12 месяцев за пять минут: госзакупки, «анти»-законы и судебная реформа

| статьи | печать

Уходящий год был богат на громкие события: из Конституции РФ исчезло упоминание о ВАС РФ, реализация реформы гражданского законодательства стала набирать обороты, были заложены нормативные основы работы контрактной системы. Мы составили обзор наиболее важных, по мнению редакции, событий 2013 года.

Какой ответ придет в голову, когда нас спросят, каким был 2013 год, лет через пять? Чем он запомнился, чем был интересен и примечателен? Попробуем кратко освежить в памяти важные события, которые произошли в уходящем году в профессиональной сфере.

Новая старая Конституция и новые суды

Во время своего выступления на июньском Петербургском международном экономическом форуме президент предложил (заметим, весьма обтекаемо) объединить две высшие судебные инстанции — Высший арбитражный и Верховный суды. Новость волной пронеслась над бизнес-сообществом и немного затихла, потому что никакой конкретики в предложении президента не было. Однако спустя несколько месяцев, в начале октября, текст законопроекта о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» был внесен в Госдуму и уже в конце ноября одобрен депутатами и Советом Федерации (см. «ЭЖ», 2013, № 48, с. 07, № 49, с. 07). ­Согласно внесенным поправкам в России будет упразднен ВАС РФ и создан новый Верховный суд, уполномоченный рассматривать в том числе споры по экономичес­ким делам. Правда, очередной приступ недопонимания вызвало отсутствие конкретики и в этом проекте. В первую очередь юристов волновал вопрос о том, что станет с арбитражными судами первой и апелляционной инстанций.

Но немного позднее законодатели раскрыли и эти карты, когда на рассмотрение Госдумы поступили еще три законопроекта, уточняющие положения закона о поправке в Конституцию. Среди них — принятый во втором чтении законопроект № 390478-6 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“» («ЭЖ», 2013, № 48, с. 07).

Стоит отметить, что помимо поправок, с основным законом страны связано еще одно событие — 20-летие существования Конституции (см. «ЭЖ», 2013, № 49, с. 07). В связи с этим свое­образным юбилеем объявлена амнистия, постановление Госдумы о которой вступило в силу после официального опуб­ликования 18 декабря.

Кстати, для судебной системы поправки об объединении судов тоже стали не единственной новостью. Ведь 3 июля этого года начал свою работу Суд по интеллектуальным правам — новая судебная инстанция, уполномоченная рассматривать споры, связанные с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (ч. 4 ст. 24 АПК РФ).

Первоначально планировалось, что новый суд начнет работу уже в феврале. Но по факту обозначенный срок оказался нереальным к исполнению. Решение о начале деятельности Суда по интеллектуальным правам должен был принять и обнародовать Пленум ВАС РФ (п. 3 ст. 3 Федерального конституционного закона от 06.12.2011 № 4-ФКЗ). Что он и сделал (постановление Пленума ВАС РФ от 02.07.2013 № 51 «О начале деятельности Суда по интеллектуальным правам»).

Контрактная система вместо госзакупок

Внимание компаний и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на основании государственных или муниципальных контрактов, в этом году было приковано к развитию событий в сфере госзакупок. Тем более что обратить внимание действительно было на что: 5 апреля президент подписал Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о ФКС). Этот закон вступит в силу 1 января 2014 г. и заменит собой пока еще действующий Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ).

Во исполнение Бюджетного послания президента на 2010—2021 гг. проект Закона о ФКС разрабатывали и Минэкономразвития России, и ФАС России. Они долго не могли прийти к компромиссу по многим воп­росам, в частности, по введению в действие Закона о ФКС и отмене Закона № 94-ФЗ, а также по поводу расширения способов размещения государственных и муниципальных заказов. В итоге проект в доработанном министерством виде был одобрен президентом.

Закон о ФКС регламентирует весь закупочный цикл: от планирования и выбора поставщика до заключения и исполнения контрактов, включая мониторинг, контроль и аудит за соблюдением устанавливаемых требований. Для реализации контрактной системы будет создана Единая информационная система (ЕИЦ).

Многие положения Закона о ФКС схожи с положениями Закона № 94-ФЗ. Но в то же время с нового года будет действовать ряд новых правил, которых нет в действующем еще несколько дней законе (см. «ЭЖ», 2013, № 14, с. 12, № 25, с. 14, № 48, с. 13, 14, № 49, с. 15).

Появится нескольких новых способов закупки: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс (с их закрытыми аналогами) и запрос предложений. Аукцион можно будет проводить только в элект­ронной форме. Вместо права привлекать к закупке экспертов, проверяющих, соответствует ли товар качеству, заказчик будет обязан это делать. Не менее чем 15% закупок должны будут производиться у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, что станет для таких компаний безусловным преимуществом. В качестве обеспечения заявок можно будет представлять денежные средства или банковские гарантии, требования к которым устанавливаются Правительством РФ.

Введением в действие Закона о ФКС совершенствование процесса закупок не заканчивается, а скорее только начинается. Пока он еще не вступил в силу, его уже планируют изменить, например, разработанным Минэкономразвития России законопроектом могут быть установлены ограничения на заключение контрактов, в которых имеется личная заинтересованность должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков (см. «ЭЖ», 2013, № 43, с. 09). Также многие вопросы, связанные с работой контрактной сис­темы, будут регулироваться подзаконными актами — приказами министерств и постановлениями правительства (см. таблицу на с. 14—15).

Мегарегулятор, упраздненная ФСФР и «лицо» рубля

С 1 сентября Банк России (­который, кстати, в этом году обзавелся еще и новым председателем) стал финансовым мегарегулятором в связи с упразднением ФСФР России и передачей ее функций ЦБ РФ (Указ Президента РФ от 25.07.2013 № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации», Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых ­рынков»).

Вопрос о такой передаче полномочий обсуждался уже давно, и итогом этих дискуссий стало образование мегарегулятора российского финансового рынка. А нормативно это было закреплено вышеуказанными правовыми актами («ЭЖ», 2013, № 4, с. 06, № 18, с. 03).

Теперь функции упраздненной службы по осуществлению контроля за участниками финансового рынка и страховой надзор осуществляет Служба Банка России по финансовым рынкам (информация Банка России от 22.08.2013 «О создании в структуре Банка России Службы Банка России по финансовым рынкам»).

За непродолжительное время работы новой службы на базе мегарегулятора уже есть любопытные результаты: опуб­ликован ежеквартальный отчет по жалобам на страховщиков. В тройку лидеров вошли Русская страховая транспортная компания, «Югория» и «МАКС», а у ОСАО «Россия», которая до недавнего времени числилась в топ-15 страховых компаний на рынке ОСАГО, и вовсе была отозвана лицензия (см. «ЭЖ», 2013, № 47, с. 06, № 49, с. 06).

Стал роковым этот год для некоторых банков, у которых в этом году были отозваны лицензии на осуществление банковских операций, в числе которых знаменитые «Пушкино» и «Мастер-банк» и др.

К концу года был также утвержден и символ руб­ля — в виде прописной буквы «Р» в кириллице, дополненной в нижней части горизонтальной чертой (информация Банка России от 11.12.2013 «Об утверждении графического обозначения рубля», см. «ЭЖ», 2013, № 42, с. 03, № 49, с. 03).

Реформа ГК: продолжение следует

Глобальные изменения в Гражданский кодекс занимали умы юристов весь прошлый год. Внесенный в Госдуму законопроект с поправками в экономическую конституцию депутаты не смогли осилить за один раз, потому было решено поделить текст на части и принимать поправки поэтапно.

В 2013 г. поправки в ГК РФ начали вступать в силу, но приняты еще не все запланированные законопроекты. Потому реформа гражданского законодательства продолжится и в следующем году.

Итак, вспомним, каким же изменениям подвергся Кодекс. Первым начал действовать одоб­ренный еще в прош­лом году и официально опубликованный в последний день 2012 г. Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Закон вступил в силу 1 марта, за исключением отдельных положений.

Данная порция поправок закрепила принцип добросовестности, расширила пределы судейского усмотрения в случаях, когда при рассмотрении дела устанавливается факт злоупот­ребления лицом своим субъективным правом. Кроме того, были внесены и важные изменения в правила регистрации прав на имущество (см. «ЭЖ», 2013, № 1, с. 06).

С 1 сентября, за исключением отдельных положений, вступил в силу Федеральный закон от 07.05.2013 № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации». Он изменил положения Кодекса о сделках и представительстве (см. «ЭЖ», 2013, № 19, с. 12).

Третий пакет поправок содержится во вступившем в законную силу 1 октября Федеральном законе от 02.07.2013 № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I час­ти первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Он скорректировал нормы об объектах гражданских прав (см. «ЭЖ», 2013, № 27, с. 07).

И наконец, 1 ноября вступил в силу Федеральный закон от 30.09.2013 № 260-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации», изменивший нормы о вещных правах (см. «ЭЖ», 2013, № 36, с. 07, № 39, с. 08).

Заметим, что изменение текста ГК РФ не ограничилось этими документами, принятыми в рамках реформы гражданского законодательства. Например, поправки также были внесены и Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». В соответствии с ним с 30 июня оснований для отказа в госрегистрации юридического лица стало больше, а при предоставлении им недостоверных сведений о себе в ЕГРЮЛ есть риск возмещения причиненных третьим лицам убытков.

Антитабак, антипират и антиотмывание

Около года назад в нижнюю палату парламента поступил на рассмотрение правительственный проект так называемого «антиотмывочного» закона. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» вступил в силу 30 июня, за исключением отдельных его положений. Этим нормативным актом внесены изменения в Гражданский, Налоговый, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы РФ, а также в КоАП РФ и ряд других законов, направленные на создание условий для предотвращения, выявления и пресечения незаконных финансовых операций (см. «ЭЖ», 2013, № 26, с. 07, № 29). Усилена уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств, зато более гуманными стали нормы НК РФ.

С 1 августа вступил в силу «антипиратский» Федеральный закон от 02.07.2013 № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по воп­росам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». Его целью было прекращение незаконного бесплатного скачивания аудиовизуальных произведений в Интернете в ущерб имущественным интересам правообладателей. Конечно, уже успевшие полюбить «торренты» пользователи протестуют против платного скачивания фильмов и музыки и даже собирают подписи на сайте Российской общест­венной инициативы www.roi.ru. Но отменять непопулярный в народе закон депутаты пока не планируют.

Антипиратский закон, в частности, предусматривает, что в досудебном порядке может быть произведена блокировка ресурса, на котором размещается нелегальный контент. Рассматривать такие вопросы, как и сами дела о защите исключительных прав правообладателей, уполномочен Мосгорсуд. Также в ГК РФ появился новый субъект — информационный посредник (см. «ЭЖ», 2013, № 27, с. 14, № 37).

«Антитабачный» Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» вступил в силу с 1 июня, но частично. Некоторые его положения будут вводиться поэтапно вплоть до 1 января 2017 г. Теперь нельзя курить, например, на рабочих местах, в рабочих зонах и организованных помещениях. С 15 ноября вступили в силу поправки в этот закон, внесенные Федеральным законом от 21.10.2013 № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон „О рекламе“ в связи с принятием Федерального закона „Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потреб­ления табака“». Согласно этим изменениям реклама сигарет и курительных принадлежностей запрещена под страхом наказания в виде административного штрафа, размер которого может достигать 600 000 руб.

Офис на диване стал почти реальностью

Законопроект с поправками в Трудовой кодекс, предусмат­ривающими правовое регулирование статуса дистанционных работников, был внесен в Госдуму еще в прошлом году, а в 2013 г. приобрел форму Федерального закона от 05.04.2013 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Разработчик текста проекта, Минтруд России, отмечал такие преимущества дистанционного способа работы, как сокращение издержек работодателя на организацию рабочих мест, экономию времени, энергии и расходов работника на проезд, а также вероятное повышение производительности труда. Правила о дистанционной работе сводят необходимость личных встреч работника и работодателя почти к нулю. Теоретически, они могут даже ни разу не встретиться, успешно взаимодействуя на основе трудового договора.

Правда, многие юристы отмечают: есть существенные проблемы, которые могут помешать реализации этой полезной инициативы. В частности, недостачный уровень развития сис­темы электронного документо­оборота. Кроме того, могут возникнуть сложности с представлением доказательств сторонами, если между работодателем и работником возникнет судебный спор. Ведь до сих пор лишь немногие судьи готовы оценивать как допустимые доказательства электронную переписку. А отсутствие упрощенного порядка растор­жения трудового договора с недосягаемым в территориальном плане работником может отпугнуть работодателей, заставив отдать предпочтение фрилансерам-подрядчикам.