Как ценности менеджмента влияют на стоимость компании

| статьи | печать

Какие сегодня ключевые ценности у бизнеса? Как они взаимосвязаны с созданием стоимости? И как ценности могут стать компасом в конфликтных ситуациях? Ответы на эти вопросы искали несколько институтов Германии, входящих в Комиссию по ценностям.

Опрос был проведен среди нескольких сотен руководителей малого, среднего и крупного бизнеса (табл. 1 и 2). Основное внимание было уделено изучению соотношения собственного понимания ценностей менеджментом и развития системы ценностей компании.

Существует мнение, что в кризисе компаниям помогли выстоять классические ценности предпринимательства — прибыль, сохранение квалифицированного персонала, команда. В тяжелые времена особое значение приобретают уважение и прозрачность. Исследование подтвердило, что доверие и ответственность — самые приоритетные ценности менеджмента. И реализуются они на практике благодаря таким основным ценностям, как мужество, инновационный дух и готовность к риску, поскольку они развивают навыки и способность быстро оценивать ситуации.

Когда инновационные циклы сокращаются, рыночные стратегии становятся рискованными, а к финансированию бизнеса предъявляются жесткие требования, большее значение начинают приобретать нематериальные факторы производительности — мотивация и готовность эффективно работать. И тогда различия в конкурентоспособности проявляются в системе ценностей компании, менеджмента и специалистов (табл. 3).

Ценности не зависят от возраста

Вклад ценностей в успех компании сегодня значительно больше, чем пять лет назад. Более 90% руководителей оценивают этот вклад «очень высоко» или «высоко» (табл. 4). В большей степени такую оценку разделяют менеджеры в расцвете своей карьеры. Они стараются продвинуть бизнес вперед, оказывают предпочтение инновациям и нуждаются в надежных и основанных на доверии правилах ведения бизнеса.

При положительном опыте ежедневной ориентированной на ценности управленческой деятельности она со временем становится принципом управления — одно усиливает другое. Поэтому руководители после 46 лет видят взаимосвязи между ценностями и успехом компании более четко, чем менеджеры в возрасте от 35 и до 46 лет. Они настроены более скептически к проявлению ценностей в реальной жизни, поскольку именно в этой группе, находящейся на пике карьерного рос­та, особенно остро переживаются конфликты ценностей. Кроме того, после 45 лет менеджеры не очень доверяют ценностям, сформулированным в кодексах поведения, правилах, рекламных текстах, брошюрах и веб-сайтах компании, а обращают внимание прежде всего на конфликтные ситуации, в которых и проявляются действительные ценности. И задаются ключевым вопросом — мы живем согласно сформулированным ценностям либо только говорим о них? По мнению экспертов, этот критический взгляд в последнее время стал слабее, но не исчез.

Ответственность и доверие — главное для развития компании

Большинство руководителей (более 70%) главными ценностями для развития компании считают ответственность и доверие (табл. 5). После них следуют целостность и устойчивость. Руководителя с такими идеалами считают почетным бизнесменом. С опытом целостность, ответственность и доверие становятся более важными, но в целом эти приоритеты от возраста не зависят. Ведь ценности в компании нужны для того, чтобы представить ее долгосрочную стратегию надежной для клиентов, вызывающей доверие и мотивацию сотрудников и акционеров.

Эксперты различают качества и ценности. Например, такие качества, как мужество и готовность к риску, зависят от контекста и ситуации, а ценности — универсальны. И уважение по-прежнему важно, однако, по мнению руководителей, оно потеряло свое значение как традиционная ценность.

В конкретных задачах менеджмента, таких как найм специалистов или борьба за привлечение клиентов и их удовлетворенность, влияние базисных ценностей на успех компании видят прежде всего руководители старше 55 лет. А талантливое молодое поколение как резерв руководства, так же как и клиенты компании, признают ценности, когда они становятся принципом управления. Опыт показывает, что сотрудничать и иметь в качестве партнеров лучше всего компании, работающие по хорошим и аутентичным принципам не только вчера и сегодня, но и ориентированных на них в будущем.

Ценности проверяются на практике

К формальным кодексам компаний или провозглашению ценностей 36—45-летние руководители относятся критически, поскольку практика — совсем другое дело. Чему, например, отдать предпочтение, если сотрудник или менеджер должен выбрать между стремлением к прибыли и устойчивостью бизнеса; бонусом или соблюдением правил лояльности; интересами команды или собственными амбициями? В таких случаях возникает ключевой вопрос: можно ли реализовать провозглашенные ценности в ежедневной работе или они — лишь на бумаге и устах? Молодые менеджеры видят здесь большой разрыв. Опытные же руководители, знакомые с конфликтом целей на практике, не считают эту проблему острой. Для них кодификация ценностей — вспомогательное средство, в том числе и для внутренних бизнес-процессов и систем, которые вряд ли можно было перестроить и адаптировать без таких документов. Тем не менее две основные возрастные группы руководителей (36—45 и 46—55 лет) измеряют практическую пользу ценностей компании тем, как декларированные ценности сохраняются и реализуются на практике, что стоит за ними на деле (табл. 6 и 7). Практика показывает — ценности дают ориентиры для действий.

Проверяя ценности на практике, именно молодые менеджеры приобретают важнейший положительный управленческий опыт и равняются на него в своей ежедневной деятельности.

Треть руководителей имела негативный опыт, когда декларируемые ценности не были реализованы на практике, и пришла к выводу: в текучке бизнеса трудно что-либо сделать, опираясь на задокументированные ценности. И все же большинство руководителей отметили положительный эффект от использования ценностей в процессе коммуникации в компании, при мотивации и при привлечении клиентов (табл. 8).

Целенаправленно обсуждать ценности компании готовы все возрастные группы руководителей, и для них это решающий и критический фактор (табл. 9). Различие лишь в том, как обсуждать. Руководители до 45 лет воспринимают ценности компании, основываясь на конкретных практических примерах общения с коллегами и в первую очередь с руководством. Почти каждый руководитель, испытавший ценности компании на собственном опыте, становится сторонником управления, основанного на ценностях.

Надежность — лучшее качество менеджмента для управления компанией

Среди качеств коллег и руководителей, имеющих значение для управления компанией, руководители отдают предпочтение надежности, а за ней следует честность. А уже потом — мужество, дисциплина, усердие и лояльность. Четверть руководителей в возрасте от 35 до 45 лет проголосовали за эти качества (табл. 10).

Эксперты отмечают сдвиги приоритетов в сторону новых реалий современного менеджмента, рынка труда и новых профессий. Эти сдвиги проявляются, например, в том, что усердие стало терять свою ценность, более приоритетными сейчас становятся результаты, а не ежедневные нагрузки. Вместе с усердием лояльность также стала терять свое значение в условиях возрастающей гибкости труда и мобильности бизнеса, она уходит на второй план. Однако, по мнению экспертов, эти новые предпочтения еще должны быть проверены практикой.

Руководителям предложили выбрать между доверием и здоровым недоверием, между социальной сплоченностью и собственными интересами, и во многих случаях важными они посчитали оба качества (табл. 11, 12).

Руководители в возрасте от 36 до 45 лет и старше 55 лет считают важным такое качество, как готовность к риску. Другие возрастные группы руководителей ищут компромисс между готовностью к риску и возможностью избежать его. Расхождения в оценках объяснимы. Первые находятся в важнейшей фазе своей карьеры, хотят влиять на ситуацию и потому готовы идти на риск, а с возрастом и опытом больше ценится свобода принятия решений.

Такие качества, как рациональность и интуиция, руководители рассматривают как две стороны одной медали (табл. 13).

Важнейшие ценности, по мнению руководителей, помогают ответственно принимать решение, в том числе в команде. Доверие считается основой для принятия решений и ведения диалога. Честность, надежность, уважение и ответственность важны особенно в команде. А такие ценности, как мужество или целостность, служат поддержкой и ориентиром в некоторых ситуациях принятия решений.

По результатам исследования эксперты выявили общий тренд — 80% менеджеров полагают, что значение ценностей компании будет возрастать (табл. 14). При этом производительность и вклад ценностей в конкурентоспособность компаний сомнению не подвергаются. Мнение однозначно — без ценностей невозможен долгосрочный рост стоимости компании.

И если раньше считалось, что «ценности создают стоимость», сегодня важно другое — компании, развивающие бизнес на четко определенной системе ценностей, легче перестраиваются на другие ценности. Иными словами, сегодня «ценности сохраняют стоимость».

Участники опроса по возрасту и оборотам компаний (таблица 1)

Оборот, млн евро

Оборот, млрд евро

0—1

1—5

5—25

25—100

100—1000

1—10

10—100

более 100

Нет ответа

до 25

0,00

0,47

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,47

26—35

1,89

0,47

0,00

0,47

2,36

0,94

0,94

0,00

5,66

36—45

2,83

4,72

3,30

5,19

6,60

2,83

4,25

0,00

13,68

46—55

2,36

3,77

1,89

1,89

4,72

1,42

2,36

0,00

8,96

старше 55

2,83

0,94

1,89

0,94

2,36

0,94

0,47

0,47

4,72

Всего

9,91

10,37

7,08

8,49

16,04

6,13

8,02

0,47

33,49


Структура участников по возрасту и полу (таблица 2)

Возраст

До 25

0,94%

26—35

12,74%

36—45

43,40%

46—55

27,36%

старше 55

15,57%

Пол участников

мужчины

75%

женщины

25%


В какой мере ценности компании могут дополнять основной бизнес (таблица 3)

Очень высоко

Высоко

В среднем

Незначительно

Очень низко

Нет ответа

до 25

0,47

0,47

0,00

0,00

0,00

0,00

26—35

2,83

8,96

0,47

0,00

0,00

0,47

36—45

15,09

23,11

2,83

1,89

0,47

0,00

46—55

10,85

13,21

2,36

0,00

0,00

0,94

старше 55

8,49

6,13

0,00

0,00

0,00

0,94

Всего

37,13

51,88

5,66

1,89

0,47

2,35


Как вы оцениваете в целом вклад ценностей в успех компании (таблица 4)

Очень высоко

Высоко

В среднем

Незначительно

Очень низко

Нет ответа

до 25

0,00

0,94

0,00

0,00

0,00

0,00

26—35

3,77

7,08

1,42

0,47

0,00

0,00

36—45

19,81

20,28

2,36

0,94

0,00

0,00

46—55

18,40

7,55

0,94

0,00

0,00

0,47

старше 55

9,43

5,19

0,47

0,47

0,00

0,00

Всего

51,41

41,04

5,19

1,88

0,00

0,47


Какие из ценностей имеют особое значение для долгосрочного существования компании (таблица 5)

Устойчивость

Целостность

Прозрачность

Ответственность

Мужество

Доверие

Уважение

Нет ответа

до 25

0,47

0,00

0,47

0,00

0,00

0,47

0,00

0,00

26—35

8,02

5,66

6,13

8,49

4,25

8,49

6,13

0,00

36—45

25,94

25,00

18,87

31,60

15,57

31,13

16,98

0,00

46—55

16,98

18,87

12,74

19,81

8,02

19,34

13,21

0,47

старше 55

8,49

10,85

5,66

11,79

5,19

10,85

7,55

0,00

Всего

59,90

60,38

43,87

71,69

33,03

70,28

43,87

0,47


Как вы оцениваете необходимость фиксирования ценностей компании в ее документах, например в кодексе поведения (таблица 6)

Очень высоко

Высоко

В среднем

Незначительно

Очень низко

Нет ответа

до 25

0,00

0,94

0,00

0,00

0,00

0,00

26—35

4,25

5,19

2,36

0,47

0,00

0,47

36—45

12,26

12,74

10,86

6,60

0,94

0,00

46—55

8,02

9,43

6,60

2,36

0,47

0,47

старше 55

8,02

5,19

2,36

0,00

0,00

0,00

Всего

32,55

33,49

22,17

9,43

1,41

0,94


Насколько велик разрыв между задокументированными ценностями компании и целями бизнеса (оборот, доля рынка и др.) (таблица 7)

Очень высоко

Высоко

В среднем

Незначительно

Очень низко

Нет ответа

до 25

0,00

0,00

0,47

0,00

0,47

0,00

26—35

0,47

5,19

4,72

1,89

0,00

0,47

36—45

6,13

16,04

15,57

4,72

0,94

0,00

46—55

3,30

8,02

8,49

4,72

0,94

1,89

старше 55

1,89

4,72

7,08

1,89

0,00

0,00

Всего

11,79

33,97

36,33

13,22

2,35

2,36


Насколько для вас важно личное переживание ценностей на практике (таблица 8)

Очень высоко

Высоко

В среднем

Незначительно

Очень низко

Нет ответа

до 25

0,47

0,00

0,00

0,00

0,47

0,00

26—35

10,38

1,42

0,00

0,47

0,00

0,47

36—45

37,74

4,25

1,42

0,00

0,00

0,00

46—55

23,58

1,89

0,47

0,00

0,00

1,42

старше 55

13,68

1,89

0,00

0,00

0,00

0,00

Всего

85,85

9,45

1,89

0,47

0,47

1,89


Насколько для вас важно обсуждение ценностей в компании (таблица 9)

Очень высоко

Высоко

В среднем

Незначительно

Очень низко

Нет ответа

до 25

0,00

0,47

0,47

0,00

0,00

0,00

26—35

5,19

5,66

0,94

0,47

0,00

0,47

36—45

16,04

19,81

5,19

1,89

0,00

0,47

46—55

12,74

11,32

1,89

0,00

0,00

1,42

старше 55

8,49

5,66

0,94

0,00

0,00

0,47

Всего

42,46

42,92

9,43

2,36

0,00

2,83


Какие качества личности важны сегодня для управления компаний (таблица 10)

Надежность

Честность

Мужество

Усердие

Лояль-
ность

Пунктуаль-
ность

Бескомпро-
миссность

Нет ответа

до 25

0,47

0,47

0,47

0,00

0,00

0,00

0,47

0,00

26—35

10,85

8,02

3,77

4,25

2,36

1,89

0,00

0,94

36—45

38,68

33,49

18,87

16,51

7,55

6,60

0,94

0,47

46—55

25,94

22,64

15,57

7,08

5,19

4,72

0,47

0,94

старше 55

14,15

14,15

10,85

4,25

2,83

0,47

0,00

0,00

Всего

90,09

78,77

49,06

32,09

17,93

13,68

1,88

2,35


Дуализм ценностей: Доверие или здоровое недоверие (таблица 11)

Доверие

Здоровое недоверие

Оба эти качества

Никакое из этих качеств

Нет ответа

до 25

0,47

0,00

0,47

0,00

0,00

26—35

7,55

3,30

1,42

0,00

0,47

36—45

27,83

2,83

11,79

0,47

0,47

46—55

16,51

0,94

8,49

0,47

0,94

старше 55

9,43

0,47

5,19

0,47

0,00

Всего

61,79

7,45

27,36

1,41

1,88


Дуализм ценностей: Социальная сплоченность или собственные интересы (таблица 12)

Социальная
сплоченность

Собственные
интересы

Оба эти качества

Никакое из этих качеств

Нет ответа

до 25

0,94

0,00

0,00

0,00

0,00

26—35

5,19

0,94

6,13

0,00

0,47

36—45

15,09

3,77

22,17

1,42

0,94

46—55

10,85

0,47

13,21

1,89

0,94

старше 55

6,13

0,47

7,08

0,94

0,94

Всего

38,20

5,65

48,59

4,25

3,29


Дуализм ценностей: Рациональность или интуиция (таблица 13)

Рациональность

Интуиция

Оба эти качества

Никакое из этих качеств

Нет ответа

до 25

0,00

0,00

0,94

0,00

0,00

26—35

2,36

3,30

5,19

0,94

0,94

36—45

5,19

18,87

14,62

3,77

0,94

46—55

1,42

3,77

16,04

4,72

1,42

старше 55

0,47

7,55

5,66

1,89

0,00

Всего

9,44

33,49

42,45

11,32

3,30


Какое значение ценности компании будут иметь в ближайшем будущем (таблица 14)

Очень высоко

Высоко

В среднем

Незначительно

Очень низко

Нет ответа

до 25

0,00

0,47

0,47

0,00

0,00

0,00

26—35

4,25

6,13

2,36

0,00

0,00

0,00

36—45

13,21

18,40

8,96

1,89

0,47

0,47

46—55

11,32

10,85

2,83

1,42

0,00

0,94

старше 55

7,08

7,08

0,94

0,47

0,00

0,00