Что нужно малому бизнесу от государства

| статьи | печать

Вклад нашего малого бизнеса в российский ВВП до сих пор находится на критически низком уровне (21%) по сравнению с развивающимися (около 40%) и тем более развитыми странами (70%). Малые предприниматели, по оценке экспертов «ОПОРЫ России», ждут от государства более активной поддержки за счет создания позитивного имиджа бизнеса, системы его обучения, а также привлечения молодежи и женщин.

Различные государства используют разные меры, нацеленные на поддержку малого бизнеса, отмечается в исследовании «­ОПОРЫ России» «Факторы стимулирования предпринимательства в России и мире». Отличия в экономической политике вполне обоснованны, поскольку текущая ситуация с предпринимательством в каждой стране, как говорится, своя. Вместе с тем сопоставление механизмов господдержки в различных государствах позволяет отобрать опыт, который можно успешно использовать в России.

От школьной скамьи до телеэкрана

Ряд стран имеют худшие, по сравнению с Россией, стартовые условия для предпринимательства: высокие административные барьеры для открытия бизнеса, низкий уровень образования населения. Однако благодаря позитивному восприятию бизнеса обществом им удалось добиться гораздо более высокого уровня развития малого бизнеса.

Так, Турция, занимающая более низкое (в сравнении с нашей страной) место в рейтинге Doing business по параметру «Регистрация предприятий», а также по доле людей, имеющих образование, смогла добиться вклада малого бизнеса в ВВП страны на уровне развитых европейских и азиатских стран.

Причины более скромных успехов РФ, по мнению аналитиков «ОПОРЫ России», заключаются в неуверенности наших малых предпринимателей как в собственных силах, так и возможной поддержке со стороны государства.

К примеру, в Польше и Канаде обучение предпринимательству является обязательным для школ и вузов. А в ряде стран предпринимательские навыки закладываются еще в начальной школе.

Пора и нам, по оценке экспертов «ОПОРЫ России», ввести обязательные уроки предпринимательства в школах и бизнес-курсы в вузах вне зависимости от направленности факультета (технической или гуманитарной).

Градус позитивного настрое­ния общества по отношению к бизнесу может быть существенно повышен за счет формирования положительного имиджа предпринимателя. Нацеленный на это комплекс государственных мер в области СМИ, культуры и в социальной сфере может помочь российскому бизнесу повысить самооценку.

Еще одно направление господдержки — менторские программы и бизнес-консультирование. Именно они в некоторых странах создают условия, которые влияют на желание обычных граждан заниматься предпринимательством.

Например, в Австралии профильный интернет-портал обеспечивает начинающим предпринимателям доступ к менторской поддержке и бизнес-консультированию в различных регионах, формирует уверенность простых граждан в возможности начать свое дело и стать успешным предпринимателем.

Рост числа пользователей Интернета в России тоже создает возможности для продвижения идеологии предпринимательства с помощью специализированных и иных общедоступных порталов. Их целесообразно использовать для формирования системы наставничества, которая существует пока только за счет энтузиастов, добившихся успехов за счет создания своего дела, и бизнес-тренеров, аккумулирующих лучший опыт предпринимательской среды.

Опыт больших государств (Индии, Канады), где часть населения проживает в труднодоступных регионах, свидетельствует о необходимости стимулирования развития предпринимательства среди граждан, проживающих в небольших населенных пунктах.

Подобные программы для России с ее огромной территорией могли бы стать драйвером экономического роста в географически удаленных регионах, сельской местности и малых городах.

«От Москвы до самых до окраин»

Некоторые страны реализуют политику поддержки предпринимательской активности среди тех слоев граждан, которые при прочих равных условиях менее склонны к созданию своего бизнеса в силу различных причин. Прежде всего, речь идет о женщинах и молодежи. Во многих государствах существуют специальные программы поддержки женского предпринимательства. Представительницы прекрасного пола участвуют в специализированных конкурсах на получение грантов, субсидий на уплату процентов по кредитам, предоставление гарантий. Таким образом, все основные меры стимулирования предпринимательства, принимаемые государством, целенаправленно применяются в отношении отдельной социальной группы.

В российском бизнесе в принципе много женщин — именно они возглавляют более 40% компаний. В то же время большая часть этих предприятий относится к микро- и малому бизнесу. То есть женщины зачастую становятся предпринимателями от безысходности. Целенаправленная господдержка поможет вырасти в бизнесе и тем женщинам, которые уже создали свое дело, и тем, которые только задумываются об этом.

Аналогичные меры для молодежной аудитории, отдельных этнических групп помогут решать проблемы, связанные с оттоком креативного класса из России, с высоким уровнем безработицы и преступности на отдельных территориях.

От сдачи отчетности до выработки госполитики

Администрирование бизнеса — проблема, которая в значительной степени решена во многих странах за счет создания так называемого «одного окна». Именно таким образом Франции и Казахстану удалось добиться существенного снижения издержек бизнеса, связанных с отчетностью.

Наша страна пока не может похвастаться наличием «одного окна» для всех форм отчетности. Она по-прежнему сдается в различные органы власти, более того, во многих случаях дублируется. Поэтому введение аналогичного государственного сервиса является крайне актуальным для России, поскольку объем отчетности компаний из года в год увеличивается.

Наконец, во многих уголках мира существует институт уполномоченного по малому бизнесу — структура, которая выполняет функции по стимулированию предпринимательства, а не только по его защите.

Так, в Австралии работает специализированный государственный орган, задачей которого является защита интересов и помощь субъектам малого бизнеса. При этом его компетенция и задачи отличаются от существующего в России института уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Акцент в работе данной госструктуры сделан не на защите прав конкретных предпринимателей, а на выработке государственной политики в отношении малого бизнеса и представлении его интересов в госведомствах.

В России также необходим орган власти, который будет вырабатывать политику в облас­ти развития малого и среднего предпринимательства, координировать различные госпрограммы и представлять интересы малого бизнеса в других властных структурах.

Справедливости ради надо сказать, что первые шаги в этом направлении российский бизнес-омбудсмен Борис Титов уже начал делать: он объявил о начале разработки комплексной программы развития предпринимательства в нашей стране.