Нотариат в «цифре»: передовые технологии не смогут заменить нотариуса-человека

| статьи | печать

Последние несколько лет российский нотариат активно и целенаправленно развивает цифровой вектор в своей деятельности. В век, когда информационные технологии, по сути, являются драйвером развития как отдельных бизнесов, так и государств, нотариату приходится выполнять две задачи. Во-первых, сохранять за собой роль ключевого звена гражданского оборота, обеспечивающего его правовую стабильность и законность, защиту права собственности. А во-вторых, в соответствии с тенденциями интегрировать в нотариальную деятельность информационные технологии, что позволит повысить доступность и удобство получения нотариальных услуг. Потенциал цифровизации нотариата, дальнейшее расширения компетенций в различных сферах гражданского оборота и уже достигнутые успехи российских нотариусов в защите прав и законных интересов граждан и бизнеса стали основными темами, которые обсуждались на недавней встрече руководства Федеральной нотариальной палаты с представителями ведущих СМИ России.

Значимость деятельности нотариуса в современном обществе трудно переоценить. Российский нотариат за свою более чем 150-летнюю историю прошел огромный путь в развитии. Сегодня же, благодаря повсеместной цифровизации, у него появился больший потенциал для решения общественно значимых задач в самых разных сферах гражданского оборота. Об этом и шла речь на встрече руководства ФНП с российскими журналистами. Нотариат представляли президент ФНП Константин Корсик, член правления Федеральной нотариальной палаты Александра Игнатенко, советник президента ФНП по взаимодействию с органами государственной власти Елена Джуринская.

Нотариальные действия поместили в единую систему

В основе цифрового вектора развития института лежит Единая информационная система нотариата (ЕИС), созданная Федеральной нотариальной палатой в 2014 г. Сегодня в этой системе регистрируются все совершаемые нотариусами действия. Всего же в электронной системе нотариата содержатся сведения о более чем 60 млн нотариальных действий.

Если говорить об истоках проекта ЕИС, то первые шаги по разработке прототипа подобной системы были предприняты еще в 2006 г. по собственной инициативе и за собственный счет нотариата. На рубеже десятых годов, рассказал К. Корсик, Федеральной нотариальной палатой был утвержден ряд документов, в т.ч. «Концепция информатизации небюджетного нотариата РФ», которые затем легли в основу создания ЕИС.

Правообладателем и оператором системы стала Федеральная нотариальная палата. И все российские нотариусы начали работать с ЕИС через усиленные электронные подписи, наличие которых стало обязательным в силу закона. Кстати говоря, первое нотариальное действие с использованием усиленной электронной подписи нотариуса, которая приравнивается к собственноручной нотариальной подписи и печати, было совершено еще в 2011 г.

Единая информационная система нотариата на данный момент состоит из четырех реестров: реестра нотариальных действий, реестра наследственных дел, реестра уведомлений о залоге движимого имущества, а также реестра списков участников ООО, который был запущен в работу год назад.

Ежегодно увеличивается спрос на подачу документов в регистрационные органы в электронном виде через нотариуса. В 2017 г. именно цифровой формат регистрации права собственности в Росреестре выбрали свыше 133 000 клиентов нотариальных контор. Ключевое отличие такого способа подачи документов — оперативность и удобный формат «одного окна», когда нотариус сам собирает необходимый пакет гарантированно верно составленных документов и достоверных сведений, а в ЕИС приходит уже готовый результат регистрации.

Не остается без внимания и крайне актуальная на сегодняшний день нотариальная услуга по удостоверению равнозначности электронного документа его оригиналу на бумажном носителе и последующая обратная операция. По подсчетам Федеральной нотариальной палаты, в 2017 г. было совершено почти 670 000 нотариальных действий такого характера. В результате годовой прирост спроса на данный вид нотариальных услуг составил 138%. Такая оцифровка документа с сохранением его юридической силы — незаменимый способ в одночасье передать свидетельство о рождении, доверенность, согласие на сделку или другой важный документ человеку, находящемуся за тысячи километров от отправителя.

Создание ЕИС позволило решить весьма важную проблему взаимодействия нотариуса с государственными органами и кредитными учреждениями. На сегодняшний день ФНП имеет возможность активно сотрудничать с МВД, Росреестром, ФНС, Центральным каталогом кредитных историй, банками и иными структурами в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия. Большое внимание уделяется и развитию цифрового обмена между нотариусами и госрегистраторами.

Сегодня порядка 25% сведений в Росреестр предоставляется именно нотариусами. Кроме того, нотариат заслужил статус фронт-офиса ФНС благодаря удобной и востребованной услуге по электронной регистрации юридического лица через нотариуса. За 2017 г. ей воспользовалось свыше 140 000 предпринимателей.

В ближайшей перспективе запланирован запуск электронного обмена данным с органами ЗАГС, как только будет создан их единый реестр.

Общедоступные сервисы в «электронном» нотариате

Другая важная составляющая «электронного» нотариата, ставшая возможной именно благодаря внедрению Единой информационной системы, — бесплатные публичные сервисы на портале Федеральной нотариальной палаты. Об их востребованности, по мнению К. Корсика, говорит такая цифра: только за прошлый год онлайн-проверкой движимого имущества на предмет залога, а также нотариальным сервисом проверки доверенностей суммарно воспользовались почти 5,5 млн человек.

Таким образом, развитие информационных технологий в нотариате идет ударными темпами. Нотариат ставит перед собой новые задачи, связанные с расширением перечня нотариальных действий, которые могут быть совершены в электронном виде. Так, планируется, что подачу заявления в электронной форме можно будет применить в отношении исполнительной надписи, депозита нотариуса, обеспечения доказательств при осмотре веб-сайтов и т. п.

Руководство российского нотариата проанонсировало запуск еще одного публичного сервиса, позволяющего найти важную информацию о наследственных делах. Если раньше наследникам приходилось обзванивать или обходить чуть ли не все нотариальные конторы своего города в поисках нотариуса, занимающегося делом конкретного наследодателя, теперь достаточно пройти по ссылке https://notariat.ru/ru-ru/help/probate-cases/. Данный сервис будет востребован не только гражданами, но и сотрудниками судебных органов, кредитных организаций, использующих сведения о наследодателях в повседневной работе.

О ближайших перспективах развития и актуальных технических наработках российского института нотариата рассказала Е. Джуринская.

Так, бизнес-сообщество наверняка на ура примет инициативу, касающуюся процесса нотариального удостоверения сделок, — введение в российскую практику дистанционного варианта оформления сделки с привлечением сразу нескольких нотариусов из разных субъектов РФ. Кстати, подобная практика успешно реализуется во Франции, позволяя участникам сделки значительно сэкономить свое время и средства.

Любопытен для бизнеса и новый функционал нотариуса как эскроу-агента (напомним, что такая норма вступила в силу 1 июня этого года).

Помогут ли наследственные фонды покончить с офшорами?

Отдельного разговора заслуживает деятельность нотариуса в качестве учредителя наследственного фонда. Норма о введении в российскую юридическую практику нового правового института — наследственного фонда — вступит в силу уже 1 сентября 2018 г. Такая законодательная инициатива обусловлена развитием современных экономических отношений, вовлеченностью в наследственный процесс все большего количества иностранных элементов и изменением состава наследственной массы. Ключевая задача наследственных фондов — помочь сохранению бизнеса и обеспечению работы предприятия в случае смерти владельца. Учреждение наследственных фондов законодатель доверил нотариусу, который выступает ключевым правоприменителем в этой сфере. Оформление наследственных прав через нотариуса — это наиболее надежный и удобный способ принятия наследства в бесспорном порядке. В рамках оформления завещания нотариус не просто фиксирует волю заявителя, но может помочь человеку распорядиться имуществом максимально грамотно, без рисков возникновения споров между наследниками.

Предполагается, что создание наследственных фондов позволит решить многие спорные вопросы и станет стимулом для деофшоризации российского бизнеса.

Впрочем, механизм функционирования наследственных фондов, новые конструкции наследственного договора и совместного завещания, заложенные в законопроект «О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» (зарегистрирован в Госдуме под № 451522-7) пока еще вызывают множество вопросов как у нотариусов, так и у экспертов. Об этом, в частности, много говорили на прошедшем в Санкт-Петербурге Международном юридическом форуме. Необходимость создания наследственных фондов, введение в систему наследственного права совместных завещаний и наследственных договоров, в общем-то, сомнению не подвергается. Но сама суть этих институтов ставит под удар два ключевых принципа наследственного права: принцип свободы завещания и принцип сохранения тайны завещания. Опыт зарубежных нотариусов позволяет сделать ряд неутешительных прогнозов относительно последствий внедрения в правовую систему института совместного завещания. Не решены в проекте и требуют дополнительного обсуждения наличие прав, например, уступки по таким договорам. Помимо этого, законопроект возлагает на нотариуса определенные обязанности, которые потребуют доработки Единой информационной системы. «Надо понимать, что это потребует определенного финансирования и времени. То, что мы видим сегодня в проекте, например сроки, вызывает сомнения в том, что мы сможем обеспечить в эти сроки те потребности, которые заложены в этом проекте», — пояснила А. Игнатенко.

Заверенный нотариусом документ — почти государственная собственность

Нотариат, воспринимая заданный государством тренд на цифровизацию, встраивается в него. Но как известно, нотариус — одна из самых консервативных профессий. В ФНП отдают себе отчет в том, что в реальных условиях, которые сложились сегодня, полный переход на цифровые рельсы несет значительные угрозы безопасности данных, безопасности обороту недвижимости и другим сферам рынка. Поэтому сейчас он попросту невозможен. И тут мы подошли к одной из насущнейших проблем, с которой нотариат остался, по сути, один на один. Это организация нотариальных архивов. К сожалению, пока законодатель от решения этого вопроса уходит, и ФНП эти архивы вынуждена содержать за свой счет и на свой страх и риск. Хотя действия нотариусы совершают от имени государства, а значит, ждут отношения к таким документам как к государственной собственности. Но этого никто не хочет признавать, никто не хочет выделять средства бюджета. Поэтому ФНП заявляет о готовности повесить содержание архивов «на плечи» нотариальных палат.

Ну и конечно, предстоит грандиозная работа по переводу архивных документов в электронный вид. Архивы иногда, к сожалению, горят, иногда документы в них теряются. Перевести их в «цифру» очень актуально. Соответствующий законопроект есть, он подготовлен Минюстом и согласован с Федеральным архивным агентством. Но пока дело с мертвой точки не двигается.

Ответственность нотариуса застрахована на четырех уровнях

Впрочем, как бы то ни было, повсеместная информатизация отнюдь не отменяет, а даже усиливает значение ключевой функции нотариусов — обеспечение защиты прав граждан и юридических лиц, имущественных интересов собственников, предотвращение судебных споров, укрепление законности и стабильности правоотношений. Технический подход к заключению жизненно важных договоров никогда не заменит нотариуса. Как и в любое другое время, в эпоху цифровой экономики именно нотариат выступает гарантом аутентичности документа, на основе которого возникает право.

И за последствия своих действий каждый российский нотариус несет стопроцентную ответственность. До сего года действовали три степени защиты от ошибки нотариуса:

  • покрытие ущерба за счет личного полиса нотариуса;

  • покрытие ущерба за счет личного имущества нотариуса;

  • покрытие ущерба за счет страховки региональной нотариальной палаты.

С 1 января 2018 г. в полную силу начала функционировать финальная четвертая ступень страхования профессиональности ответственности нотариуса — Компенсационный фонд ФНП. Именно средства фонда будут использоваться для покрытия особо крупного ущерба, возникшего из-за ошибки нотариуса, например, при удостоверении сделки с участием юридических лиц. К слову, после успешного применения нотариальной формы для борьбы с рейдерскими захватами бизнеса в 2000-х гг. законодатель значительно усилил роль нотариата в корпоративной сфере. Ежегодно нотариусы обеспечивают безопасность и законность более 330 000 сделок с ООО. А информационные технологии служат им хоть и надежным, но лишь подспорьем, ускоряющим работу и переводящим ее в современный формат.

Принять к сведению

Тенденции в зарубежных странах

Во многих странах на законодательном уровне закреплены принципы развития и внедрения в нотариальную деятельность электронных инноваций.

Во Франции на законодательном уровне закреплена обязанность ведения электронного документооборота, что позволяет сохранить аутентичность, универсальность, безопасность и долгий срок хранения документа. Сейчас Высший совет нотариата Франции активно работает над созданием центрального архива, который должен начать действовать с 2021 г.

Нотариусы Германии также ведут активную работу по разработке центрального электронного архива и переходу на полный электронный документооборот после 2020 г. При этом большое внимание немецкий нотариат уделяет вопросам безопасности. Большое внимание в мире уделяется деятельности нотариата латинского типа в корпоративной сфере. Так, в Германии, Австрии, Швейцарии нотариального удостоверения требуют практически все действия, касающиеся структурных изменений компаний. Благодаря этому удается обеспечить безопасность и прозрачность экономической ситуации в стране и повысить инвестиционную привлекательность.