Наставникам хотят установить надбавки

| статьи | печать

В Госдуму внесен законопроект № 575296-8 с изменениями в ст. 60.2 и 151 ТК РФ. Вступление поправок в силу планируется с 1 сентября 2024 г.

Законопроект разработан для закрепления гарантий работникам, выполняющим функции наставника, и направлен на популяризацию наставничества в различных отраслях.

Создание условий для развития наставничества относится к основным задачам, определенным в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В перечне поручений Президента РФ от 25.07.2023 № Пр-1470 обозначена необходимость внесения изменений в законодательство, в том числе трудовое, в части регулирования трудовых отношений, связанных с наставничеством в различных сферах деятельности. Также в перечне поручений Президента РФ от 12.02.2024 № Пр-251ГС указано на внесение в трудовое законодательство РФ изменений, предусматривающих возможность материального стимулирования работников в связи с осуществлением наставничества. Кроме того, необходимость совершенствования законодательства РФ в части организации наставничества определена п. 9 Плана мероприятий по реализации долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14.12.2021 № 3581-р.

Для выполнения задач предлагается в ст. 60.2 ТК РФ установить, что допработа по другой профессии может осуществляться путем выполнения функций наставника. А в ст. 151 ТК РФ планируется ввести то, что доплаты за выполнение функций наставника, перечень и срок выполнения которых устанавливаются работодателем с письменного согласия работника, производятся с учетом гарантий, утверждаемых федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами (НПА) федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, НПА органов местного самоуправления, актами социального партнерства, а при их отсутствии — локальными нормативными актами.

Правительство РФ в целом законопроект поддерживает при условии его доработки. По его мнению, в рамках доработки законопроекта следует дополнительно проработать предложение Минфина об осуществлении поощрения работников, выполняющих функции наставника, в составе стимулирующих выплат в рамках утвержденных фондов оплаты труда, принимая во внимание, что в настоящее время в силу отсутствия единого подхода к решению этого вопроса на практике выплаты за осуществление функций наставника относят к разным структурным элементам зарплаты (компенсационные, стимулирующие, социальные выплаты).

Правительство РФ указывает, что реализация изменений в части предоставления доплат работникам государственных (муниципальных) учреждений может потребовать выделения дополнительных бюджетных ассигнований, однако материалы к законопроекту не содержат анализа прогнозируемых финансово-экономических последствий, а также информации об источниках финансового обеспечения новых видов расходных обязательств.