Для контрольно-надзорной деятельности создадут свой кодекс

| статьи | печать
Для контрольно-надзорной деятельности создадут свой кодекс

Замедление реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) государственных органов в 2018 г. привело к тому, что серьезного снижения нагрузки на бизнес от различных проверок до сих пор не произошло. Теперь правительство предлагает по-новому подойти к реформе КНД: вместо одного закона создать Кодекс контрольно-надзорной деятельности, который объединит все требования государства к бизнесу, а также процедуры надзора и проверок предпринимателей.

В прошлом году, ввиду нового политического цикла и обновления стратегической повестки национального развития, ход реформы контрольно-надзорной деятельности замедлился, отмечали участники Недели российского бизнеса, организованной РСПП. «Мы вынуждены констатировать, что замедление затронуло как отдельные виды, так и систему государственного контроля в целом. В частности, оно привело к снижению темпов преобразований по отдельным направлениям и ведомствам», — подчеркнул председатель комитета РСПП по разрешительной и контрольно-надзорной деятельности Андрей Варичев.

Среди приоритетных целей реформы КНД наибольшие нарекания предпринимателей, как показало исследование ВШЭ по заказу РСПП, вызывает реализация направления «Профилактические мероприятия и консультирование». Его внедрение предполагает отказ от использования в рамках госконтроля только репрессивных мер — за счет расширения профилактических мероприятий и консультирования бизнеса. Конечной целью контроля должно быть не «наказание», а предупреждение наступления случаев причинения вреда охраняемым ценностям.

Весьма умеренные результаты получены в ходе реализации направления «Результативность и эффективность контрольно-надзорной деятельности». Оно предусматривает отказ от «палочной» системы оценки контрольных органов и переход к оценке конечного результата за счет систематического ведения учета случаев причинения вреда, для предупреждения которого созданы системы контроля.

По мнению бизнесменов, до сих пор выполнены лишь минимальные требования по данному направлению реформы.

Столь же скромные оценки предприниматели дали такому актуальному направлению реформы, как «ИК-технологии в контрольно-надзорной деятельности», которое включает сокращение объема взаимодействия между проверяемым и проверяющим за счет использования дистанционных и автоматизированных средств контроля.

Несмотря на заверения самых высоких чиновников, на прежнем уровне остается, по словам президента РСПП Александра Шохина, количество внеплановых проверок. «По итогам прошлого года наши опросы показывают, что плановые проверки проходили более чем в 78,5% компаний, а внеплановые — в 46%», — заметил глава бизнес-объединения.

Особенно острой проблема внеплановых проверок является для предпринимателей, которые пытаются «выйти из тени» и полностью легализовать свою деятельность. «Обеление серой экономики, с одной стороны, формирует отряды белого бизнеса, а с другой стороны, бизнес, который выходит из тени, становится объектом более пристального внимания КНО и правоохранительных органов. Здесь нужно понимание всех надзорных органов, но, прежде всего, финансового контроля, с одной стороны, и правоохранительных органов — с другой, того, что нужно поощрять выход бизнеса из тени, не злоупотребляя проверками по прошлым периодам», — считает г-н Шохин.

Правительство, по словам вице-премьера Константина Чуйченко, планирует в ближайшее время представить для широкого обсуждения проект нового закона о контрольно-надзорной деятельности, который призван создать общие условия работы органов контроля и надзора в России.

«Я надеюсь, что в ближайшие время, как минимум к Петербургскому форуму, который состоится 6—8 июня, мы уже представим версию этого закона, которую можно будет уже на форуме обсудить. Это будет очень технологичный закон, понятный», — пообещал г-н Чуйченко.

Законопроект может стать базовым для подготовки целого перечня норм контрольно-надзорной деятельности. По мнению чиновника, до сих пор в стране каждый надзорный орган работает по своим отдельным правилам, а общего базового законодательства, регулирующего эту деятельность, пока нет.

«Может быть, помимо общего закона необходимо и специальные законы создавать. Ну и грамотнее с точки зрения юридической техники это все погрузить в один закон и назвать его Кодексом, в котором будет общая часть и специальная часть в виде отдельных отраслевых законов», — предложил К. Чуйченко.

Вполне возможно, по словам зампредседателя правительства, что в близком будущем в стране появятся две новые отрасли права — «контрольно-надзорное право и контрольно-надзорный процесс».

Кроме того, глава правительства Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос о создании школы контрольно-надзорной деятельности. «Мы уже вместе с ведущими нашими базовыми учебными заведениями ведем эту работу, и в скором будущем у нас появится кафедра контрольно-надзорной деятельности, может быть, кафедра контрольно-надзорного права и контрольно-надзорного процесса», — пообещал г-н Чуйченко.