Размер взноса на капитальный ремонт варьируется от 1 до 15 руб.

| статьи | печать

Собственники московских квартир многоквартирных домов с июля будут платить по 15 руб. за каждый квадратный метр на капитальный ремонт общего имущества. В регионах взносы меньше, в среднем по 6 руб. Радости по поводу новых сборов граждане не выказывают, но платят в общем аккуратно — собираемость взносов по итогам 2014 г. в некоторых субъектах превысила 80%. Одновременно депутаты ГД готовятся во втором чтении рассмотреть поправки в Жилищный кодекс, которые дадут новоселам отсрочку по взносам на капремонт на пять лет.

Бесспорными лидерами по собираемости взносов стали Рес­публика Татарстан — 96,54%, Белгородская область — 88,61%, Московская область — 87,44%. Эти цифры озвучил начальник Управления по связям с общественностью Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Колесников.

Напомним, что согласно внесенным в Жилищный кодекс изменениям с 2014 г. необходимость капремонта многоквартирных домов определяют субъекты Российской Федерации. Государство отныне занимается лишь методическим обеспечением этого вопроса.

Москва приняла региональную программу капитального ремонта многоквартирных жилых домов в числе последних — в канун нового года. Как уверяют столичные влас­ти, так произошло не потому, что это второстепенный для них вопрос, а по той причине, что жилой фонд Москвы очень велик — 243 млн кв. м, самый большой в России. Первые платежки с графой «на кап­ремонт» москвичи получат только в июле 2015 г. Изначально размер взноса был утвержден в размере 18 руб. за кв. м, но по инициативе мэра Москвы Сергея Собянина ее снизили до 15 руб. «В Москве накоплен большой опыт по экономии средств на строительство, ­реконструкцию и кап­ремонт. Как правило, снижение этих цен достигает 20—25% на всех стадиях планирования», — заявил мэр.

В числе первых регионов, приступивших к исполнению обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, — Белгородская область. Платежки для оплаты взносов собственники квартир получили в январе 2014 г. В апреле к программе капремонта подключилась Владимирская область, в мае — Ростовская и Ленинградская области, Рес­публика Мордовия. На настоя­щий момент 82 субъекта уже завершили формирование нормативной базы по организации работы региональных систем капитального ремонта. В «отстающих» по понятным причинам г. Севастополь и Респуб­лика Крым.

Регионам, стартовавшим в числе первых, приходилось разворачивать активные информационные кампании в СМИ, проводить встречи с жителями, поскольку население ничего не знало о программе. С получением первых платежек сразу возникало множество вопросов: кто гарант региональной программы, как работает региональный оператор, почему размер взноса именно такой, когда будет капремонт в конкретном доме и пр. На Камчатке даже транслировали информационные ролики перед началом сеансов в кинотеатрах. «Удивительно, что зачастую представители управляющих организаций и администраций муниципалитетов сами оказывались не в курсе изменений в жилищном законодательстве, — делится с „ЭЖ“ Сергей Вебер, генеральный директор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской облас­ти. — Отдельным аспектом стало заключение догово­ров с муниципалитетами, коммерческими организациями и, главное, федеральными структурами как собственниками помещений».

География ставок

Разброс величин минимальных ставок по стране составляет от 1 до 15 руб. за кв. м, средний показатель — 6 руб. за кв. м. В некоторых регионах ставку дифференцировали по типу домов (деревянный, монолитный, кирпичный и пр.), в некоторых размер ставки зависит от года постройки, наличия или отсутствия лифта, этажности, видов благоустройства и пр. Меньше всего за капитальный ремонт заплатят мурманчане, живущие в деревянных домах, — 1 руб. за кв. м. Намного меньше москвичей платят и жители Северной столицы — от 2 до 3 руб., Республики Коми — 2,1—2,6 руб. за кв.м, но многие эксперты склоняются к тому, что такая ставка никак не отражает реального положения вещей и является лишь популистской мерой местных властей. В регионах же уверяют, что эти цифры экономически выверены и основаны на возможнос­тях бюджета субъекта.

Разброс взносов, конечно, удивляет многих, но нужно понимать, что производить ремонт в условиях Крайнего Севера — совсем не то же самое, что делать его в субтропическом климате Крыма. Как рассказал «ЭЖ» генеральный директор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края Сергей Течко, климатические условия и удаленность полуострова от «большой земли» накладывают отпечаток на работу фонда: «Как говорят здесь местные жители, на Камчатке зима длится девять месяцев, а основные работы по капитальному ремонту проводятся именно летом. Поэтому основную часть работ необходимо успеть провести за короткие три месяца камчатского лета. Кроме того, в регионе отсутствует какое-либо промышленное производство строительных материалов. Все для ремонта в регионе привозное, от этого и стоимость материала увеличивается. Регион имеет достаточно обширные территории, и добраться в северные районы не всегда удается с первого раза. А транспортная навигация в эти районы осуществляется недолго. Поэтому при реализации программы капремонта работы в первую очередь проводятся в северных районах Камчатки». И это общая специфика всех северных территорий России.

Субсидии и льготы

С учетом того, что средняя ставка по стране — 6 руб. за кв.м, коммунальные расходы собственника двушки с площадью, скажем, 50 квадратов увеличатся на 300 руб. в месяц, а в Москве — на 750 р. Сумма ощутимая для социально незащищенных слоев, и многие отказываются ее платить, подают в суд, но быстро проигрывают и платят. Как нам сообщили в пресс-службе Фонда содействия реформированию ЖКХ, к неплательщикам применяются такие же санкции, как и к должникам за другие услуги ЖКХ.

Но стоит отметить, что во всех субъектах предусмот­рены льготы по оплате коммунальных платежей, в том числе и по оплате взносов, и субсидии (ч. 6 ст. 159 ЖК РФ). Самый низкий порог для получения субсидий по квартплате в Москве — общая сумма платежей здесь должна быть не больше 10% от совокупного дохода семьи. В большинстве же регионов действует порог в 22%, который был установлен на федеральном уровне.

Меньше всего желания платить взносы на капремонт у собственников новостроек, что и понятно. Новые дома находятся на гарантии у застройщиков по ограждающим конструкциям (стены, фундамент, крыша, окна и т. д.) , а инженерная начинка (внутридомовые сети, приборы, насосы и пр.) — в течение трех лет. В этой связи депутаты ГД готовятся во втором чтении рассмотреть поправки в Жилищный кодекс, которые дадут новоселам отсрочку по взносам на капремонт на пять лет.

К сведению

Всероссийский центр общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты общероссийского социологического исследования «Осведомленность россиян о реформе ЖКХ», проведенного в марте 2015 г. по заказу некоммерческого парт­нерства «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства „ЖКХ Контроль“».

Особое внимание при проведении данного исследования традиционно было уделено вопросам, связанным с региональными системами капитального ремонта многоквартирных домов, как наиболее актуальному в настоящее время направлению реформы отрасли ЖКХ.

Доля респондентов, которые считают, что именно государство должно оплачивать расходы по капитальному ремонту общего имущества дома, составила 42%, количество опрошенных, которые считают, что это прямая обязанность собственников, — 12%. Доля россиян, считающих, что это должны делать собственники при участии государства, с ноября 2014 г. по март 2015 г. выросла на 6% — с 36 до 42%.

Значительно вырос уровень информированности населения об обязательном ежемесячном взносе собственников на капитальный ремонт: с ноября 2014 г. по март 2015 г. с 78 до 86%. Также увеличилось число респондентов, уже определившихся со свои­ми предпочтениями при выборе варианта накопления средств на капитальный ремонт (с 67% в ноябре 2014 г. до 74% в марте 2015 г.).

Более половины респондентов (56%) заявили о своей готовнос­ти самостоятельно, на общем собрании собственников определять объем и виды работ по капитальному ремонту, необходимых их многоквартирному дому. 31% опрошенных считает, что это должны делать органы власти. Отдельно необходимо отметить, что доля респондентов, затрудняющихся ответить на вопросы, связанные с капитальным ремонтом многоквартирных домов, с нояб­ря 2014 г. снизилась. В отчете о проведении данного исследования представлены результаты опроса и в Крымском федеральном округе (Республика Крым и город федерального значения Севастополь).

Уровень информированности граждан о проводимой в стране реформе ЖКХ в данных субъектах РФ составил в среднем 67%. Уровень информированности населения об обязательном ежемесячном взносе собственников на капитальный ремонт составил всего 45%, при этом более половины (55%) респондентов слышат об этом впервые. Однако 82% опрошенных заявили о своей готовности самостоятельно, на общем собрании собственников определять объем и виды работ по капитальному ремонту, необходимых их многоквартирному дому.