Удаленный нотариат. Заверить некоторые документы можно будет, не выходя из дома или офиса

| статьи | печать

В сентябре Госдума планирует рассмотреть законопроект об удаленном нотариате. В нем предлагается совершать некоторые действия удаленно. То есть приходить к нотариусу не придется. Например, таким способом нотариус сможет заверить перевод c иностранного языка или осмотреть сайт. Еще одно предложение — сделку можно будет удостоверить одновременно у двух и более нотариусов. Например, если покупатель находится в одном городе, а продавец — в другом. Также изменится тариф за оформление исполнительной надписи, появится открытая база данных наследственных дел и еще один способ проверки нотариальных документов на действительность.

На рассмотрение Госдумы поступил правительственный законопроект №750699-7 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (в части оптимизации нотариальной деятельности, повышения востребованности нотариальной защиты прав граждан и юридических лиц в условиях развития цифрового общества)» (далее — проект). В нем предлагаются поправки, касающиеся электронных услуг нотариусов. Проект был внесен 10.07.2019. Депутаты планируют рассмотреть его в первом чтении в сентябре.

Совершение нотариальных действий удаленно

Ряд действий можно будет удостоверить у нотариуса без личной явки. В этот перечень попали:

  • свидетельствование верности перевода;

  • передача документов физических и юридических лиц другим лицам;

  • передача в депозит нотариуса денег и ценных бумаг;

  • депонирование нотариусом движимых вещей, безналичных денег или бездокументарных ценных бумаг;

  • исполнительная надпись нотариуса на копии документа, устанавливающего задолженность;

  • обеспечение доказательств в виде осмотра сайта;

  • выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества.

Чтобы получить одну из этих услуг удаленно, нужно будет направить нотариусу заявление о совершении нотариального действия с приложением документов в электронной форме (в том числе скан-образов документов). Сделать это можно будет через сайт госуслуг. Заявление придется подписать усиленной квалифицированной электронной подписью. После этого нотариус подтвердит готовность к совершению нотариального действия и укажет размер платы, взимаемой за его совершение, с указанием платежных реквизитов счета для оплаты.

Далее нотариус направит заявителю или его представителю нотариальный документ. Также он может направить постановление об отказе или об отложении совершения нотариального действия. На это нотариусу предоставят не более пяти рабочих дней со дня получения информации, подтверждающей оплату нотариального действия. Если нотариус откажется совершать нотариальное действие, то в течение 10 дней со дня вынесения постановления об отказе он вернет платеж.

По просьбе заявителя или его представителя нотариальный документ, изготовленный в электронной форме, нотариус выдаст на бумажном носителе.

Удостоверение одной сделки несколькими нотариусами

В проекте предлагается предусмотреть возможность удостоверения сделок двумя и более нотариусами, если в совершении такой сделки участвуют два и более лица без их совместного присутствия. Например, это будет удобно, если две стороны сделки находятся в разных городах. Допустим, продавец сделки обратится к нотариусу для удостоверения купли-продажи помещения в Москве, а покупатель— во Владивостоке. При этом договор, удостоверенный двумя и более нотариусами, будет считаться договором, заключенным в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

В этом случае каждая сторона должна будет заплатить своему нотариусу по полному тарифу. Нотариусы, удостоверившие одну сделку, будут нести солидарную ответственность за причиненный по их вине вред вследствие признания сделки недействительной. Исключение— если сделку признают недействительной из-за того, что один из нотариусов не стал соблюдать требования об установлении личности и проверке дееспособности и полномочий. В этом случае нотариус, по вине которого сделка окажется недействительной, будет нести полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона.

Заявители смогут выбрать нотариусов по своему усмотрению. Но если идет речь об удостоверении договора об отчуждении недвижимого имущества, то один из нотариусов должен работать в субъекте РФ, на территории которого находится эта недвижимость.

Сначала нотариусы создадут проект сделки в электронной форме посредством единой информационной системы нотариата в соответствии с условиями, согласованными участниками сделки. Затем участник сделки в присутствии нотариуса подпишет экземпляр сделки в электронной форме простой электронной подписью и экземпляр сделки на бумажном носителе. Нотариусы подпишут электронный экземпляр сделки усиленными квалифицированными электронными подписями. После этого они зарегистрируют сделку в реестре регистрации нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами, через единую информационную систему нотариата.

Исполнительная надпись нотариуса

Изменится нотариальный тариф за совершение исполнительной надписи. Сейчас взимается 0,5% стоимости истребуемого имущества, указанной в договоре, или суммы, подлежащей взысканию, но не менее 1500 руб. и не более 300 000 руб. В проекте размер тарифа дифференцирован. В новой редакции предлагается взимать такой тариф, если взыскивается свыше 10 000 руб. или истребуется имущество на сумму более 10 000 руб. Если же эти суммы будут менее 3000 руб., то нотариальный тариф составит 300 руб., а если от 3000 до 10 000 руб., то тариф — 500 руб.

За совершение исполнительной надписи об обращении взыс­кания на заложенное имущество придется заплатить 0,5% начальной продажной цены или, в установленных федеральным законом случаях, стоимости заложенного имущества, определенной в отчете о его оценке, но не менее 1500 руб. и не более 300 000 руб.

Предлагается расширить перечень случаев, когда возможно бесспорное взыскание. В частности, документами, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, будут:

  • договоры поручительства, предусматривающие солидарную ответственность поручителя по кредитному договору, при наличии в договоре поручительства условия взыскания в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса;

  • договоры об оказании услуг связи в случае неисполнения обязательств по оплате услуг в сроки, установленные в договоре об оказании услуг связи, при наличии в указанных договорах условия о возможности взыскания задолженности по исполнительной надписи нотариуса.

По заявлению взыскателя электронный документ, на котором совершена исполнительная надпись в электронной форме, нотариус сможет передать в Федеральную службу судебных приставов через единую информационную систему нотариата с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Исправление технических ошибок

В проекте предусмотрен порядок исправления технических ошибок, которые не влияют на правовое содержание, то есть описок, опечаток, грамматических или арифметических ошибок. Такие ошибки можно будет исправить путем подачи требования заявителем, его представителем или на основании решения суда.

Исправление технической ошибки в нотариально оформленном документе будет подтверждаться подписью заявителя или представителя, а также подписью нотариуса с приложением оттиска гербовой печати. А если документ с технической ошибкой был подписан только нотариусом, то исправление будет подтверждать только подпись нотариуса и гербовая печать. Сведения об исправлении технической ошибки в нотариально оформленном документе внесут в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата.

Исправление арифметической ошибки, влияющей на права третьих лиц, будет допустимо при наличии письменного согласия каждого из указанных лиц. При отсутствии согласия ошибку придется исправлять через суд.

Электронный доступ к наследственным делам

Федеральная нотариальная палата должна будет обеспечить открытый доступ через интернет к сведениям об открытии наследственных дел, в том числе к номеру дела, ФИО нотариуса, ведущего наследственное дело, наименованию нотариального округа, в котором нотариус осуществляет нотариальную деятельность. Для этого в запросе нужно будет указать ФИО, дату рождения и дату смерти наследодателя.

Комментарии эксперта

Repin.jpgНиколай Репин, к.ю.н., нотариус г. Москвы

«ЭЖ-Юрист»:В проекте предлагается установить порядок удостоверения сделок у двух и более нотариусов одновременно. В каких конкретно случаях может понадобиться обращение к нескольким нотариусам?

Николай Репин: Например, продавец, который должен продать недвижимость, вынужден уехать в другой регион на неопределенное время, а доверять подписание за него договора по доверенности, а тем более с правом получения денег, он никому не хочет. Думается, что именно для таких случаев и нужны данные изменения. С их помощью продавец и покупатель смогут подписать договор каждый у своего нотариуса. При этом продавец будет уверен, что договор подписан именно в том варианте, в котором он согласовал. Еще один пример— когда продавец и покупатель физически находятся в разных регионах. Нотариусы из этих регионов самостоятельно свяжутся друг с другом и подгото­вят проект договора с учетом интересов продавца и покупателя.

«ЭЖЮ»: В ряде случаев предлагается разрешить удаленное удостоверение нотариальных действий. Как Вы относитесь к такому предложению?

Н.Р.: В силу цифровизации не только экономики, но и всей жизни все больше людей хотят получать услуги в электронном виде, в том числе и нотариальные. Это позволяет сокращать временные затраты на поездки к нотариусу и возможное ожидание в очереди. Так, например, уже многие используют банковские приложения для перевода денег, открытия счетов и т.д. В случае необходимости внесения денег на депозит нотариуса должник может точно так же совершить операцию удаленно. Аналогичная ситуация, если лицу нужно срочно зафиксировать информацию с сайта. Данный законопроект позволяет это сделать значительно быстрее без посещения нотариуса. Безусловно, возникает вопрос установления личности. Законопроектом предусмотрено издание специальных нормативных актов, регламентирующих данный порядок, в том числе с помощью биометрии.

«ЭЖЮ»: Какие уже сейчас есть возможности у электронного нотариата?

Н.Р.: В настоящий момент у нотариусов уже накоплен значительный опыт по работе электронного нотариата. Нотариусы давно регистрируют уведомления о залоге движимого имущества в электронной форме. Это одно из действий, которое уже сейчас совершается без личного обращения заявителя. Лицу достаточно лишь иметь электронную подпись, чтобы подать такое уведомление. Данный реестр хоть и является добровольным, но очень активно используется банками, так как позволяет зафиксировать старшинство залогов заложенного имущества. Доступ к реестру круглосуточный, к нему обращаются юридические и физические лица, например, чтобы при покупке проверить, не заложен ли автомобиль.

Нотариусы уже несколько лет представляют в налоговые органы документы по регистрации юридических лиц. Заявитель может прийти к нотариусу, предоставить документы для создания юридического лица или внесения изменений в устав. Нотариус передаст данные документы в электронной форме, что сэкономит время заявителю, а теперь еще деньги, так как с этого года госпошлина при направлении документов в электронной форме не оплачивается.

Особо следует подчеркнуть, что при удостоверении сделок с недвижимостью и выдаче свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество нотариус в этот же день передает все документы в электронном виде в Росреестр на регистрацию. Срок такой регистрации — один день.

«ЭЖЮ»: В законопроект включены нормы об исправлении технических ошибок. Как сейчас исправляют такие ошибки на практике? Изменят ли что-то существенно поправки в этой части?

Н.Р.: В настоящий момент отсутствует законодательное закрепление исправления технической ошибки. Есть определенная практика и рекомендации на этот счет, но каждый нотариус сам принимает решение о способе исправления ошибки в нотариально оформленном документе. Данный законопроект разъясняет процедуру исправления технической ошибки. В частности, есть норма о том, что ошибка должна оговариваться как подписью заявителя, так и нотариуса. Практика показывает, что большинство нотариусов придерживаются этой позиции и сейчас. Законопроект устанавливает, что после его принятия исправить нотариально оформленный документ без заявителя не получится. С одной стороны, это дополнительная защита нотариального акта. С другой стороны, бывают не совсем значительные ошибки, например, пропущены или переставлены буквы в словах в полномочиях доверителя или неверно указан пол доверителя, паспортные данные и пр. Хотелось бы большей конкретики от законодателя при определении ошибок, которые могут изменить смысл и правовое значение документа и исправление которых может осуществлять только нотариус. Ведь лицо, выдавшее доверенность, может находиться в другой точке планеты. В целом такая регламентация необходима, что еще раз подчеркивает бесспорность и важность нотариального акта.

«ЭЖЮ»: Еще предлагается ввести машиночитаемую маркировку на нотариальных документах. Как она будет выглядеть и для чего нужна?

Н.Р.: Машиночитаемая маркировка призвана придать еще более защищенную силу нотариальному документу. Несмотря на использование бланков единого образца и электронную регистрацию всех действий, нотариальные документы по-прежнему пытаются подделывать. Поддельные бланки, предположительно, изготавливают в хороших типографских условиях, а проверять факт удостоверения нотариусом документа с использованием сайта и сервисов Федеральной нотариальной палаты удосуживаются, к сожалению, не все государственные органы, хотя такая возможность у них есть. Машиночитаемая маркировка будет служить дополнительным способом защиты, со временем может заменить бланки. Требования к этой маркировке отдельно разработает Минюст совместно с Федеральной нотариальной палатой. Предполагается, что это будет изображение в виде QR-кода или штрих-кода, которые можно прочитать с помощью приложения на смартфоне или компьютере. Эта маркировка будет формироваться при подготовке документа и распечатываться вместе с текстом. При получении нотариального документа любое лицо может расшифровать маркировку и сопоставить с теми данными, которые изложены в документе. Маркировка должна будет содержать: дату, номер, вид нотариального действия; ФИО нотариуса, нотариальный округ; данные о заявителе.