Поправки в международное частное право рассмотрят во втором чтении… Но не сразу

| статьи | печать

Ко второму чтению в Госдуме подготовлен законопроект № 47538-6/6 с поправками в часть третью Гражданского кодекса РФ. Он должен обновить положения раздела «Международное частное право» и, как предусмотрено в тексте документа, вступить в силу уже с 1 ноября этого года. Изменения коснутся определения применимого права в отношении сделок и договоров, возникновения и прекращения вещных прав, ответственности учредителей (участников) юридического лица по его обязательствам.

С началом осенней сессии в Госдуме продолжилось рассмотрение законопроектов, обновляющих по частям экономическую конституцию страны. Три из них уже были приняты (см. «ЭЖ», 2013, № 01, с. 10; № 19, с. 07; № 27, с. 07, 12), и два успели вступить в силу.

В очереди на рассмотрение сейчас находится четвертый по счету «кусок», посвященный поправкам в третью часть ГК РФ, затрагивающим международное частное право (МЧП). Изменений в положения о наследственном праве, которое тоже входит в эту часть Кодекса, законопроект не содержит. Первое чтение законопроект № 47538-6/6 «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — законопроект) прошел в рамках весенней сессии и был одобрен депутатами 1 июля. Второе чтение было назначено на 10 сентября, но его отложили на неделю.

Определить применимое право в имущественных вопросах станет проще

Напомним, что нормами международного частного права определяется, праву какой страны подчиняются те или иные правоотношения, осложенные иностранным элементом (как субъектом, так и предметом).

Законопроект предлагает поправки в первую очередь в порядок определения применимого права к вопросам возникновения и прекращения вещных прав. Так, например, в действующей сейчас ст. 1205 ГК РФ установлено, что содержание вещных прав на движимое и недвижимое имущество, их осуществление и защита, а также принадлежность имущества к движимому или недвижимому определяются по праву страны, на территории которой находится имущество. Законопроект конкретизирует данную правовую норму, дополняя ее новой ст. 1205.1: если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, то правом, подлежащим применению к вещным правам, определяются, в частности:

■ виды объектов вещных прав, в том числе принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам;

■ оборотоспособность объектов вещных прав;

■ виды вещных прав;

■ содержание вещных прав;

■ возникновение и прекращение вещных прав, в том числе переход права собственности;

■ осуществление вещных прав;

■ защита вещных прав.

Кроме того, предлагается предоставить сторонам сделки, на основании которой возникают или прекращаются вещные права, возможность договориться о применении к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на движимое имущество права, подлежащего применению к их сделке, без ущерба для прав третьих лиц. Действующая редакция ГК РФ определяет применимое право для трех случаев возникновения (прекращения) вещных прав на имущество:

■ находящееся во время сделки на территории определенной страны;

■ относящееся к движимому имуществу и находящееся в пути на момент заключения сделки, влекующей возникновение или прекращение прав на него;

■ в силу приобретательной давности (ст. 1206 ГК РФ).

Правда, вышеназванная возможность фактически в Кодексе уже предусмотрена: стороны сделки могут выбрать применимое к ней право, которое также будет применяться к возникновению и прекращению вещных прав и права собственности на имущество (ст. 1210 ГК РФ).

Субсидиарную ответственность учредителей компании определит ее личный закон

Законопроект содержит и небольшие, но значимые для предпринимателей поправки и в порядок определения применимого права к ответственнос­ти учредителей (участников) юридического лица по его обязательствам. Сейчас этот вопрос в ГК РФ прямо не отнесен к перечню вопросов, которые разрешаются на основании личного закона юридического лица, то есть права закона страны, где такое лицо учреждено (ст. 1202). В этот перечень входят:

■ статус организации в качестве юридического лица;

■ организационно-правовая форма юридического лица;

■ требования к наименованию юридического лица;

■ вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

■ содержание правоспособности юридического лица;

■ порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

■ внутренние отношения, в том числе отношения юридичес­кого лица с его участниками;

■ способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

Если законопроект успешно пройдет рассмотрение в Госдуме и приобретет статус закона, то приведенный перечень пополнится девятым пунктом — вопросами ответственности учредителей (участников) компании по ее долгам. А это значит, что в сделках с иностранными парт­нерами учредители и участники российских компаний будут нес­ти субсидиарную ответст­венность, предусмотренную российс­ким законодательством.

Аналогичное правило предполагается установить и для учредителей (участников) иностранных компаний, которые осуществляют свою деятельность преимущественно на территории России. Нести субсидиарную ответственность по долгам подконтрольного юридического лица они будут по российскому праву или — по выбору кредитора — по своему личному закону.

Форма сделки, подлежащей регистрации в России, должна подчиняться российскому праву

Серьезные поправки законопроект предусматривает в положения о применимом праве к сделкам. В частности, правила определения права, которому подчиняется форма сделки, предлагается дополнить двумя положениями:

■ если сделка либо возникновение, переход, ограничение или прекращение прав по ней подлежит обязательной государственной регистрации в России, форма такой сделки подчиняется российскому праву;

■ если право страны места учреждения юридического лица содержит особые требования в отношении формы договора о создании юридического лица или сделки, связанной с осуществлением прав участника юридического лица, форма таких сделок подчиняется праву этой страны.

Для договоров коммерческой концессии, об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, а также лицензионных договоров законопроект предусматривает особый порядок определения применимого права при отсутствии соглашения сторон о его выборе. В такой ситуации действующая редакция ГК РФ называет применимым правом право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. Для лицензионного договора этой стороной является лицензиар, а для двух других видов договоров такая сторона прямо не названа.

Так, предлагаемые поправки называют применимым правом:

■ к договору коммерческой концессии — право той страны, на территории которой пользователю разрешается использование комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав;

■ к договору об отчуждении исключительного права на РИД или средство индивидуализации — право той страны, на территории которой действует передаваемое приобретателю исключительное право;

■ к лицензионному договору — право той страны, на территории которой лицензиату разрешается использование результата интеллектуальной дея­тельности или средства индивидуализации.

Если же использование прав, передаваемых по этим договорам, разрешается на территориях одновременно нескольких стран, то применимым является право страны, где находится место жительства или основное место деятельности правообладателя.