Страховые взносы: начислять — не начислять? Попурри ответов от ФСС

| статьи | печать

Специалисты ФСС России выпустили письмо от 14.03.2016 № 02-09-05/06-06-4615, в котором собрали разъяснения Минтруда России по вопросам начислении страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Подробности — в нашей теме номера.

Правовая база для ответов

Все вопросы по начислению страховых взносов на те или иные выплаты работникам можно разделить на две группы. В первую попадают ситуации, связанные с определением объекта обложения страховыми взносами. А ко второй группе относятся вопросы, касающиеся освобождения выплат от обложения страховыми взносами.

Для взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством порядок начисления установлен Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ), а для взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний — Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ). Положения этих законов во многом схожи.

Так, объектом обложения взносами признаются выплаты, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ). База для начисления взносов определяется как сумма облагаемых выплат, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, которые освобождаются от обложения (ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ, п. 2 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ).

Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, установлен в ст. 9 Закона № 212-ФЗ. А выплаты, не подлежащие обложению взносами по страхованию от несчастных случаев, установлены в ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ. Эти перечни идентичны.

Давайте посмотрим, как в различных ситуациях специалисты Минтруда России трактуют приведенные нормы.

Выдача путевки работникам вредных производств

Ситуация: организация оплачивает работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, путевки на санаторно-курортное лечение. Оплата осуществляется за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Облагается ли стоимость таких путевок взносами по страхованию от несчастных случаев?

Минтруд России в письме от 26.05.2015 № 17-2/В‑266 пришел к выводу, что организация в данном случае должна начислить взносы на стоимость путевок. Объясняется это тем, что в ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ стоимость путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, не поименована. Следовательно, их нельзя вывести из-под обложения.

Отметим, что аналогичную позицию высказывали и специалисты ФСС России (п. 9 приложения к письму от 14.04.2015 № 02-09-11/06-5250). При этом они указывали, что стоимость путевок на санаторно-курортное лечение должна облагаться и страховыми взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, так как в ст. 9 Закона № 212-ФЗ такие путевки также не упоминаются. Такой подход разделяет Пенсионный фонд (совместное письмо ПФР и ФСС России № НП‑30-26/9660, № 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014).

Однако с выводами чиновников из Фондов не согласны суды. Арбитражная практика по данному вопросу полностью на стороне компаний. И Верховный суд РФ, и Президиум ВАС РФ считают, что стоимость путевок на санаторно-курортное лечение работников не должна облагаться страховыми взносами даже в том случае, если их оплачивает работодатель (Определение ВС РФ от 23.04.2015 № 310-КГ15-1740, постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12).

Суды указывают, что выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими и не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов. При этом отсутствие в ст. 9 Закона № 212-ФЗ стоимости путевок на санаторно-курортное лечение не является основанием для включения их в облагаемую базу.

Именно такой подход к решению споров по данному вопросу используют окружные суды (см., например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 16.04.2015 № Ф04-17530/2015, Восточно-Сибирского округа от 05.03.2015 № Ф02-616/2015, Центрального округа от 05.12.2014 № А08-1114/2014).

Таким образом, у компаний есть очень хороший шанс при возникновении спора с проверяющими из Фондов выиграть судебное разбирательство.

Отпуск на поправку здоровья

Ситуация: с работником компании произошел несчастный случай на производстве. Организация предоставила в связи с этим событием работнику дополнительный отпуск для санаторно-курортного лечения. Облагается ли оплата отпуска страховыми взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством?

По мнению Минтруда России, сумма отпускных в данном случае не будет облагаться страховыми взносами (письмо от 27.10.2015 № 17-3/В‑524). Аргументируется такая позиция следующим образом.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению взносами. Обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в том числе в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией работника после несчастного случая. В такие расходы включается оплата дополнительного отпуска работника на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно (ст. 8 Закона № 125-ФЗ).

Обратите внимание: дополнительные расходы на реабилитацию работников после несчастных случаев на производстве или вследствие профессиональных заболеваний оплачиваются в размере среднего заработка, исчисленного в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ для оплаты ежегодных отпусков (п. 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 № 286).

Отметим, что аналогичная позиция содержится в письме ФСС России от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985. В нем специалисты ФСС России дополнительно указали, что ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ содержит точно такое же положение в части обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что и ст. 9 Закона № 212-ФЗ. Поэтому на рассматриваемые выплаты не нужно также начислять и взносы по страхованию от несчастных случаев.

В вышеназванном письме Минтруд России отметил, что сумма выплаченных расходов должна быть отражена в строке 7 таблицы 8 «Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» расчета по форме 4-ФСС. Напомним, что с отчетности за I квартал 2016 г. приказ ФСС России от 26.02.2015 № 59, утвердивший форму и порядок заполнения расчета, применяется с учетом изменений, внесенных в него приказом ФСС России от 25.02.2016 № 54.

Проезд в отпуск и обратно

Ситуация: организация, расположенная на территории Кемеровской области, оплачивает своим работникам стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно. Нужно ли в данном случае начислять страховые взносы?

Ответ на этот вопрос содержится в письме Минтруда России от 29.04.2015 № 17-3/10/В‑3051. Вот что сообщило трудовое ведомство.

По общему правилу, предусмотренному п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, не облагаются страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 кг, оплачиваемые компанией своим работникам. Но эта льгота распространяется только на лиц, которые работают и проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон № 4520-1) перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсации устанавливается Правительством РФ. До сегодняшнего дня Правительство РФ не установило такой перечень. Поэтому нужно руководствоваться перечнем, утвержденным постановлением Совета министров СССР от 10.11.67 № 1029. В нем Кемеровская область отсутствует. Поэтому, по мнению Минтруда, на компенсацию стоимости проезда работников организаций, расположенных на территории Кемеровской области, к месту проведения отпуска и обратно п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не распространяется. Следовательно, данные суммы облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

При решении данного вопроса нужно учесть один важный момент. Суды считают, что не облагается страховыми взносами стоимость проезда к месту проведения отпуска, оплачиваемая работникам организациями, которые расположены не только на Крайнем Севере, но и на Севере. Главное, чтобы такая организация, находилась в районе Севера, в котором начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате. Такие выводы содержатся в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.03.2014 № А33-13927/2013 (Определением ВАС РФ от 02.07.2014 № ВАС‑7885/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), Западно-Сибирского округа от 16.03.2012 № А27-8359/2011 (Определением ВАС РФ от 25.07.2012 № ВАС‑9393/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Дело в том, что согласно п. 3 постановления Верховного совета РФ от 19.02.93 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации „О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“» государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом № 4520-1, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Выплаты белорусскому подрядчику

Ситуация: организация заключила договор подряда с гражданином Республики Беларусь. Работы выполняются за пределами Российской Федерации. Облагается ли вознаграждение, выплачиваемое подрядчику, страховыми взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством?

Специалисты трудового ведомства считают, что суммы вознаграждения гражданину Республики Беларусь, выполняющему работу за пределами территории Российской Федерации по гражданско-правовому договору, заключенному с российской организацией, не подлежат обложению страховыми взносами (письмо от 28.08.2015 № 17-3/В‑439). Такая позиция полностью соответствует положениям Закона № 212-ФЗ, а именно ч. 4 ст. 7. В этой норме сказано, что выплаты и иные вознаграждения, начисленные российской организацией в пользу иностранных граждан в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории РФ в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, не являются объектом обложения страховыми взносами.

Смена работы в течение года

Ситуация: организация в середине года заключила трудовой договор с физическим лицом. Можно ли новому работодателю учитывать при расчете базы для начисления страховых взносов выплаты, произведенные в пользу физического лица прежним работодателем?

Нет, так поступить нельзя. И это подтверждают специалисты Минтруда России в письме от 12.11.2015 № 17-4/ООГ‑1569.

Как мы уже говорили, объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения, начисленные организацией — плательщиком взносов, в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). Поэтому организация при определении базы по страховым взносам учитывает только те выплаты, которые производятся в пользу физического лица в рамках трудовых отношений между этой организацией и ее работником. Следовательно, новая организация — работодатель, являясь самостоятельным плательщиком страховых взносов, определяет базу в отношении выплат своему работнику без учета полученных доходов у предыдущего работодателя.

Сотрудник использует в работе авто по доверенности

Ситуация: работник использует для служебных целей автомобиль, которым управляет на основании доверенности. За это компания выплачивает ему компенсацию. Нужно ли на такие выплаты начислять страховые взносы?

У специалистов Минтруда России однозначный ответ на этот вопрос: нужно в обязательном порядке, так как работник использует имущество, не принадлежащее ему на праве собственности (письмо от 13.11.2015 № 17-3/В‑542). Аргументацию своей позиции чиновники строят исходя из следующих норм законодательства.

Согласно подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами все виды законодательно установленных компенсационных выплат (в пределах утвержденных норм), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Компенсация за использование работником личного имущества в служебных целях прописана в ст. 188 ТК РФ.

Поэтому трудовое ведомство считает, что сумма компенсации, выплачиваемая сотруднику организации за использование личного имущества (транспорта), не подлежит обложению страховыми взносами, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей (разъездной характер исполнения трудовых обязанностей, служебные цели), в размере, определяемом соглашением между организацией и таким сотрудником. При этом размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием автомобиля для исполнения работником служебных обязанностей. То есть организация должна располагать копиями документов, как подтверждающих право собственности работника на используемое имущество, так и подтверждающих расходы, понесенные им при использовании данного имущества в рабочих целях.

Если же работник использует в служебных целях имущество, не принадлежащее ему на праве собственности, то, по мнению Минтруда России, выплаченная ему компенсация облагается страховыми взносами в общем порядке. Дело в том, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ГК РФ). Следовательно, передача имущества по доверенности не влечет перехода права собственности к лицу, которому выдана доверенность, и данное имущество не может считаться личным имуществом доверенного лица.

Отметим, что аналогичной позиции Минтруд России придерживался и ранее (письмо от 26.02.2014 № 17-3/В‑92). Но суды не согласны с таким подходом.

Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 23.09.2013 № А76-24083/2012 была рассмотрена точно такая же ситуация: организация выплачивала работнику компенсацию за использование личного имущества в служебных целях, при этом работник управлял автомобилем по доверенности. Принимая решение в пользу компании, суды указали следующее. Переданный по доверенности автомобиль не может восприниматься третьими лицами иначе как находящийся во владении и пользовании конкретного лица, которому выдана доверенность. Именно указанные правомочия и необходимы для использования автомобиля в служебных целях, что позволяет работодателю компенсировать затраты на использование транспортного средства, находящегося во владении работника на основании доверенности.

Суды учли тот факт, что в действующем законодательстве отсутствует понятие личного имущества. Поэтому личным имуществом работника является имущество, принадлежащее ему на любом законном основании.

Этот спор дошел даже до Высшего арбитражного суда, но Фонд получил отказ в направлении дела для пересмотра в порядке надзора в Президиум ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 24.01.2014 № ВАС‑4/14).

Пониженные тарифы для профсоюза

Ситуация: профсоюзная организация применяет упрощенную систему налогообложения. В ходе своей деятельности она оказывает содействие в лечении работников — членов профсоюза, приобретает для них путевки и т. д. Может ли профсоюзная организация применять пониженный тариф страховых взносов, как некоммерческая организация, оказывающая социальные услуги?

Минтруд России считает, что для профсоюзных организаций Закон № 212-ФЗ не предусматривает возможности применения пониженного тарифа страховых взносов (письмо от 25.11.2015 № 17-4/В‑577). Пунктом 11 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ установлен пониженный тариф в части уплаты страховых взносов в ФСС России в размере 0% для некоммерческих организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее — Закон № 442-ФЗ) социальное обслуживание — это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга — действие в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Профсоюзные организации создаются с целью представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов граждан, вступивших в профсоюз (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Учитывая тот факт, что деятельность профессиональных организаций не относится к деятельности по социальному обслуживанию населения, а также прямо не поименована в п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, специалисты трудового ведомства пришли к выводу, что профсоюзы не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.

К сожалению, у судов нет единой позиции по данному вопросу. Некоторые арбитры поддерживают фискальный подход. Так, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 25.03.2014 № А43-6052/2013 суд указал следующее. Согласно положениям законодательства о социальном обслуживании населения некоммерческая организация должна осуществлять социальное обслуживание неограниченного круга населения, то есть любого лица, находящегося в трудной жизненной ситуации, обратившегося к ней за соответствующей помощью. Поэтому, если речь идет об оказании социальных услуг только определенной группе населения, выбранной по признаку принадлежности к некоему предприятию (отрасли промышленности), в данном случае членам профсоюза, то п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ не применяется.

Обратите внимание: в период возникновения спора действовал Федеральный закон от 10.12.95 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который после появления Закона № 442-ФЗ утратил силу. Но Закон № 442-ФЗ содержит аналогичные положения.

Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Уральского округа от 09.04.2014 № А07-11847/2013.

В качестве примера положительного решения для компаний можно привести постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.12.2013 № А27-21554/2012. В ходе судебного разбирательства апелляционный суд пришел к выводу, что термин «организация, осуществляющая в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения», исходя из его системного и лингвистического толкования, не может быть отождествлен с термином «организация социального обслуживания населения». Понятие «организация, осуществляющая в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения» по своему содержанию шире, чем понятие «организация социального обслуживания населения», поскольку предполагает не только оказание социальных услуг, но и осуществление функций социальной защиты населения.

Таким образом, если из внутренних документов, регламентирующих деятельность профсоюзной организации, следует, что членами профсоюза могут стать любые лица (работники отрасли, учащиеся, инвалиды, пенсионеры) и за помощью к ней могут обратиться не только члены профсоюза, но и иные лица, то такая профсоюзная организация вправе применять пониженные страховые тарифы. Кассационный суд полностью поддержал такой вывод.