Налоговый кодекс: поправки за поправками

| статьи | печать
Налоговый кодекс: поправки за поправками

В 2006 году произошли существенные изменения в налоговом законодательстве, которые неизбежно отразятся на деятельности налогоплательщиков. Некоторые из них комментирует заместитель генерального директора ООО «Финансы и аудит» Алексей Борисович Беляев (на фото).

 

Как изменится положение налогоплательщиков в связи с расширением полномочий налоговых органов по взысканию штрафных санкций?

— Федеральным законом от 04.11.2005 № 137-ФЗ расширены полномочия налоговых органов по взысканию штрафных санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с которыми налоговики обязаны самостоятельно взыскивать суммы штрафных санкций с организаций или индивидуальных предпринимателей, — в случае если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает 50 тыс. рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период или же иному нарушению законодательства о налогах и сборах.

Для индивидуальных предпринимателей максимальный размер штрафа, взыскиваемый на основании решения налогового органа, составляет 5 тыс. рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период (или по иному нарушению законодательства о налогах и сборах) (ст. 103.1, п. 7 ст. 114 НК РФ).

Поскольку ранее штрафы с налогоплательщика взыскивались только в судебном порядке, организация фактически могла отложить разбирательства с налоговыми органами и отстаивание своей позиции непосредственно до судебного заседания. Теперь же, при бесспорном взыскании штрафов, организации следует быть гораздо активнее, знать практику при взыскании недоимок и способы защиты своих прав.

Обращаем внимание, что общая взыскиваемая сумма может быть и более 50 тыс. рублей для организации или 5 тыс. рублей для индивидуального предпринимателя, поскольку в ст. 103.1 НК РФ указано, что ограничение по сумме действует лишь в отношении одного налога и по одному налоговому периоду.

Это означает, что в случае выявления нарушений, например по НДС, главное, чтобы за каждый налоговый период (месяц, квартал) сумма штрафных санкций не превышала указанного размера. Из сумм, превышающих указанные размеры, и будет складываться общая сумма штрафных санкций, взыскиваемая налоговым органом во внесудебном порядке.

Кроме того, согласно ст. 103.1 и п. 7 ст. 114 НК РФ во внесудебном порядке будут взыскиваться штрафы по «иным нарушениям законодательства о налогах и сборах», если они не будут превышать 50 тыс. рублей (5 тыс. рублей для предпринимателей), здесь речь идет о иных нарушениях, например: непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ), непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), и др.

В судебном порядке взыскиваются штрафные санкции только с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (п. 1, п. 10 ст. 48 НК РФ).

Налоговый кодекс не содержит прямого запрета на возможность одновременного взыскания штрафных санкций во внесудебном порядке (в пределах размеров, установленных ст. 103.1 НК РФ) и судебном порядке (свыше указанного размера), но и не предоставляет такого права налоговым органам. И в данном случае можно руководствоваться п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неясности должны толковаться в пользу налогоплательщика.

До обращения решения о взыскании налоговой санкции к исполнению налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить сумму штрафа, и лишь в том случае, если сумма штрафа организацией (предпринимателем) не была уплачена добровольно в срок, указанный в требовании об уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению: направляется в течение пяти дней судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Налоговый орган может исполнить обязанность по направлению налогоплательщику предложения добровольно уплатить сумму санкции одним из двух вариантов: изложив данное предложение в отдельном требовании об уплате суммы налоговой санкции или в решении о взыскании налоговой санкции.

В том случае, если организация или предприниматель добровольно исполнят решение налогового органа о взыскании налоговой санкции, которое впоследствии будет признано незаконным, организация имеет право на возврат сумм штрафа. Право налогоплательщика на своевременный возврат сумм штрафа прямо предусмотрено в подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ. Данный возврат должен осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ, поскольку никакого иного порядка для возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) штрафов не предусмотрено.

Наличие правового пробела по данному вопросу признают и финансовые органы в Письме Минфина РФ от 03.10.2005 № 03-02-07/1-256 «О возможности возврата и (или) зачета переплаты по штрафам», указывая при этом на обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм штрафных санкций и не запрещая прямо проводить возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) взысканных штрафов в условиях имеющегося пробела в правовом регулировании.

Поскольку при возврате излишне взысканного штрафа (даже при добровольной его уплате по требованию налогового органа) применяются положения ст. 79 НК РФ, налогоплательщик в этой связи имеет право на получение возвращаемых сумм с процентами (п. 4 ст. 79 НК РФ).

У организации (индивидуального предпринимателя) имеется возможность обжаловать решение о взыскании налоговой санкции как в судебном порядке, так и вышестоящему должностному лицу (в вышестоящий налоговый орган). При обжаловании действие решения приостанавливается (п. 4 ст. 103.1 НК РФ). Обжалование решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает возможности последующего его обжалования в арбитражный суд.

При обжаловании решения в вышестоящий налоговый орган исполнение указанного решения приостанавливается автоматически, а при обжаловании решения в арбитражный суд — может быть приостановлено только по определению суда (п. 4 ст. 103.1 НК РФ), на что потребуется время.

Для того чтобы избежать негативных последствий от начала исполнения решения, возможно одновременно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган (что повлечет за собой немедленное приостановление исполнения решения) и заявление в арбитражный суд. Право на одновременное обжалование решения налогового органа и в административном, и в судебном порядке установлено абз. 2 п. 1 ст. 138 НК РФ.

Обжаловать взыскание налоговой санкции можно также и обжалуя непосредственно решение о привлечении к налоговой ответственности. Данное решение может быть обжаловано как в вышестоящий налоговый орган, так и в суд. Признание данного решения недействительным означает признание недействительными всех других нормативных актов, принятых на его основе, в том числе решения о взыскании налоговой санкции.

 

С 1 января 2006 г. для принятия сумм НДС к вычету неважно, оплачен купленный товар или нет. Такие изменения в ст. 171 и 172 НК РФ были внесены Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ. В этой связи возникает вопрос: если оплата товара больше не является условием для вычета НДС, можно ли принять к вычету налог по имуществу, полученному безвозмездно?

— Минфин России официально сформулировал свою позицию по этому вопросу в Письме Минфина России от 21.03.2006 № 03-04-11/60.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты НДС производятся на основании выставляемых продавцами счетов-фактур. При этом вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав). Поскольку при безвозмездной передаче товаров, как отмечает Минфин России, передающая сторона не предъявляет получателю имущества суммы налога к уплате, правовых оснований для вычета НДС нет.

Наряду с позицией финансового ведомства есть и вторая точка зрения. Перечень условий для принятия к вычету НДС указан в п. 1 ст. 172 НК РФ. Для применения вычета необходимо, чтобы товар был оприходован, предназначался для деятельности, облагаемой НДС, и на него был выписан счет-фактура. Оплачен товар или нет, с 1 января 2006 г. значения для вычета НДС не имеет. Поэтому НДС по товарам, работам, услугам, которые организация получила безвозмездно после 1 января 2006 г., можно принять к вычету.

Таким образом, исходя из второй точки зрения вычет НДС возможен, если передающая сторона составит и передаст получателю имущества счет-фактуру с выделенной суммой налога.

Однако данная точка зрения никак не опровергает аргументы, приведенные в анализируемом Письме Минфина России: вычет НДС согласно ст. 171 НК РФ возможен только по предъявленным при приобретении товаров (работ, услуг) суммам налога. Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ сумма налога предъявляется покупателю к оплате. Поэтому выставление счета-фактуры с выделенной суммой НДС, которую получатель имущества не уплатил и уплачивать не будет, предъявлением НДС назвать нельзя. Так что отстаивать свое право принять к вычету НДС по безвозмездно полученному имуществу налогоплательщикам придется в судебном порядке.

В то же время передающая сторона и получатель имущества могут поступить следующим образом. Организация, передающая имущество, выставляет счет-фактуру, а получающая сторона уплачивает ей сумму НДС. Затем получающая сторона принимает сумму НДС к вычету. В таком случае сумма налога будет считаться предъявленной и все условия принятия к вычету НДС будут соблюдены.

Для получателя имущества такой вариант не дает дополнительных «плюсов» с экономической точки зрения. Однако передающая сторона в любом случае должна уплатить НДС при безвозмездной передаче имущества. Поэтому в случае, если получатель уплатит сумму налога, передающая сторона будет уплачивать налог не за счет собственных средств, а за счет средств получающей стороны.

 

Профиль компании

 

ООО «Финансы и аудит» осуществляет свою деятельность на рынке аудиторских услуг с 1995 года. Ведущие специалисты фирмы тщательно отслеживают происходящие изменения законодательства и всегда готовы помочь в решении налоговых, бухгалтерских и юридических вопросов с максимальной пользой для своих клиентов. Основными задачами аудиторов являются проработать с клиентами все последствия того или иного нововведения и минимизировать налоговые риски.