вперёд.

— Почему выбор актрисы на роль Лидии Чебоксаровой пал на вас?

— Маша сразу сказала, что мне и играть ничего не придётся, потому что «роль как будто про тебя». Что ж, некоторое время назад у меня с моей героиней было намного больше совпадений во взглядах на жизнь, чем сейчас.

— Вы имеете в виду отношение к деньгам?

— Конечно. Особенно к «бешеным». Когда ты делаешь только то, что хочешь, не задумываясь о цене.

— Бешеными деньгами принято называть либо очень большие суммы, либо случайные, внезапно свалившиеся, которые в кармане надолго не задерживаются. У вас так бывало?

— Я долго считала, что у меня денег должно быть много только потому, что я такой «подарок». И хорошо, что мы репетировали спектакль именно тогда. Сегодня же я чётко знаю: обладание большими деньгами само по себе счастья не приносит. Несколько лет я жила в центре Москвы, в полном достатке, и очень скоро… ощутила себя самым несчастным человеком на свете.

— Причина в избытке денежных средств?

— В моём отношении к жизни. Я около четырёх лет жила в гражданском браке с очень успешным, обеспеченным человеком. Всё было романтично, удобно. Я ни с чем не испытывала сложностей. Но в какой то момент поняла, что обладание всем этим счастья мне не приносит. А вскоре жизнь моя в корне изменилась. И тогда я ощутила большое облегчение. Поняла, что все это — необходимый жизненный опыт. Стать богатой и знаменитой мечтают, наверное, все начинающие актрисы, которые отправляются покорять Москву. Я не исключение.

— Когда вы начали свой поход за славой?

— Когда приехала вместе с Пашей Деревянко из Таганрога поступать в московские театральные вузы. До этого у меня уже был небольшой театральный опыт. Отучившись в таганрогском театральном лицее, сезон играла Золушку в Чеховском драматическом театре.

Столичная жизнь, конечно же, поглотила меня полностью. Поступив на курс Евгения Лазарева, я сразу была вовлечена в полноценную театральную и киношную жизнь. Моим педагогом стал Дмитрий Брусникин. Как-то сразу я попалась на глаза кинорежиссёрам и уже на первом курсе снялась в крошечной роли в фильме «Мама не горюй». Потом попала на пробы к Юрию Морозу в сериал «Дети Ванюхина». Но, конечно, основным моим делом всегда был театр. Потому я и отправилась на показ в театр «Содружество актёров Таганки», где мне сразу же досталась роль Нины в «Чайке» Чехова. Так удачно сразу же сложилось, что я стала играть главные роли почти во всех спектаклях театра. Но я с удовольствием играю и роли второго плана. Сейчас мы репетируем с Машей Федосовой «Бег» М. Булгакова, где мне досталась роль Серафимы.

Сегодня я с удовольствием вспоминаю все бытовые сложности, с которыми мне пришлось столкнуться на раннем этапе московской жизни. Даже то, как мы с Пашей делили сосиски на кухне, когда почти нечего было есть.

— Теперь, когда Москва почти покорена, на очереди Голливуд?

— Не совсем, но вы почти угадали. Мой первый руководитель курса Евгений Лазарев уже в то время часто уезжал в Америку, где преподавал курсы актёрского мастерства. Сейчас он постоянно живёт там. Я часто бываю в Штатах. Мы с ним общаемся, и он всё время предлагает мне заняться педагогической деятельностью. Но мне пока не хочется расставаться с актёрством, и я задумалась над другим предложением — от моего друга, актёра Александра Соковникова, уехавшего в Америку лет десять назад. Он активно занимается своей актёрской карьерой, недавно снялся в новом сезоне «Карточного домика» у Дэвида Финчера. Так вот, он предложил мне совместный проект спектакля по пьесе Т. Уильямса «Лето и дым». Причём играть предлагается на двух языках. Мне кажется, может получиться очень интересная работа.

— А как же ваша стационарная работа в театре? Вы готовы ради одного, пусть даже очень интересного проекта, броситься покорять Америку, расставшись со всеми своими главными ролями?

— Во первых, я ничего не «рву», а обговорила с Николаем Губенко творческий отпуск на некоторое время. А во-вторых, конечно, не ради одного спектакля собираюсь некоторое время пожить на другом континенте. Дело в том, что я недавно встретила любовь всей своей жизни. Этот человек индус. Живет в Нью-Йорке. Я познакомилась с ним два года назад, и он просто перевернул всё моё мироощущение. Я честно рассказала об этом Н. Губенко, который, поняв всё, пошёл мне навстречу.