Электронная первичка для налоговиков

| статьи | печать

В письме от 09.02.2016 № ЕД-4-2/1984@ специалисты ФНС России рассказали, какие первичные документы и по каким форматам налогоплательщики могут представить в налоговые органы в электронном виде. Подробности — в нашем комментарии.

Законодательство о бухгалтерском учете позволяет компания самим решать, в каком виде (бумажном или электронном) составлять первичные учетные документы (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Если компания оформляет первичку в электронном виде, то возникает вопрос: можно ли по требованию налоговых органов представить инспекторам документы также в электронном виде?

В пункте 2 ст. 93 НК РФ сказано, что если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме, он вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Но в этой норме есть одна оговорка: при оформлении документов должна использовать форма, утвержденная ФНС России. Именно на этот момент обратили внимание специалисты налоговых органов в комментируемом письме.

Налоговики привели список первичных документов, для которых утвержден электронный формат. В него входят:

  • счет-фактура (в том числе корректировочный), журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок и книга продаж, в том числе дополнительные листы к ним (форматы утверждены приказом ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@);

  • товарная накладная (ТОРГ-12) и акт приемки-сдачи работ (услуг) (форматы рекомендованы приказом ФНС России от 21.03.2012 № ММВ-7-6/172@);

  • документ о передаче товаров при торговых операциях (формат утвержден приказом ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/551@);

  • документ о передаче результатов работ (документ об оказании услуг) (формат утвержден приказом ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/552@).

Документы направляются налоговым органам по описи. Ее формат утвержден приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@ «Об утверждении формата описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи». В него включены и форматы документов, указанных в описи и представляемых в виде скан-образов. Отметим, что возможность представления документов в виде сканированных копий установлена для следующих документов:

  • договор (соглашение, контракт), в том числе дополнения (изменения);

  • спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости);

  • акт приемки-сдачи работ (услуг);

  • счет-фактура, в том числе корректировочный;

  • товарно-транспортная накладная;

  • товарная накладная (ТОРГ-12);

  • грузовая таможенная декларация/транзитная декларация, в том числе добавочные листы к ним.

На данный момент указанный перечень документов является исчерпывающим, и налогоплательщик в ответ на требование о представлении документов вправе направить в налоговый орган скан-образы не любых, а только вышеперечисленных документов.