В Налоговом кодексе «закрутили гайки»

| статьи | печать

Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ внес изменения в более чем 20 законодательных актов, в том числе и в ­Налоговый кодекс. Новации направлены на противодейст­вие незаконным финансовым операциям. Поэтому немудрено, что законодательство ужесточилось. Приятных для налого­плательщиков поправок нет.

Что налоговики узнают от банков?

Законодатели уточнили понятие «счета (счет)», используемое для целей налогообложения. Соответствующая поправка внесена в абз. 10 п. 2 ст. 11 НК РФ. С 1 января 2014 г. счетом будут признаваться расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. В действующей редакции НК РФ содержится более развернутое понятие. Напомним его. Счета (счет) — это расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты. Как видите, уточнение о назначении расчетного счета сочли лишним.

С 1 июля 2014 г. налоговики получат доступ к информации не только о счетах, но и о вкладах и депозитах организаций и индивидуальных предпринимателей. Причем сведения об открытии или закрытии счета, вклада или депозита банки должны будут сообщать налоговикам и в отношении обычных граждан, не занимающихся бизнесом. Такие поправки внесены в п. 1 ст. 86 НК РФ.

Как и сейчас, информация будет предоставляться в электронной форме в течение трех дней со дня:

  • открытия или закрытия счета, вклада или депозита;
  • изменения реквизитов счета, вклада или депозита;
  • предоставления или прекращения права организации, предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;
  • изменения реквизитов корпоративного электронного средства платежа.

Сейчас в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны предоставлять налоговым органам по их требованию:

  • справки о наличии у организации и ИП счетов, вкладов (депозитов) в банке;
  • справки об остатках денежных средств на таких счетах, вкладах (депозитах);
  • выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций и ИП;
  • справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.

Такая информация предоставляется при проведении мероприятий налогового контроля в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. С 1 июля 2014 г. основание для требования у банков названных сведений изменится. Информация может быть запрошена в случае проведения налоговых проверок либо истребования у них документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ. В этой норме сказано, что в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговиков возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, они вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

А вот для получения информации о расчетах физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, налоговые органы должны будут получить согласие руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России, и только в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

Блокировка счетов

На сегодняшний день налоговые органы могут приостановить операции по счетам налогоплательщика в случае, когда он в течение десяти дней после установленного срока для сдачи налоговой отчетности так и не сдал декларацию (п. 3 ст. 76 НК РФ).

С 1 января 2015 г. эта норма Кодекса претерпит изменения. Во-первых, приостановить операции по счетам из-за несдачи декларации в срок налоговики смогут в течение трех лет со дня истечения указанных десяти дней. То есть законодатели фактически дали налоговикам время для маневра.

Во-вторых, появится новое основание для блокировки счета. Дело в том, что в Налоговом кодексе появился п. 5.1 ст. 23 НК РФ. В нем сказано, что лица, которые обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме, должны обеспечить возможность получения от налоговой инспекции в электронной же форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора элект­ронного документооборота документы из налоговой инспекции. Они обязаны передать налоговикам квитанцию о приеме таких документов в электронной форме в течение шести дней со дня их отправки налоговой инспекцией.

Приостановить операции по счетам налоговики смогут в случае неисполнения организацией установленной п. 5.1 ст. 23 НК РФ обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган. Если названные документы не будут переданы инспекторам в течение десяти дней со дня истечения срока, установленного для их передачи, счета компании будут заблокированы.

В статье 76 НК РФ появился новый п. 3.1, посвященный сроку отмены решения о приостановлении операций по счетам. Если блокировка счета произошла по причине несдачи в установленной срок декларации, то налоговый орган обязан будет отменить свое решение не позднее одного дня после представления отчетности. Заметим, что и сейчас действует такое правило. Только установлено оно в п. 3 ст. 76 НК РФ.

Если же счет заблокировали из-за того, что организация не передала налоговикам квитанцию о приеме документов в электронной форме, то решение будет отменено не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из дат:

  • дня передачи квитанции;
  • дня представления документов, истребованных налоговой инспекцией (при направлении требования о представлении документов или явки представителя компании) при направлении уведомления о вызове в налоговую инспекцию.

Обратите внимание: в подп. 11 ст. 76 НК РФ теперь сказано, что правила по приостановлению операций распространяются также на организации и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками или налоговыми агентами, которые при этом обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с частью второй НК РФ.

Новые возможности камеральной проверки

Существенные изменения внесены в ст. 88 НК РФ, посвященную проведению налоговиками камеральных проверок. С 1 января 2014 г. у налоговых органов появится еще несколько оснований требовать от налогоплательщиков объяснения в ходе проведения камеральной проверки деклараций.

Во-первых, если налогоплательщик представит уточненную декларацию или расчет, где уменьшит сумму ранее начисленного налога, то налоговая инспекция получает право потребовать представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения, почему это произошло (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Во-вторых, налоговики получили право требовать от налогоплательщиков доказательства размера убытка, если налоговая декларация или расчет были предоставлены с убытком (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В-третьих, при проведении камеральной проверки на основе уточненной налоговой декларации, представленной по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией, налоговые органы получают право потребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

А с 1 января 2015 г. налоговые органы смогут в ходе камеральной проверки декларации по НДС истребовать у налогоплательщиков счета-фактуры, первичные и иные документы. Такая возможность у налоговиков появится в следующих случаях:

  • при выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в декларации по НДС;
  • при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Если такие противоречия или несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, или о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, налоговая инспекция имеет право потребовать у налогоплательщика названные выше документы, относящиеся к указанным операциям.

Кроме того, изменены п. 1 ст. 91 и п. 1 ст. 92 НК РФ. С 1 января 2015 г. налоговые органы получат доступ на территорию налогоплательщика или в его помещение, а также право на осмотр при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС.

Новации для взыскания

Поправки, внесенные в подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ увеличивают возможности налоговых органов по взысканию с налогоплательщиков недоимки, числящейся более трех месяцев. Во-первых, если недоимка «висит» на зависимой компании, то ее взыщут с основной организации. Это произойдет, если с момента, когда компания, за которой числится недоимка, узнала о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денег, иного имущества основной организации, и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки. Такой механизм имеет и обратную возможность: если недоимка «висит» на основной организации, и свои активы она переводит в дочерние или зависимые, то активы взыщут с последних.

Во-вторых, если налоговая инспекция узнает, что выручка должника находится на счетах нескольких компаний или его активы переводятся в несколько компаний, то взыскание недоимки будет производиться с соответствующих организаций пропорционально доле поступившей им выручки за реализуемые товары, работы, услуги или доле переданных активов.

В-третьих, если должник начнет выводить свои активы через цепь организаций, и налоговики установят, что перечисление выручки от реализации или передача активов третьим лицам были произведены через совокупность взаимосвязанных операций, в том числе даже в том случае, если участники указанных операций не являются основными или зависимыми компаниями, то взыскание будет произведено с конечных получателей.

В-четвертых, суд может признавать организации иным образом зависимыми. В этом случае к организациям, признанным взаимозависимыми по решению суда, налоговики смогут применить все вышеуказанные варианты взыскания.

При применении указанных положений взыскание может производиться в пределах поступивших основным или зависимым компаниям выручки или активов. Стоимость имущества при этом определяется как остаточная стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском учете организации на момент, когда она узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки.

Новые возможности взыскания налоговые органы начнут применять с 30 ­июля 2013 г.

Формальный адрес

Статья 31 НК РФ дополнена п. 5. Согласно новой норме в случае отправления налоговыми органами документов по почте такие документы будут направляться ими:

  • налогоплательщику — российской компании по адресу места ее нахождения (или места нахождения ее филиала или представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ;
  • налогоплательщику — иностранной компании по адресу места осуществления ею деятельности на территории России, содержащемуся в ЕГРН;
  • налогоплательщику — индивидуальному предпринимателю или обычному гражданину по адресу места его жительства или места пребывания, или по предоставленному в налоговую инспекцию адресу для направления указанных документов, содержащемуся в ЕГРН.

Форма заявления о предоставлении предпринимателями и гражданами налоговой инспекции адреса для направления по почте документов будет утверждаться ФНС России.

Нововведения начнут действовать с 30 июля 2013 г. Как видите, теперь вопросы получения сообщений из налоговой инспекции должны волновать, в первую очередь, самих налогоплательщиков. Тот факт, что налогоплательщик может и не находится по указанным выше адресам, налоговиков волновать не будет.

Бесполезная поправка

Со следующего года п. 1 ст. 119 НК РФ будет действовать в новой редакции. Согласно ей за непредставление в установленный срок налоговой декларации на налогоплательщиков будет наложен штраф в размере 5% не уплаченной в установленный срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Раньше в этой норме Кодекса было сказано, что непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате или доплате на основании этой декларации. Возникал вопрос: если налог был уплачен своевременно, а запоздала только налоговая декларация, то придется ли в этом случае уплачивать штраф, и в каком размере?

Специалисты налоговых органов считали, что в этом случае компания все равно должна быть оштрафована. Размер санкции составит 1000 руб. (письмо ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376).

Как видите, внесенная поправка не решила существующую проблему. Поэтому, скорее всего, налоговики продолжат штрафовать компании в том случае, когда декларация не сдана в установленный срок, но налог уплачен в отведенное для этого время.

Поправки для НДС

Изменения затронули и часть вторую Налогового кодекса, а именно главу 21 «Налог на добавленную стоимость». В статье 169 НК РФ появился новый п. 3.1. Он предусматривает новые обязанности для лиц, работающих по посредническим договорам (договору поручения, договору комиссии, агентскому договору). Такие организации и индивидуальные предприниматели должны будут при осуществлении деятельности в интересах третьего лица в случае выставления или получения счетов-фактур по посредническим операциям вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности. Причем такая обязанность распространяется и на тех лиц, которые не являются налогоплательщиками, но осуществляют посредническую деятельность. Эти изменения вступят в силу с 1 января 2014 г.

Но это еще не все. Основные неприятности ждут посредников в ст. 174 НК РФ, которая определяет порядок и сроки уплаты НДС в бюджет.

В пункт 5 ст. 174 НК РФ внесено дополнение, согласно которому налогоплательщики, налоговые агенты, а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны будут сдавать декларации по НДС только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Напомним, что в п. 5 ст. 173 НК РФ названы лица, которые не уплачивают НДС, но выставили контрагентам счета-фактуры с выделенной суммой налога. К ним отнесены:

  • лица, не являющиеся налогоплательщиками, или налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС;
  • плательщики НДС при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Возможность представить декларацию в бумажном виде оставлена налоговым агентам, которые не являются налогоплательщиками или же освобождены от исполнения обязанностей плательщика НДС. Эти изменения начнут действовать с 1 января 2014 г.

Аналогичная обязанность по представлению декларации в электронном виде предусмотрена для названных выше лиц, если они выставляют и (или) получают счета-фактуры при осуществлении деятельности в интересах третьих лиц по посредническим договорам. Эта поправка вступит в силу с 1 января 2015 г. С этой же даты начнут действовать и два новых пункта (п. 5.1 и 5.2), внесенных в ст. 174 НК РФ комментируемым законом.

Согласно п. 5.1 ст. 174 НК РФ в налоговую декларацию должны включаться сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика. Посредники составляют декларацию на основании данных, указанных в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности. А лица, перечисленные в п. 5 ст. 173 НК РФ, включают в декларацию только сведения, содержащиеся в выставленных ими счетах-фактурах.

Состав сведений, которые переносятся в налоговую декларацию из книг покупок и книг продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, выставленных счетов-фактур, определит ФНС России.

Дополнительная обязанность содержится и в п. 5.2 ст. 174 НК РФ. Она касается лиц, не являющихся налогоплательщиками, налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей плательщика НДС, не признаваемых налоговыми агентами. Если названные лица выставили и (или) получили счета-фактуры при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров, то они обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующий журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.