Ожидания. Динамика бюджетных доходов значимо ускорится

| статьи | печать

Такой прогноз на 2024—2026 гг. дают ученые Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. Они ожидают, что бюджетная система будет обладать достаточными финансовыми ресурсами для обеспечения индексации всех социальных выплат и заработной платы бюджетников на уровне не ниже инфляции. Но решение задачи по сокращению бюджетного дефицита и возобновление действия бюджетного правила потребуют кардинального снижения реальной динамики государственного потребления.

В новом «Квартальном прогнозе ВВП» эксперты ИНП до представления своих ожиданий на среднесрочную перспективу, как обычно, разбирают дела текущие. Последуем такому порядку, сократив, однако, «текучку» ради высвобождения места под самое «вкусное» — собственно прогнозы.

Текущая ситуация

На 1 ноября 2023 г. доходы консолидированного бюджета (КБ) составили 41,2 трлн руб., что больше уровня 2022 г. на 5,3%. Динамика доходов стабильно ускорялась с начала года, в первую очередь это относится к федеральному бюджету (ФБ), — с –21% в I квартале и –2% во II квартале до +28% в III квартале и +40% в октябре. Эксперты ИНП обусловливают это, с одной стороны, снижением базы сравнения. С другой — для части ненефтегазовых доходов в текущем году отмечался прирост налогооблагаемой базы не только по отношению к 2022 г., но и накопленным итогом к 2021 г. Прежде всего это касается поступлений налогов на импорт (НДС и акцизы на импорт, ввозные пошлины) и НДФЛ.

По нефтегазовым доходам ФБ ситуация относительно 1-го полугодия выравнивается: после их снижения на 45 и 53% год к году в I—II кварталах, в III квартале динамика вышла на положительные темпы (+3%) с ускорением в октябре до +28% год к году.

Аналитики ИНП отмечают, что динамика доходов региональных бюджетов была гораздо ровнее, чем у федерального бюджета, как в прошлом, так и в текущем году. В III квартале снизились поступления только по налогу на имущество (–7% год к году), тогда как доходы по налогу на прибыль увеличились на 55%, по НДФЛ — на 26%, по налогу на совокупный доход — на 22%, по акцизам — на 8%.

Расходы консолидированного бюджета за десять месяцев текущего года составили 40,5 трлн руб. Их динамика была равна +10,4% год к году, при этом она существенно замедлилась еще в II квартале. В III квартале для федерального бюджета темпы прироста расходов перешли в отрицательную область (–7% год к году), для региональных бюджетов — были более равномерными и сохранились на уровне II квартала (+13%). Однако эта равномерность была нарушена в октябре: региональные расходы год к году снизились на 24%, федеральные — увеличились на 36%.

Для внебюджетных фондов примечательным стал восстановительный рост расходов на здравоохранение (+29% в III квартале и +28% в октябре), после довольно продолжительного и глубокого их снижения в 2-м полугодии 2022 г. и I квартале 2023 г. (аналогичную ситуацию ученые ИНП отмечают и для региональных расходов на медицину). Расходы на социальное обеспечение с февраля текущего года растут двузначными темпами, эта тенденция сохранилась в III квартале (+12% год к году) и октябре (+15%).

Активный рост доходов вкупе с умеренной динамикой расходов в III квартале и октябре привели к снижению бюджетного дефицита на федеральном уровне: его объем снизился с –3 трлн руб. на 1 июня до –1,2 трлн руб. на 1 ноября текущего года.

Региональные бюджеты в целом стабильно исполнялись с профицитом с марта текущего года, и по состоянию на 1 ноября их совокупный профицит составил 1,9 трлн руб.

Прогноз

По итогам 2023 г. доходы консолидированного бюджета, по оценкам экспертов ИНП, могут составить 48,7 трлн руб., что на 2,5% (или 1,2 трлн руб.) больше уровня 2022 г. Весь прирост будет обеспечен за счет ненефтегазовых доходов: увеличатся поступления импортных пошлин (+61% год к году), НДС (+16,4%), налогов на прибыль и доход (+3%). Нефтегазовые доходы по итогам года, наоборот, сократятся на 21% без учета акцизов на переработку и демпфера (которые единственные окажут поддержку росту доходной базы бюджета, так как выплаты по ним из бюджета сократятся с 3,3 трлн руб. в 2022 г. до 2,8 трлн руб. в текущем году). В результате их доля в общей величине бюджетных доходов снизится до 26%, что соответствует уровню 2017 г.

Расходы консолидированного бюджета по итогам года авторы прогноза оценивают на уровне 52,3 трлн руб. (+4,6% год к году), что составит 95% от утвержденного уровня в 55,1 трлн руб. (с учетом внесенных изменений на 05.12.2023).

«Это означает, что в ноябре — декабре будут профинансированы 22% от годового объема расходов, и такая ритмичность расходов соответствует показателям за последние пять лет», — указывают аналитики ИНП.

В результате дефицит консолидированного бюджета составит 3,6 трлн руб., при этом основная его часть (2,5—2,8 трлн руб.) будет сформирована в декабре на уровне федерального бюджета (год назад декабрьский дефицит ФБ был равен 4,4 трлн руб.).

Профинансирован он будет за счет ранее накопленных средств ФНБ, которые не были использованы в январе — октябре в запланированном объеме.

«В 2024—2026 гг. мы ожидаем значимое ускорение динамики бюджетных доходов (+7,3% год к году в 2024 г., +4% ежегодно в 2025—2026 гг.). Во многом это будет обусловлено изменениями в налоговом и таможенном законодательстве, анонсированными в новом законе о федеральном бюджете», — пишут ученые ИНП.

В частности, отмечают они, по оценкам Минфина РФ, для нефтегазовых доходов эти новации приведут к повышению бюджетных доходов на 1,5 трлн в 2024 г., 2,5 трлн руб. в 2025 г. и 3,3 трлн руб. в 2026 г., по ненефтегазовым налоговым доходам — на 1,2 трлн руб. в 2024 г. и 0,6 трлн руб. ежегодно в 2025—2026 гг. соответственно.

В результате доля нефтегазовых доходов временно повысится до 29—31% от общей величины бюджетных доходов в 2024—2025 гг., однако уже в 2026 г. вернется на уровень 27%, что соответствует среднему уровню докризисного периода 2015—2019 гг.

«Таким образом, на фоне низких (относительно средних по экономике) темпов прироста добычи снижение доли нефтегазовых доходов при стабильной структуре налоговой системы становится объективной тенденцией уже в среднесрочной перспективе», — констатируют авторы прогноза.

В инерционном сценарии динамика бюджетных расходов оценивается ими, с одной стороны, исходя из параметров закона о бюджете на 2024—2026 гг., с другой — из соотношения темпов прироста доходов и допустимого объема дефицита (в рамках ужесточения бюджетной политики и запланированного Минфином РФ выхода на минимальные уровни дефицита уже в 2025 г.). При таких условиях рост расходов консолидированного бюджета в 2024 г. не превысит 3%, в 2025 г. — 2%, в 2026 г. — 5% год к году в номинальном выражении. Суммарный прирост расходной части бюджета за три года составит 9,7%, что для экспертов ИНП означает фактически их стагнацию в реальном выражении.

«В результате бюджетная система будет обладать достаточными финансовыми ресурсами для обеспечения индексации всех социальных выплат и заработной платы бюджетников на уровне не ниже инфляции. Однако решение задачи по сокращению бюджетного дефицита и возобновление действия бюджетного правила потребуют кардинального снижения реальной динамики государственного потребления (с +2,9% в год в среднем за 2021—2023 гг. до +0,2% в 2024—2026 гг.) и государственных инвестиций (суммарный реальный прирост за три года не превысит 2,5% к уровню 2023 г.). Это, в свою очередь, практически обнуляет значимость бюджетных расходов в обеспечении расширения внутреннего спроса и ВВП как минимум до 2027 г.», — заключают ученые ИНП ­РАН.

 

Прогноз показателей исполнения консолидированного бюджета (КБ)

Показатели

2023

2024

2025

2026

Доходы КБ, трлн руб.

48,9

52,2

54,5

56,6

доля нефтегазовых доходов, %

26,0

30,8

29,0

27,2

доля ненефтегазовых доходов, %

74,0

69,2

71,0

72,8

Доходы КБ, % к ВВП

30,1

29,9

29,1

28,3

Нефтегазовый трансферт в % ВВП

7,8

6,9

6,5

5,9

Расходы КБ, трлн руб.

52,3

53,8

54,7

57,3

Расходы КБ, % к ВВП

32,3

30,8

29,3

28,6

Дефицит (–) / профицит (+) КБ, % к ВВП

–2,2

–0,9

–0,2

–0,3

Чистая эмиссия ценных бумаг, % к ВВП

1,8

1,5

1,6

1,8

Чистое внешнее заимствование, % к ВВП

–0,1

–0,2

–0,2

–0,2

Объем (на конец года) накопленных средств ФНБ (без учета курсовой разницы и доходов от размещения средств фондов), трлн руб.

10,9

10,2

12,4

14,5

Источник: ИНП РАН