Устойчивое развитие компании — часть стратегии бизнеса

| статьи | печать

Создание стоимости для собственников возможно сегодня при условии диалога и заинтересованности всех участников на основе устойчивого экономического социального и экологического развития компании. Расскажем, как это реализуется на практике в крупном химико-фармацевтическом концерне «Байер» (Bayer).

Создавая инновационные продукты, реализуя ответственную корпоративную политику и придерживаясь концепции ресурсосберегающего производства, концерн воплощает в жизнь свою миссию — на­у­ка для лучшей жизни (Science For A Better Life). Принципы устойчивого развития реализуются на основе политики Глобального договора ООН и участия в инициативе «Лидерство в развитии корпоративной устойчивости» (Corporate Sustainable Development Leadership (lead)) в рамках названного договора, а также в инициативе химичес­кой промышленности «Ответственный подход» (Responsible Care).

Стратегия устойчивого развития основывается на принципе ответственного ведения бизнеса и инновационном потенциале, открывающем новые бизнес-возможности для экономического роста, а также экологического и социального благополучия (см. рисунок). Глобальные социальные вызовы и меняющаяся конъюнктура являются основными движущими факторами успешного развития инноваций в концерне.

Вместе с тем устойчивое развитие — важное условие для новых исследований и инновационных разработок. Интеграция устойчивого развития концерна на всех его уровнях приведена в таблице.

Практическая реализация принципов

На практике принципы устойчивого развития реализованы на следующих четырех уровнях:

  • открытость и вовлеченность предполагает взаимодействие со всеми заинтересованными лицами — сотрудниками, бизнес- и научным сообществами на основе учета их интересов;
  • ответственное ведение бизнеса основано на соблюдении принципов комплаенса, а также политики по управлению персоналом, контролю качества продукции, охране труда, безопасности и управления поставками. Среди основных направлений — политика законопослушного и ответственного поведения, кад­ровая политика, управление портфелем продуктов, здравоохранение, безопасность, защита окружающей среды и политика по взаимоотношению с поставщиками. Кроме того, внутренние директивы компании — политика по правам человека, директивы по ответственному ведению бизнеса в сфере маркетинга и продаж, по безо­пасности процессов и производственных площадок, кодекс взаимодействия с поставщиками регулируют порядок реализации высокоэтических принципов ведения бизнеса компании;
  • интеграция в коммерческую деятельность означает, что стратегия устойчивого развития применяется во всех направлениях деятельности и является неотъемлемой частью бизнеса компании. Основа ее деятельности — инновации и продукты, способствующие устойчивому развитию;
  • программа устойчивого развития с 2009 г. предлагает решение большинства социальных задач и реализует стратегию компании в данном направлении. Она обеспечивает устойчивое развитие в сфере здравоохранения, сельского хозяйства, защиты окружающей среды и природных ресурсов.

Реализации стратегии устойчивого развития способствуют поставленные цели и задачи. Так, до 2015 г. концерн планирует внедрить процессы устойчивости в деятельности всей компании.

Тесный диалог с акционерами, клиентами, партнерами и сотрудниками позволяет учитывать их ожидания и требования при принятии стратегических решений и выявлять направления, требующие особого внимания для обеспечения устойчивого роста.

Несмотря на рост объемов производства, в 2012 г. улучшились показатели экологичнос­ти используемых материалов и энергии, выбросов в атмосферу и воду, снизилось количество производственных отходов.

Корпоративные ценности

Принципы устойчивого развития тесно связаны с корпоративными ценностями, состоящими из четырех понятий — Leadership (лидерство), Integrity (честность), Flexibility (гибкость) и Efficiency (эффективность), и образуют слово LIFE (жизнь) как ориентир устойчивого ведения бизнеса для сотрудников. Ценности жизни лежат в основе корпоративной культуры, помогают в принятии решений и формируют модель поведения. Следовать им — задача каждого сотрудника.

Например, гибкость означает:

  • активно управлять изменениями;
  • легко адаптироваться к новым трендам и потребностям рынка;
  • не останавливаться на достигнутом;
  • думать и действовать в интересах клиентов;
  • искать новые возможности и идти на оправданный риск;
  • быть открытым для новых идей;
  • стремиться к новым знаниям на протяжении всей жизни.

А эффективность:

  • рационально распоряжаться ресурсами;
  • выбирать наиболее перспективные и прибыльные направления деятельности;
  • работать эффективно, ­предлагая простые решения;
  • оптимизировать затраты и сроки, сохраняя высокое ­качество и эффективность;
  • способствовать принятию ­эффективных решений;
  • последовательно и ответственно двигаться к поставленным целям;
  • сотрудничать ради поиска лучших решений.

Главное, что эти принципы интегрированы в ежедневную работу. Так, ежегодно в концерне сотрудникам, добившимся успеха в воплощении этих ценностей в жизнь, присуждается премия LIFE. Она служит примером реализации принципов концерна на практике.

Например, премия за честность в 2011 г. была вручена руководителю отдела совершенствования бизнеса и организационного развития в субконцерне Bayer Health Care (США). Он сыграл ключевую роль в расследовании случая несоответствия образцов лекарственных препаратов в Индонезии, проведенного вследствие анонимного уведомления. Как специалист по внутреннему контролю, он помог корпоративному отделу аудита завершить расследование за три недели и инициировать необходимые изменения в деятельнос­ти вовлеченного коммерческого подразделения.

В 2012 г. в рамках премии LIFE (Россия) победили четыре сотрудника. Среди них победители в номинации «Лидерство» — за оптимизацию бизнес-процессов, в номинации «Гибкость» — за активное управление изменениями и развитие подразделения Bayer Consumer Care, и в номинации «Эффективность» — за разработку и внедрение новой структуры отдела развития бизнеса и аналитики.