Плюсы и минусы сделки века

| статьи | печать

Мегаконтракт на поставку российского газа в Китай, заключенный на этой неделе, имеет целый ряд безусловных преимуществ, важнейшие среди которых — диверсификация рынков сбыта, огромный объем и длительный срок. К сожалению, пока скрыта завесой коммерческой тайны цена поставляемого топлива, поэтому трудно оценить реальную экономическую эффективность сделки.

После десятилетних переговоров «Газпром» и CNPC заключили долгожданный договор на поставку российского газа в течение 30 лет на сумму 400 млрд долл. До­кумент предусматривает поставку нашему восточному соседу по магистральному газопроводу «Сила Сибири» российского природного газа ежегодно в объеме 38 млрд куб. м (в дальнейшем возможно увеличение почти в два раза).

«Сила Сибири» входит в газотранспортную систему из Якутского и Иркутского центров газодобычи, ориентированных на транспортировку топлива на Дальний Восток и в КНР. Кстати, газопровод будет построен практически полностью из труб отечественного производства.

«Россия и Китай подписали самый крупный контракт на поставку газа за всю историю ­СССР и „Газпрома“ — более 1 трлн куб. м за все время действия соглашения. Мы открыли для российского газа принципиально новый рынок сбыта с огромным потенциалом, — прокомментировал важнейшее событие председатель правления газовой корпорации Алексей Миллер. — Организация поставок российского трубопроводного газа в Китай — крупнейший инвестиционный проект мирового масштаба. Только на российской территории объем инвестиций в создание объектов добычи и транспортировки газа составит 55 млрд долл. На востоке России будет создана масштабная газовая инфраструктура, что станет локомотивом развития экономики региона. Мощный стимул к развитию получат целые отрасли российской экономики: металлургия, трубная промышленность, машиностроение».

Среди преимуществ долгосрочного контракта экономисты также называют диверсификацию поставок, которые не будут зависеть от обострившихся отношений с Западной Европой. «После присоединения Крыма к России США и Европа выступили резко против и начали вводить санкции, угрожая впоследствии отказаться от российских нефти и газа. В большей степени — именно газа, так как на нефть очень сильно завязаны европейские нефтеперерабатывающие заводы», — подчеркивает эксперт управления исследований и аналитики Промсвязьбанка Екатерина Крылова.

Соединенным Штатам, по оценке экспертов Промсвязьбанка, нереально в ближайшие годы выйти с серьезными объемами СПГ на европейский рынок, а Европе — нереально отказаться от поставок из России ввиду географического расположения и, соответственно, стоимости. Тем не менее риски все равно сохранялись, но теперь с учетом договора с Китаем они достаточно сильно снижаются.

Даже в случае постепенного отказа Европы от российского газа у «Газпрома» будет хорошая альтернатива.

По нашему мнению, даже если оценивать сокращение доли „Газпрома“ на европейском рынке консервативно (примерно до 16 с текущих 29%), то концерну нужно будет продавать КНР чуть более 70 млрд куб. м, чтобы не потерять в сбыте. Мы тут ничего страшного не видим и убеждены, что это возможно», — подчеркивает г-жа ­Крылова.

Вместе с тем аналитики отмечают отсутствие ясности по такому важному показателю долгосрочного контракта, как цена на газ. «Выход „Газпрома“ на китайский рынок весьма позитивен для развития бизнеса газового холдинга в долгосрочной перспективе, однако отсутствие ключевых параметров заключенной „Газпромом“ в среду мегасделки с Китаем не позволяет пока в полной мере оценить ее выгоду для акционеров», — замечает руководитель управления исследований и аналитики Промсвязьбанка Олег Шагов.

«Пока не известны точные данные по цене на газ, остается оценивать только макроэкономические последствия, — полагает аналитик АКГ „Градиент Альфа“ Егор Двинянин. — Учитывая, что с Западом у России временное охлаждение, а США грозится заменить российские поставки газа в Европу, нам крайне важно получить такого партнера, как Китай. Дело не только в диверсификации рынка сбыта наших углеводородов, в ближайшем будущем можно ожидать прорыва по ряду направлений совместной дея­тельности наших стран. Мы фактически открываем Китаю доступ на нашу территорию. Я не сторонник „китайской угрозы“, поэтому считаю, что китайские инвестиции принесут пользу российской экономике и России вообще».

И все же, сколько будет стоить российский газ нашим китайским партнерам? Упрощенный подход к определению цены поставляемого газа на основе общей суммы контракта и его стоимости (опубликованных в СМИ) дает уровень порядка 350 долл. за 1000 куб. м. Более оптимистичного мнения относительно цены российского топ­лива придерживается замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. С учетом пятилетнего периода наращивания поставок до уровня 38 млрд куб. м она может составить 380 долл.

В любом случае из цены на поставляемый в Китай газ стоит вычесть ставку НДПИ, поскольку для месторождений, которые станут базой добычи этого топлива, предполагаются налоговые льготы. В результате госбюджет недосчитается серьезных доходов. Таким образом, на выходе получится цена, которая ниже средних цен для поставок «Газпрома» в дальнее зарубежье (381 долл. за 1000 куб. м в 2013 г.). Она также существенно меньше, чем средняя цена, по которой Китай покупает газ у Туркменистана или Мьянмы. По данным JP Morgan, наш восточный сосед импортирует трубопроводный газ из Центральной Азии и Мьянмы по 400 долл. за 1000 куб. м. Как говорится, почувствуйте разницу…