ОКМО вместо собственного отчета ссылается на чужую работу

| статьи | печать

Глобальная ассоциация городских муниципий проводит генеральные ассамблеи регулярно, один раз в три года. Общероссийский конгресс муниципальных образований лишь ссылается на всероссийский съезд муниципальных образований, проведенный Всероссийским советом местного самоуправления — партийным проектом «Единой России».

Настоящая публикация — ответ на запрос читателей еженедельника рассказать о деятельности международных муниципальных ассоциаций, объединений, союзов, других форм межмуниципального сотрудничества.

«Что творится у нас, мы знаем»

Совершенно неожиданную реакцию вызвали статьи в «ЭЖ» о разных формах межмуниципального взаимодействия для решения общих для муниципальных образований вопросов местного значения (№ 35—37). В обобщенном виде она укладывается в простую фразу: «Мы знаем, что творится у нас. Может, в мире есть примеры иной практики?»

Словно предвидя подобные отклики, газета частично ответила на вопросы своих читателей, рассказав о том, что

Сегодня рассказ о конкретном примере глобального межмуниципального сотрудничества, добровольном международном объединении ассоциаций, союзов и отдельных муниципальных образований — Всемирной организации «Объединенные города и местные власти» (ОГМВ), созданной в 2004 г. в целях эффективной реализации прав граждан на местное самоуправление.

Кстати, Общероссийский конгресс муниципальных образований (ОКМО) был создан в 2006 г.

ОГМВ объединяет свыше тысячи городов и ассоциаций мира, представляющих более половины населения планеты. Раз в три года глобальная муниципальная ассоциация проводит генеральную ассамблею — Всемирный саммит местных и региональных лидеров.

Повестка дня последнего такого форума, прошедшего два года назад в столице Марокко Рабате, звучала предельно просто: «Представь себе общество, построй демократию». Однако одним из ключевых ее пунктов была разработка повестки развития местных властей после 2015 г. Помимо этого на саммите, приуроченном к 100-летию международного муниципального движения, обсуждались вопросы:

  • об инновациях в сфере здравоохранения, образования, строительства жилья;

  • укреплении солидарности между регионами;

  • вовлечении жителей в политику;

  • ликвидации социальной изоляции.

По мнению участников всемирной встречи местных и региональных лидеров, нет ни одного совершенного города, как нет города, способного решить все проблемы. В каждом городе свои подходы к решению во многом схожих вопросов. Где-то это проходит успешно, где-то менее удачно.

Отмечалось также, что проблемы, с которыми сталкиваются города, во многом одинаковые. Они есть в материальной и нематериальной сфере. Это вопросы образования и строительства, здравоохранения и архитектуры, сохранения культурного наследия и совершенствования транспортных схем.

На Всемирном саммите местных и региональных лидеров в Рабате президентом глобальной муниципальной ассоциации «Объединенные города и местные власти» избран мэр Стамбула Кадыр Топбаш. Одним из девяти его заместителей стал мэр Якутска Айсен Николаев. Сопрезидентом всемирной организации утвержден мэр Казани Ильсур Метшин.

Регулярность саммитов продиктована желанием добиться результатов

Второй основной вопрос из читательской почты на публикации «Муниципального форума» был связан с эффективностью деятельности международных межмуниципальных объединений, союзов, ассоциаций.

Судя по резолюциям всемирных саммитов местных и региональных лидеров, регулярность форумов, на которых раз в три года собирается более 3000 участников из большинства стран, вызвана стремлением добиться и добиваться желаемых результатов.

Так, в Рекомендациях саммита, состоявшегося в 2010 г. в Мехико, указано, что решающим фактором в определении результатов становится «качество управления нашими городами, поселками, районами и поселениями». С этой целью все уровни управления, от глобального до местного, должны работать сообща, чтобы решать общие проблемы.

В Заключительной декларации саммита в Рабате (2013 г.) его участники взяли на себя «обязательство играть свою роль в процессе преодоления существующего кризиса, обновления и оживления экономики и создания рабочих мест для того, чтобы удовлетворить растущие потребности населения». Поскольку вклад в базовые услуги населению является приоритетом в глобальных процессах уменьшения неравенства и способствования развитию.

Одновременно выражена обеспокоенность тем, что некоторые Цели развития тысячелетия (программа ООН. — Прим. ред.) не будут достигнуты. Например, канализационная система. В некоторых регионах к югу от Сахары и в Южной Азии эта цель вызывает тревогу и углубляет неравенство.

К несомненным успехам признания роли местных властей в глобальном партнерстве можно отнести такие результаты, как:

  • конференция по изменению климата в Канкуне;

  • Декларация Рио +20;

  • работа группы высокого уровня для генерального секретаря ООН;

  • сообщение Европейской комиссии по местным властям, требующее выделения дополнительного самоуправления местным органам власти в странах-партнерах.

Еще одним действенным результатом глобального межмуниципального сотрудничества следует считать созываемую ООН в 2016 г. всемирную конференцию по жилищному обеспечению и устойчивому городскому развитию, которая, по имеющимся сведениям, будет строиться на заключениях и рекомендациях всемирных саммитов местных и региональных лидеров.

Всемирная организация «Объединенные города и местные власти» призывает к принятию единой глобальной повестки устойчивого развития после 2015 г., которая объединила бы цели ликвидации крайней нищеты и способствовала росту благосостояния и устойчивому развитию.

Тем временем отечественная практика межмуниципального сотрудничества ограничивается локальными территориями и локальными проблемами. Призванный быть гласом местного самоуправления Общероссийский конгресс муниципальных образований исправно присутствует на международных мероприятиях и прилежно отчитывается перед международными организациями о состоянии демократии в российской глубинке, но так и не обрел подобающий своему статусу голос внутри страны. Или не хочет? Как-то в пылу откровенности предыдущий руководитель конгресса признавался: «Отмашки нет». На вопрос, зачем в принципе нужна местному самоуправлению чья-то отмашка, только пожал печами.

Может, в самом деле муниципиям нужна дарственная, если и в глобальной межмуниципальной организации увидели риск рецентрализации? В документах мексиканского саммита, к примеру, отмечено, что экономические и финансовые кризисы привели во многих случаях к тому, что правительства предприняли «меры по возвращению контроля над местными и региональными властями».

И уже неудивительно, что на официальном сайте ОКМО наряду со ссылками на чужие проекты публикуются фотоотчеты с общих собраний членов организации без текста и резолюций и сообщается о конкурсе упраздненного год назад федерального министерства.  

Члены Исполнительного бюро ОГМВ от Российской Федерации

Член ИБ ОГМВ

Должность

Город

Беспалова М.П.

Глава

Ульяновск

Бузин М.М.

Мэр

Арзамас (Нижегородская область)

Голков А.М.

Мэр

Улан-Удэ

Кондрашов О.А.

Глава администрации

Нижний Новгород

Николаев А.С.

Глава

Якутск

Федорова Т.В.

Глава

Нарьян-Мар

ИСТОЧНИК: Евразийское отделение ОГМВ

Хроника всемирных саммитов местных и региональных лидеров

Год

Город

Страна

2004

Париж

Франция

2007

Чеджу

Республика Корея

2010

Мехико

Мексика

2013

Рабат

Марокко

ИСТОЧНИК: Всемирная организация «Объединенные города и местные власти» (ОГМВ)