Перспективы сближения бухгалтерского и налогового учета

| статьи | печать

Понятие «налоговый учет» вошло в жизнь бухгалтеров одновременно с появлением в Налоговом кодексе главы 25 «Налог на прибыль организаций». Через десять лет о перспективах налогового учета мы говорим с заместителем руководителя Федеральной налоговой службы Даниилом Егоровым.

«ЭЖ»: Даниил Вячеславович, имеют ли под собой почву разговоры о сближении бухгалтерского и налогового учетов вплоть до отмены системы налогового учета?

Д. Е.: Проблема ликвидации различий в правилах бухгалтерского и налогового учета была достаточно остро поставлена на съезде Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» 21 декабря 2011 г., проходившем с участием В.В. Путина.

И здесь я сразу уточню — речь шла о целесообразности проработки вопроса не об отмене налогового учета, а о возможности отмены параллельного налогового учета. То есть о ликвидации предпосылок того, что данные одних и тех же бухгалтерских документов не по желанию организации приходится учитывать в двух системах учета.

Дальнейшее развитие эта тема получила прошлым летом в последнем Бюджетном послании Президента Российской Федерации, где была поставлена задача упрощения налогового учета и обеспечения возможности при подготовке и представлении налоговой отчетности опираться на документы бухгалтерского учета.

Так что основания для ожиданий упрощения учетной работы в бизнесе не­безосновательны.

«ЭЖ»: А что-то конкретно сдвинулось с прошлого лета в этом направлении?

Д. Е.: Да, работа ведется. В частности, Минфином России к весенней сессии законодателей уже подготовлен проект поправок, предусматривающих сближение применяемого в налоговом учете порядка с правилами бухгалтерского учета по отдельным направлениям. В частности, это изменения, в результате которых организации будут одинаково учитывать суммовые разницы по сделкам, предусматривающим ведение расчетов в условных единицах; налогоплательщикам будет предоставлено право учитывать малоценное имущество, спецоборудование и специальную оснастку так же, как и в бухгалтерском учете; ликвидируется разница в учете убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа и в большинстве случаев — в сроках признания убытка от реализации амортизируемого имущества.

Я думаю, что это — только начало. Ликвидация, так сказать, наиболее массовых «больных точек».

«ЭЖ»: Что же дает вам основания смотреть дальше этих поправок?

Д. Е.: Такие основания мне дает достаточно активная поддержка этого направления со стороны бизнеса. Сегодня мы находимся на заключительном этапе согласования дорожной карты. Это фактически перечень мероприятий, которые должны будут быть исполнены, в том числе и под данную задачу. В карте в качестве цели заявлены конкретные формулировки статей главы 25 НК РФ, посвященных принципам налогового учета, которыми решается задача исчисления налога на прибыль на основе данных бухгалтерского учета. А средством достижения этого — выявление всего пакета имеющихся разниц в правилах оценки операции в бухгалтерском и налоговом учете и всенародное их обсуждение на предмет целесообразности.

Так что первый пакет поправок, уже подготовленный для представления в Государственную Думу, должен пополниться, причем существенно.

Как только эта дорожная карта будет согласована со всеми заинтересованными ведомствами, для ее исполнения Правительством РФ будут установлены конкретные сроки.

«ЭЖ»: Какова концепция сближения бухгалтерского и налогового учета?

Д. Е.: Пока дорожная карта не согласована, говорить о целостной концепции рано. Надо подождать. Лично для меня в сближении учетов принципиально важен системный подход, а не ликвидация отдельных разниц. Даже если разниц станет на семь-восемь или даже на 20 меньше, чем сейчас, принципиального облегчения бизнесу это не принесет. Надо уничтожать предпосылки необходимости ведения параллельного учета как таковые. То есть разницы надо ликвидировать «по всем фронтам». Во-первых, по первоначальной стоимости основных средств, материалов, товаров, других объектов бухгалтерского и налогового учетов, причем не только при их приобретении за деньги или получении безвозмездно, а по всем случаям поступления ценностей в организацию: вкладами в уставный капитал, по реорганизации, при обмене и т.д. Далее надо принципиально сблизить подходы к оценке незавершенного производства, готовой и реализованной продукции. И еще посмотреть целесообразность разного времени признания доходов и расходов организаций и особого порядка признания убытков. Это — минимальный спектр вопросов.

«ЭЖ»: Каковы перспективы того, что останется только бухгалтерский учет?

Д. Е.: Вот это вряд ли. Мы ведь в бухгалтерском учете идем к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). А ни в одной стране, применяющей эту систему подготовки отчетности, налог на прибыль или аналог этого налога непосредственно с данных бухгалтерского учета не исчисляется.

И это экономически обосновано. Любой налог, и тем более налог на прибыль, имеет не только фискальный характер изъятия в бюджет части имущества собственников, но также исполняет стимулирующую функцию, например, предоставлением права на повышенную амортизацию по отдельным направлениям деятельности. И построена система исчисления налога должна быть таким образом, чтобы закрыть возможность использования разнообразных схем ухода от налогообложения. И эти приоритеты налоговой политики должны сохраняться.

«ЭЖ»: Сейчас для отражения разниц в учетах применяется ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Планируется ли его отмена?

Д. Е.: Методологией бухгалтерского учета у нас занимается Минфин России. Но поскольку я не вижу перспектив полного слияния бухгалтерского и налогового учета, то и предпосылок для отмены стандарта, на мой взгляд, нет. Другое дело, что исполнять требования этого стандарта в связи с ликвидацией многих разниц должно стать значительно проще.

«ЭЖ»: Правила налогообложения всегда отличались от правил бухгалтерского учета. Это было и до 2002 г. (пока не вступила в силу глава 25 НК РФ). Но в тот период декларация по налогу на прибыль составлялась исходя из финансового результата деятельности компании по данным бухучета, скорректированного на суммы, учитывающие специальный порядок признания тех или иных доходов (расходов) для целей налогообложения. Мы можем вернуться к прежнему порядку заполнения декларации?

Д. Е.: Такой возможности, в принципе, не исключаю. Многое будет зависеть от того, в каком виде будет поставлена задача по сближению учетов в конечном варианте дорожной карты и от итогов обсуждения разниц и принятия по ним тех или иных решений. Чем меньше останется источников возникновения разниц, тем очевиднее будут преимущества налоговой корректировки бухгалтерской прибыли при декларировании. Давайте подождем более четких перспектив.

«ЭЖ»: Для сближения учетов необходимо внести огромное количество изменений в главу 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Вас не пугают такие объемы поправок?

Д. Е.: Чем больше объемы поправок, тем внимательнее надо к ним относится, поскольку известно, что «аукается» в одной норме, а «откликается» в других. Поэтому потребуется кропотливая профессиональная работа. С моей точки зрения, как специалиста и администратора налогового ведомства, также очень важно, чтобы итоговые правила налогообложения читались предельно ясно и однозначно, не давая почву для споров. Ведь кто бы в результате не оказался прав, это неоправданное отвлечение ресурсов и у проверяющих органов, и у налогоплательщиков.

«ЭЖ»: Допустим, что расхождения в бухгалтерском и налоговом учете неизбежны, главное, чтобы они были действительно обоснованы. Как этого добиться и как снизить вероятность возникновения новых?

Д. Е.: Согласитесь, что сейчас с точки зрения преобразований в бухгалтерском учете не самое спокойное время. И движение российского бухгалтерского учета к МСФО, причем постепенное, неминуемо влечет за собой появление все новых и новых разниц. И угнаться за ними достаточно сложно, поскольку в бухгалтерском учете последнее слово в принятии новых стандартов остается за Минфином России, а в целях налогообложения — за депутатами Государственной Думы. Это совершенно разный уровень. И здесь потребуются дополнительные усилия по синхронизации действий.

Но есть еще один ход, который мог бы помочь минимизировать вероятность увеличения количества разниц во времени. Готовя поправки, надо изначально ориентироваться не на действующие сегодня нормы актов бухгалтерского учета, а на перспективные. И здесь можно надеяться на помощь методологического отдела Минфина России по бухгалтерскому учету, подготовившему основные старые стандарты к переизданию уже в рамках концепции МСФО. По практике применения МСФО — там достаточно стабильные правила подготовки отчетности. И хотя они тоже иногда меняются, все же ориентация правил исчисления налога на прибыль уже на них — заведомо перспективное направление.