Реклама: раздаем календари, каталоги, ручки

| консультации | печать
Компания проводит в супермаркете рекламную акцию: при приобретении ее продукции покупатель получает сувенирную ручку и календарь с логотипом компании, а также рекламный каталог с перечнем продукции, выпускаемой компанией.
При проверке налоговики доначислили НДС на стоимость переданных в ходе акции ручек, календарей и каталогов. Правы ли налоговики?

Нет, в отношении каталогов налоговики неправы. Бесплатная раздача рекламных материалов в принципе не является объектом налогообложения по НДС. А операции по передаче в рекламных целях ручек и календарей могут облагаться НДС, только если их стоимость за единицу превышает 100 руб. Расскажем подробнее.

Объектом налогообложения по НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории РФ как на возмездной, так и на безвозмездной основе (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Но рекламный каталог нельзя рассматривать как имущество, предназначенное для реализации. Ведь он не обладает потребительской ценностью для получателя, не имеет рыночной стоимости и не может быть реализован на рынке.

Такой вывод основан на позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 30.05.2014 № 33. В этом документе в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, связанных с применением главы 21 НК РФ, Пленум ВАС РФ дал разъяснения арбитражным судам о порядке обложения НДС операций, в том числе и по передаче в рекламных целях товаров и рекламной продукции потребителям.

В пункте 12 постановления высшие судьи указали, что в случае передачи товаров (работ, услуг) в рекламных целях такие операции подлежат налогообложению на основании подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, если расходы на приобретение (создание) единицы товаров (работ, услуг) превышают 100 руб. Вместе с тем не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения, распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве.

Минфин России в письме от 19.09.2014 № 03-07-11/46938 указал, что по вопросу применения НДС в отношении распространяемых организацией рекламных материалов следует руководствоваться этой позицией ВАС РФ.

Таким образом, рекламный каталог, поскольку он не предназначен для реализации в собственном качестве, не является товаром, а значит, операции по его бесплатной раздаче объектом обложения НДС не являются.

А вот календари и ручки, даже и с логотипом компании, обладают самостоятельной потребительской ценностью. Поэтому они должны рассматриваться в целях налогообложения как товар, а их безвозмездная передача как реализация товара. Но если стоимость приобретения ручки или календаря для компании составляет менее 100 руб., операции по их передаче в рекламных целях освобождаются от обложения НДС на основании подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ.