Дорога к светлому налоговому будущему

| статьи | печать

Правительство РФ своим распоряжением от 10.02.2014 № 162-р утвердило план мероприятий (дорожную карту) по совершенствованию налогового администрирования в 2014 и 2015 г. О том, что нас ждет в ближайшем налоговом будущем, — в нашем комментарии.

Утвержденный Правительством РФ план мероприятий направлен на создание комфортных условий взаимодействия бизнеса и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.

В качестве целей, которые предполагается достичь в результате реализации плана, значатся:

  • сокращение временных и материальных затрат на подготовку и представление налоговой отчетности, уплату налогов;
  • улучшение взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами с учетом лучших международных практик;
  • сближение правил налогового и бухгалтерского учета;
  • повышение эффективности механизмов администрирования НДС;
  • стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на элект­ронный документооборот;
  • совершенствование администри­­рования специальных налоговых режимов.

Рассмотрим эти цели подробнее.

Сокращение затрат на отчетность

Предлагается увеличить время между публикацией нормативных актов, затрагивающих вопросы подготовки и сдачи отчетности, и их вступлением в силу, что позволит компаниям заранее подготовиться к нововведениям и сократит число ошибок при подготовке отчетнос­ти. Так, новые стандарты бухгалтерского учета должны будут публиковаться в открытом доступе не менее чем за шесть месяцев до даты начала отчетного периода, за который составляется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность по новому стандарту. Кроме того, в соответствующие нормативные акты должно быть внесено условие об обязательной публикации в открытом доступе новых форм и форматов отчетности, представляемой в налоговые органы, или изменений в действующие формы и форматы отчетности не менее чем за два месяца до даты предполагаемого введения в действие и начала отчетного периода. Если этот срок нарушается, будет продлеваться срок предоставления отчетности по новым формам на срок задержки публикации. У компаний также будет право в такой ситуации сдать в установленный срок отчетность по старым формам.

ФНС России предписано раскрыть свои тайны и опубликовать действующие контрольные внутри- и междокументные соотношения, которые позволят налогоплательщикам выявлять и исправлять ошибки до представления деклараций (расчетов).

Для сокращения ошибок и снижения временных затрат при подготовке отчетнос­ти ФНС России и Минфину России поручено обеспечить унификацию кодов отчетного периода в различных налоговых декларациях и расчетах.

С целью снижения количества пересдач налоговых деклараций и стимулирования перехода на представление отчетности в электронном виде должны быть продлены сроки представления всех видов налоговой отчетности на пять дней, а при подаче отчетности в электронном виде — на десять дней при сохранении существующих сроков уплаты налогов. Также понизится порог перехода на обязательное представление налоговой отчетности в электронном виде со 100 до 50 человек.

Минфину России поручено уменьшить количество обязательных для заполнения реквизитов платежного поручения на перечисление налогов и сборов, исключив из них избыточную информацию. Это позволит сократить время на уплату налогов за счет снижения количества ошибок при перечислении налоговых отчислений.

Изменения коснутся и порядка уплаты НДФЛ. Так, работодатели (налоговые агенты) будут уплачивать в бюджет НДФЛ с отпускных и социальных пособий не позже последнего дня месяца, в котором выплачен доход. Работники смогут получать социальные налоговые вычеты по НДФЛ у работодателей (налоговых агентов) по аналогии с имущественным налоговым вычетом.

Взаимодействие с налоговиками

К июню 2014 г. на законодательном уровне должны быть обеспечены условия взаимодействия налогоплательщиков с налоговым органом в интернет-пространстве в электронной форме (получение справок, информации о начисленных, уплаченных суммах, сальдо расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, и др.). У предпринимателей и компаний появится возможность проведения сверок расчетов с налоговиками по налогам и сборам, пеням и штрафам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Справки об отсутствии задолженности и иные документы также можно будет запрашивать в налоговой инспекции по телекомму­­никационным каналам связи с электронной подписью должностного лица. Такие справки (подписанные электронной подписью должностного лица налогового органа) можно будет представлять в федеральные органы исполнительной власти, банки и оператору электронной площадки.

На сайте ФНС России должны не реже одного раза в полугодие публиковаться обобщающие обзоры разъяснений Минфина России, носящие обязательный характер для налоговых органов, по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

Будет изучаться возможность внедрения института «предварительного налогового разъяснения» по оценке хозяйственных ситуаций для обеспечения возможности получения налогоплательщиками от налоговиков предварительных разъяснений по налогообложению при совершении сделок.

Учет и документооборот

В целях сближения бухгалтерского и налогового учета ФНС России дано задание провести анализ возникновения проблем и рисков налогового администрирования в случае устранения разниц в правилах бухгалтерского и налогового учетов. По его результатам в главу 25 НК РФ должны быть внесены соответствующие изменения.

Продавцов освободят от обязательного выставления счета-фактуры (по взаимному согласию сторон сделки), если покупатель является неплательщиком НДС. Отменят командировочные удостоверения и упростят порядок подтверждения командировочных и представительских расходов.

В Налоговом кодексе появится норма о несущественности ошибок в первичных документах, по аналогии с требованиями к счетам-фактурам.

У упрощенцев из состава выручки будет исключаться НДС, если ими был выставлен счет-фактура с этим налогом. Еще одно изменение по УСН: этот спецрежим смогут применять организации, имеющие представительства.