До рассвета еще далеко...

| статьи | печать
До рассвета еще далеко...

7 ноября Госдума планирует рассмотреть президентский пакет антикоррупционных законов: базовый – «О противодействии коррупции», один закон о внесении поправок в Федеральный конституционный закон о Правительстве и два закона о внесении поправок еще в 25 других федеральных законов. Парламентарии говорят, что поступившие из Кремля с пометкой «срочно» документы очень «сырые». Но, мол, лучше иметь такие законы, чем никаких. А лучше ли?

Поможет ли поправить дела новый антикоррупционный законодательный пакет? Сомневающихся на сей счет немало. Ибо законы, направленные против мздоимцев, в России имеются и сегодня. Но... не работают. Скажем, по действующему Закону о государственной гражданской службе доходы чиновников должны регулярно проверяться кадровыми службами. Но система действует весьма выборочно: если чиновник имел дополнительные легальные заработки, он подает декларацию, если нет – увы... И непонятно, на какие же доходы он строит себе особняки, покупает престижные иномарки и увешивает бриллиантами жену, дочерей и прочих близких женщин.

Новый Закон вводит для госслужащих обязательное ежегодное декларирование доходов и имущества. Но... только для себя, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Получается, что все остальные родственники могут совершенно безбоязненно пользоваться высоким покровительством, обогащаясь сразу «за себя и за того парня».

В пакете предложено немало новых полезных мер. Например, в Трудовой кодекс РФ будет введено положение, в соответствии с которым нарушение требований антикоррупционного Закона является основанием для расторжения трудового договора. Уголовный кодекс РФ дополнится статьями, четко регулирующими вопросы конфискации имущества. А в Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» будет внесено положение о такой деятельности в целях обнаружения имущества, подлежащего конфискации.

Усиливаются санкции за злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп, совершаемые лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. А поправки в Уголовно-процессуальный кодекс упростят порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и других лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

К сожалению, нынешний пакет почему-то представляется властью в качестве некой квинтэссенции всенародной антикоррупционной борьбы, хотя должен стать лишь первым шагом. В Пояснительной записке к законопроекту сказано: «В Российской Федерации в основном сформированы правовая и организационная основы противодействия коррупции». Спрашивается: если она «в основном сформирована», то почему же не работает? И зачем потребовалось составлять новый пакет законопроектов, затрагивающих самые разные стороны деятельности российского чиновничества и других лиц, богатеющих на коррупции?

Многие эксперты сходятся во мнениях, что столь огромное, почти неподъемное дело должно реализоваться на протяжении целого ряда лет – поэтапно, но неостановимо, с четким графиком этих этапов, мониторингом исполнения и периодическим внесением коррективов (законодательным путем или указами Президента). То есть требуется некий план «500 дней», или «5000 дней», или еще более длительный. С созданием специальных антикоррупционных структур, включая институт независимых и незапятнанных прокуроров и следователей (по образцу Италии). Правда, как сказано в Пояснительной записке, «в  проекте заложены правовые основы для возможного формирования координирующего органа по противодействию коррупции». Но улита едет, когда-то будет. Этот орган нужен уже сегодня. Нужны также общественные комитеты с широкими контрольными полномочиями. Нужна гласность всей этой работы. И т.д.

А иначе «прокукарекаем», но рассвета не дождемся...