Контрактная система: что изменится в практике расходования бюджетных средств?

| статьи | печать

С 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе). В Госдуме уверены, что этот нормативный акт — главный экономический закон, принятый на текущей сессии. Действительно ли реформа госзакупок повлияет в целом на экономику страны?

Нововведения, предусмотренные Законом о контрактной системе, коснутся государственных и муниципальных заказчиков, поставщиков — участников закупок, а также повлияют на инфраструктуру, обслуживающую систему закупок.

С введением контрактной системы расходы и штаты заказчиков вырастут

Можно выделить семь основных изменений, которые произойдут в жизни заказчиков с вступлением в силу Закона о контрактной системе.

Во-первых, Закон о контрактной системе предполагает гораздо более внушительный объем бумажной работы заказчика по сравнению с тем, который осуществляется сейчас. Например, заказчикам придется готовить трехлетний и годовой планы закупок, в особом порядке корректировать и уточнять их.

Во-вторых, если раньше заказчики обосновывали только начальную цену закупки, то со следующего года они обязаны будут обосновать и предмет закупки, и способ закупки, и требования к участникам закупки. При этом нельзя будет приобретать продукцию с избыточными потребительскими свойствами и предметы роскоши.

В-третьих, заказчики должны будут создать контрактные службы. Если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб. и отсутствует контрактная служба, заказчик может назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта, — контрактного управляющего. Заказчик сможет назначить контрактным управляющим или сотрудником контрактной службы только лицо, имеющее соответствующее образование.

В-четвертых, заказчики получат право на применение антидемпинговых мер. Например, если начальная цена контракта составляет более 15 млн руб. и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена на 25% и более ниже начальной цены, то контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта в полуторном размере. То есть если обеспечение исполнения контракта для всех участников закупки составляет 30% от начальной цены, то для демпингующего участника обеспечение должно будет составить 45% от начальной цены.

В-пятых, заказчик обязаны будут предоставлять ценовую преференцию 15% учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, что ранее делалось крайне редко. Закон о контрактной системе сделал значительные подвижки и в вопросе поддержки субъектов малого предпринимательства: верхняя планка объема закупок, предназначенных таким субъектам, не определена.

В-шестых, реализация Закона о контрактной системе приведет к резкому увеличению доли торгов в связи с ограничениями на проведение неторговых процедур. Для заказчиков это обернется значительно большими затратами на организацию процесса закупок.

В-седьмых, изменится практика закупок бюджетных учреждений. Теперь почти все они будут соблюдать одновременно два режима закупок. Закупки за счет средств субсидий, выданных на выполнение госзаданий, будут осуществляться по правилам Закона о контрактной системе, а закупки за счет самостоятельно заработанных средств — в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Главной особенностью Закона о контрактной системе следует, по-видимому, считать его направленность на глобальную централизацию закупок. Законодатель, с одной стороны, обозначил массу новых обязанностей для заказчиков, а с другой стороны, указал, что если рядовым заказчикам будет слишком тяжело справляться с требованиями закона, то закупки таких заказчиков следует централизовать в едином закупающем органе — тендерном комитете, агентстве или департаменте.

Закон о контрактной системе повлияет на деятельность поставщиков

На стороне участников закупок в связи со вступлением в силу Закона о контрактной системе увеличатся издержки на участие в закупках. Ведь теперь во всех случаях обязательно предоставлять обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах. Причем расходы на приобретение банковских гарантий вырастут, так как банки с 2014 г. уже не смогут неконтролируемо выдавать банковские гарантии без их правильного бухучета. Кроме того, если раньше многие поставщики предпочитали не связываться с торгами (конкурсами и аукционами) и участвовали только в запросах котировок (маленьких закупках до 500 000 руб.), то теперь они будут вынуждены стать участниками торгов. Им придется готовить полноценные заявки, заверять нотариально документы, приобретать банковские гарантии и т.д.

Кроме того, поставщикам, вовлеченным с систему госзаказа, придется иногда выполнять непривычные и не всегда приятные условия контрактов. Так, например, заказчик в контракте может прописать обязательное привлечение при исполнении контрактов субподрядчиков, которые являются субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями. Контрактом может быть предусмотрена и обязательная экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Еще одним нововведением станет то, что при исполнении крупных контрактов поставщик должен будет раскрыть информацию о бенефициарах, единоличном исполнительном органе, членах коллегиального исполнительного органа, своих субподрядчиках.

Со временем Правительство РФ введет обязательное банковское сопровождение крупных контрактов. Скорее всего, механизм банковского сопровождения контрактов будет заключаться в следующем. В проекте контракта заказчик укажет, что для его исполнения поставщик обязан открыть счет в одном из государственных банков. Там же должны открыть счета и его контрагенты. Расчеты между генеральным поставщиком (подрядчиком) и его контрагентами будут осуществляться исключительно через этот банк и только с санкции заказчика, что позволит государству контролировать денежные потоки по крупным контрактам.

Важными для поставщиков станут и изменения в порядке ведения Реестра недобросовестных поставщиков. С 2014 г. в него будут включаться не только сведения о самом участнике закупки. В реестр попадут сведения о руководителе этого лица, всех членах его коллегиального исполнительного органа и учредителях.

С внедрением контрактной системы и у заказчика, и у поставщика появляется право на одностороннее расторжение контракта, что в последние годы было запрещено.

ФКС будет способствовать росту спроса на ИТ-услуги

Закон о контрактной системе затронет деятельность многих инфраструктурных элементов системы закупки: новые рынки сбыта получат компании ИТ-рынка, образовательные цент­ры и банки.

Прежде всего, новое развитие ждет ИТ-рынок. Значительной доработке подвергнется как глобальная система, лицом которой является сайт www.zakupki.gov.ru, так и региональные информационные системы, опосредующие закупки внутри отдельно взятых субъектов Федерации. Учитывая, что Закон о контрактной системе предполагает тотальное раскрытие информации о каждой закупке каждого заказчика, можно говорить о миллиардах страниц, которые будут созданы заказчиками в ходе функционирования контрактной системы. Соответственно, ИТ-рынок получит новый заказ как на создание, так и на обслуживание процессов контрактной системы.

Закон о контрактной системе явно делает ставку на элект­ронный документооборот. Это означает рост спроса на услуги удостоверяющих центров, выдающих сертификаты ключей электронных подписей.

Введение закона о контрактной системе спровоцирует и рост на услуги образовательных организаций, способных подготовить квалифицированные кадры для заказчиков, специализированных организаций и контролирующих органов.

Новацией Закона о контрактной системе станет необходимость руководствоваться правилами госзаказа для некоторых автономных учреждений и коммерческих организаций — хозяйственных обществ и унитарных предприятий. Ранее такая практика существовала точечно по инициативе отдельных ведомств, распределяющих бюджетные средства. Теперь же максимум денежных потоков из бюджета должен будет расходоваться в рамках контрактной системы.

Как видно, Закон о контрактной системе прежде всего направлен на усиление контроля за расходованием средств бюджета и тотальное раскрытие информации о государственных тратах. Будем надеяться, что он действительно приведет страну к ожидаемому эффекту и позволит расходовать средства налогоплательщиков разумно и справедливо.