Жизнь такая. Налоговая нагрузка на бизнес возросла

| статьи | печать
Жизнь такая. Налоговая нагрузка на бизнес возросла

На неделе российского бизнеса, которую в этот раз РСПП провел с 6 по 14 февраля, налоговая тема — всегда под повышенным вниманием деловой общественности, а новшества в налоговой сфере 2023 г. и начала 2024-го сделали нынешнее ее обсуждение между бизнесом и властью совсем не скучным. Жаль, излагать приходится в сильно усеченном виде.

Опрос участников налогового форума, результаты которого представил Президент РСПП Александр Шохин, показал, что важнейшими для них новациями в 2023 г. стали переход на Единый налоговый счет (ЕНС) и введение налога на сверхприбыль.

Введенный с 1 января 2023 г. ЕНС был призван упростить систему уплаты налогов как для предприятий, так и для граждан. Однако крупный бизнес поначалу негативно отнесся к такой реформе.

«Действительно, было много вопросов и многие члены РСПП хотели сдвинуть вправо это дело на годик и „попилотировать“», — отметил А. Шохин, но констатировал, что сегодня ЕНС оценивается положительно.

Одним из самых неожиданных и значительных событий в налоговой сфере он назвал закрепление в НК РФ возможности установления налогов разового характера и введение налога на сверхприбыль. Помимо этого, по его словам, в 2023 г. наметился рост налоговой нагрузки через неналоговые платежи, а наиболее ярким примером стала экспортная пошлина.

Также А. Шохин указал на карательный характер пеней по неуплаченным налогам в условиях высокой ключевой ставки.

«С учетом глубины налоговой проверки в три года сумма доначисленных пеней по итогам налоговой проверки может превысить сумму неуплаченного налога. Поэтому предлагается ограничить эту предельную ставку пеней на уровне не более 15%», — сказал он.

Наконец, замыкает тройку изменений по значимости для бизнеса — в разы ужесточение контроля за трансфертным ценообразованием и ответственность за применение нерыночных цен, в первую очередь в экспортных операциях.

«Изменение правил трансфертного ценообразования с 1 января 2024 г. предполагает, в частности, увеличение штрафных санкций с 40% до 100% налога и налогообложение корректировок трансфертных цен как дивидендов. По сути, это скрытое повышение налоговой нагрузки под видом донастройки правил налогового администрирования, поэтому бизнес заинтересован в продолжении диалога с правительством по донастройке принятых поправок в правила ТЦО», — сообщил глава РСПП.

Он также отметил как значимые для бизнеса расширение перечня офшорных территорий и приостановку действия ключевых статей 38 соглашений об избежании двойного налогообложения.

Предприниматели считают также важным формирование понятного и устойчивого набора критериев по квалификации имущества для целей исчисления налога на имущество, а также подтверждение судебными органами, в том числе на уровне Верховного суда РФ, принципов классификации имущества как движимого и недвижимого на основе сложившейся практики ВС РФ.

В свою очередь, председатель Комитета РСПП по налоговой политике Владимир Рашевский выразил обеспокоенность тем, что уровень фискальной нагрузки к ВВП в России превышает 33% и его снижение в ближайшие годы не планируется.

По его мнению, стабильность налоговой системы должна определяться не на пятилетний цикл, а на более длинный горизонт — 10—12 лет. Указал В. Рашевский и на отсутствие диалога между бизнесом и государством по ряду важных вопросов.

Например, не был проработан вопрос по курсовым пошлинам, которые для части экспортеров будут действовать до конца 2024 г.

«Фактически пошлиной облагают только 25% экспортеров, а остальные попадают в исключения. Для этих 25% экспортеров под пошлины попадают примерно 60% среднегодовых инвестиционных программ в отрасли. Взяли и решили избирательно у активных инвестиционных отраслей забрать 60% среднегодовой инвестпрограммы, а для кого-то это больше 100%», — сказал глава комитета РСПП.

Он отметил также необходимость продолжения донастройки уже действующих стимулирующих инвестиционных режимов, таких как ТОР, ОЭЗ, СПИК, СЗПК, РИП, СПВ, ИНВ, налоговый режим Арктической зоны, востребованных бизнесом.

От лица государства первым на форуме ответ держал директор департамента по налоговой политике Минфина РФ Данил Волков. Он отметил, что консультации с предпринимательским сообществом ведутся ведомством в постоянном режиме, но иногда приходится принимать решения, которые неудобны для бизнеса, однако являются необходимой реакцией на внешние вызовы.

Д. Волков сообщил, что Минфин готов рассматривать про­дление действия инвестиционного налогового вычета и режима РИП, которые заканчиваются в 2027—2029 гг. В отношении преференциальных налоговых режимов он сказал, что отменять их не планируется, но Минфин будет оценивать результаты реализации поставленных изначально задач и по мере необходимости вносить изменения, чтобы режимы работали так, как и предполагалось при их введении.

А директор департамента инвестиционной политики и развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ Инна Дадаян напомнила, что в 2023 г. в Налоговый кодекс были внесены изменения, которые, в частности, концентрируют инвестиционный налоговый вычет на поддержке инвестиционных проектов, связанных с задачами структурной поддержки экономики (проекты должны соответствовать требованиям, предъявляемым к проектам технологического суверенитета).

Обязательное условие применения вычета — заключение инвестиционного соглашения между инвестором и региональными властями. В состав вычета можно будет включить до 25% капитальных затрат, и ставка налога на прибыль в региональный бюджет составит не более 10%.

«Вторая часть реформы — это поиск эффективного бюджетного механизма компенсации регионам выпадающих доходов или части этих доходов от проектного инвествычета. Пока это вопрос, который у нас является дискуссионным, планируем соответствующую дискуссию, наверное, в марте завершить, чтобы принять необходимые решения», — сообщила И. Дадаян.

Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Юлия Шепелева предупредила, что крупные российские компании, продолжающие бизнес за рубежом (а таких немало), должны с осторожностью относиться к льготам по налогу на прибыль, поскольку они могут привести к дополнительным налоговым платежам в других государствах из-за налоговой реформы ОЭСР.

Имеется в виду активное внедрение в Европе правил Pillar-1 и Pillar-2. По словам Ю. Шепелевой, азиатские страны тоже начинают присоединяться к глобальной налоговой реформе ОЭСР, реализуемой с 2023 г.

В Pillar-1 речь идет о распределении прибыли транснациональных гигантов между странами их присутствия, он касается глобальных холдингов с оборотом более 20 млрд евро в год. А Pillar-2 устанавливает минимальную ставку налогообложения прибыли для международных компаний в 15%, чтобы прекратить практику ухода от налогов с помощью низконалоговых юрисдикций.

«…Я в страшном сне себе не могу представить, что те инвестиционные льготы, которые дает Российская Федерация, будут уплачены в бюджет другой страны», — заявила Ю. Шепелева.

Она в завершение выступления отметила, что объем изменений в налоговую систему в 2023 г. был значительным, но в текущем году нет планов по повышению налоговой нагрузки, а усиление эффективности налогового контроля не означает борьбу с налогоплательщиками. ФНС готова к диалогу с бизнесом и призывает РСПП активно вовлекаться в этот диалог.

Выступившие следом представители бизнеса «за» такой диалог.