Россия в АТЭС: все коридоры ведут в Китай

| статьи | печать

Не успел еще остыть металл на сварке первого стыка газопровода «Сила Сибири», через который российское голубое топливо скоро побежит в КНР, а в Пекине уже подписано Рамочное соглашение о поставках природного газа из России в Китай по «западному коридору». Разворот потоков отечественных углеводородов на Восток в самом разгаре, теперь важно не стать «сырьевым придатком» только одной страны и не забывать о необходимости многополярности рынков сбыта.

Совсем недавно, в сентяб­ре, в Якутске прошли торжественные мероприятия, посвященные сварке первого стыка газотранспортной сис­темы «Сила Сибири», которую неформально называют «восточным коридором». Его проектная производительность составит 38 млрд куб. м газа в год, за 30 лет он перекачает в Китай более 1 трлн куб. м российского топлива. К концу 2018 г. будет построен участок от Чаян­динского месторождения в Якутии до г. Благовещенска (на российско-китайской границе) протяженностью более 2200 км.

А уже 9 ноября в Пекине, на полях саммита АТЭС, председатель «Газпрома» Алексей Миллер и глава CNPC Чжоу Цзипин подписали Рамочное соглашение о поставках природного газа из России в Китай по «западному коридору». Документ, в частности, определяет график работы над договором купли-продажи газа, техничес­ким соглашением и межправительственным соглашением по «западному маршруту».

Технико-экономические характеристики «западного коридора» немногим уступают показателям «восточного». Он предусматривает поставку в КНР 30 млрд куб. м газа в год с месторождений Западной Сибири по газопроводу «Алтай».

«Широкомасштабная работа с китайскими коллегами развивается очень динамично. Мы ставим перед собой амбициозные цели и уверены в их достижении», — прокомментировал подписание соглашения А. Миллер.

Большинство экспертов позитивно оценивают ускорение восточного вектора в развитии экономики России. Анализ производственных и транспортных издержек, по оценке директора Российского центра исследований Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества ­МГИМО Натальи Стапран, показывает, что в силу географической близости и приемлемой себестоимости российские энергоресурсы вполне конкурентоспособны на динамично развивающемся рынке АТР. Поэтому стратегический разворот российской энергетики на азиатское направление вполне закономерен.

Очень правильным стратегическим решением, которое отвечает национальным интересам России, считает разворот на Восток заведующий кафед­рой истории стран Дальнего Востока Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Колотов.

Страны АТР сегодня производят практически половину мирового ВВП, поэтому сейчас это регион стабильности и динамичного роста.

Вместе с тем ориентация только на одну страну на восточном направлении может создать определенные трудности. По мнению директора Центра исследований постиндустриального общества, д.э.н. Владислава Иноземцова, сегодня очень важно не забывать о японском и корейском рынке углеводородов. Цены на природный газ там гораздо выше, чем в Поднебесной, а уровни потребления таковы, что Россия может занять значимое место даже при относительно небольших объемах поставок (уже сейчас нашей стране принадлежит на японском рынке газа доля в 10,2%, а на южнокорейском — в 6,1%).

Коль скоро мы в последнее время много говорим о многополярном мире, не стоит бороться за звание «сырьевого придатка» только одной страны, гораздо лучше выглядит роль одного из мировых лидеров глобального рынка энергоресурсов.