Малый бизнес надеется на рост цен и сезонность

| статьи | печать

Руководители малых и средних предприятий отмечают снижение деловой активности в III квартале нынешнего года, подчеркивается в исследовании, представленном на форуме «ОПОРЫ России» «Малый бизнес: перезагрузка». В IV квартале они надеются улучшить показатели продаж и прибыли за счет повышения цен и фактора сезонности.

Индекс предпринимательских настроений в сфере малого и среднего бизнеса (PSB Small Business Index) является совместным проектом «ОПОРЫ России» и Промсвязьбанка. Он рассчитывается на основе данных ежеквартального опроса руководителей компаний в сегменте МСБ. Сводный индекс отражает настроения и ожидания малых и средних предпринимателей на временном отрезке в три месяца по девяти основным параметрам, каждый из которых имеет индивидуальный вес в композитном показателе. Уровень PSB Small Business Index выше 50 п. означает благоприятный деловой климат в сегменте МСБ.

Прибыль, финансы, инвестиции идут вниз…

Показатель «Продажи и прибыль» составил в июле — сентябре 49,7 п. Данный компонент не показал существенного расхождения в разрезе отраслей, фиксируя снижение продаж и прибыли практически во всех секторах экономики. Причем основной негатив сосредоточен в фактических результатах за III квартал текущего года, на следующие три месяца взгляды более позитивные. В разбивке по размерам бизнеса наиболее оптимистично выглядят средние предприниматели, тогда как микро- и малый бизнес фиксируют снижение этих показателей.

Исследование показало снижение доступности финансирования (43,3 п.). Наименьшую заинтересованность в кредитах в отраслевом разрезе демонстрирует сфера услуг, а в разбивке по размерам бизнеса — микробизнес. В IV квартале предприниматели ожидают осложнений в условиях получения кредитов по сравнению с июлем — сен­тябрем, что оказывает негативное влияние на готовность бизнеса использовать в своей деятельности заемные средства.

Еще хуже обстоит дело с готовностью к инвестициям (38,8 п.). Значение этого компонента одинаково низко как в разрезе отраслей, так и в разбивке по размерам бизнеса. Предприниматели выразили неготовность вкладывать собственные средства в развитие бизнеса в III квартале текущего года, правда, более оптимистичен их взгляд на октябрь — ноябрь.

По вполне понятным причинам бизнес-ожидания относительно условий ведения предпринимательской деятельности не выглядят оптимистичными (44,3 п.). Самое низкое значение индикатора зафиксировано в производстве (41,2 п.) и торговле (43,2 п.). Сфера услуг фиксирует значение несколько выше (46,2 п.), но также отражает негативные ожидания. Анализ положения дел в ­микро-, малом и среднем бизнесе показывает негативные тренды по всем трем направлениям. При этом в июле — сентябре предприниматели ощущали ухудшение условий для своих компаний, а в IV квартале они ожидают их улучшения, но в целом по экономике, по их мнению, ситуация будет сложной.

…цены и клиентская база — вверх

В III квартале компании дружно повысили цены во всех отраслях и видах бизнеса (компонент «Цены реализации товаров и услуг/себестоимость» достиг 59,5 п.). Причем бизнесмены не намерены останавливаться на этом и планируют их повышать в IV квартале. Интересно, что повышение цен зеркально отражается в росте себестои­мости. Среди всех компонентов индекса ценовые показатели имеют максимальное значение, а параметры, отражающие себестоимость, — минимальное.

Предприниматели оптимистичны в отношении своей клиентской базы, прогнозируя ее увеличение. Композитное значение индикатора «количество клиентов/покупателей» равнялось 53,7 п., существенного расхождения в разрезе отраслей и видов бизнеса здесь не наблюдалось. Наибольшее значение показателя зафиксировано в производстве (54,4 п.) и микро-бизнесе (54,1 п.).

В целом значение PSB Small Business Index по итогам III квартала 2014 г. было зафиксировано на уровне 49,7 п., что отражает сокращение деловой активности предпринимателей в сегменте МСБ.

Среди видов деятельности самый высокий показатель индекса наблюдался в торговле (50 п.), в сфере услуг он равнялся 49,5 п., в производстве составил 49,2 п.

В 12 из 19 регионов, попавших в поле исследования, наблюдается спад деловой активности. Самое низкое значение зафиксировано в Нижегородской области (41,4 п.), наиболее высокое — в Республике Башкортостан (60,8 п.). Москва осталась на уровне композитного значения.

В заключение стоит отметить, что малые и средние компании пока не связывают ухудшение делового климата с санкциями, введенными против России из-за геополитической ситуации. Опрос показал, что 40% предпринимателей не могут оценить их влияние на свой бизнес, и лишь 34% респондентов считают, что они немного его ослабят.