Не зарплатой единой

| новости | печать

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о мерах поддержки россиян, имеющих семьи, со стороны работодателей.

Эксперты ВЦИОМ отмечают, что поддержка работодателями сотрудников и их семей — важная задача демографической политики государства, такая адресная помощь работает и на престиж компании. Собственная семья есть у восьми из десяти россиян (80%). Ту или иную поддержку со стороны работодателя сегодня получает каждый третий «семейный» россиянин (33%). Еще 14% отметили, что ни у них, ни у их супруга или супруги нет работодателя, а каждый второй в этой группе сообщил, что со стороны работодателя не оказывается никакая поддержка семье (50% от числа семейных россиян).

Процент «семейных» россиян, получающих различные меры поддержки от работодателя, связан с возрастом: в группе до 45 лет он достигает 44%, после 45 лет снижается до 33%.

Среди «семейных» работников старше 60 лет различные меры поддержки получают 20%. В то же время в этой группе 22% отмечают, что ни у них, ни у их супруга или супруги нет работодателя.

«Семейные» россияне, работающие в коммерческой организации, чуть чаще работников бюджетных организаций получали меры поддержки со стороны работодателя — 45 и 40% соответственно.

В числе конкретных мер поддержки, которые получали «семейные» россияне от работодателя, в первую очередь назывались те, что связаны с важными жизненными событиями — дополнительная материальная помощь при рождении детей (15%), дополнительные оплачиваемые выходные дни сотрудникам при рождении ребенка, заключении брака и т.п. (10%), материальная помощь сотрудницам или женам сотрудников в период беременности (9%), дополнительная доплата сотрудникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком (8%). Оплату полностью или частичную компенсацию расходов на детский отдых (в детских лагерях, санаториях и т.п.) отметили еще 9% в этой группе.

Помощь в решении жилищного вопроса через участие в жилищных программах, направленных на обеспечение сотрудников собственным жильем, получали 6% россиян с семьями. По 5% указали, что работодатель возмещал затраты на оздоровительный отдых и посещение детского сада детьми или иные образовательные услуги. Еще 4% «семейных» россиян участвовали в мероприятиях от работодателя, направленных на укрепление семейных ценностей. В числе вариантов ответа «другое» (9%) опрошенные называли такие меры поддержки, как выплаты к праздникам, подарки детям на Новый год, добровольное медицинское страхование, доплаты к пенсии, компенсация затрат на спорт, материальная помощь в связи со смертью родственников, оплата проезда к месту отдыха и обратно, оплата сотрудникам обучения и предоставление на время обучения оплачиваемых отпусков.

Виды поддержки, связанные с детьми, чаще получают «семейные» россияне до 45 лет. По мнению аналитиков ВЦИОМ, это легко объясняется тем, что в данном возрасте у людей дети, как правило, еще не достигли совершеннолетия и на них распространяются меры поддержки. Например, материальную помощь при рождении детей получали 23 — 24% среди 25 — 44-летних россиян, имеющих семью.

Россияне, имеющие семьи, высоко оценивают важность получения различных видов помощи со стороны работодателей — 58%. Доля тех, для кого такая помощь не важна, составила 32%, то есть каждый третий в этой группе. Заметно чаще о важности говорят опрошенные до 45 лет, по-видимому, это семьи с несовершеннолетними детьми (73% в группе 18 — 24 года и 72% в группе 22 — 44 года). Об актуальности поддержки от работодателя чаще говорят респонденты с плохим материальным положением (62% против 51% в группе с хорошим).

Анализ ответов на открытый вопрос о том, какие именно меры поддержки со стороны работодателя наиболее важны для россиян, имеющих семьи, позволил авторам исследования выделить следующие типы запросов:

  • материальная помощь (финансовая поддержка, повышение заработной платы — по 10%, увеличение премий — 1%);
  • помощь в улучшении жилищных условий (помощь с жильем — 6%, понижение ставки по кредиту/ипотеке — 3%, компенсация за ремонт — 1%);
  • помощь с организацией отдыха (компенсация отдыха, досуга — 5%, увеличение числа выходных дней — 2%, бесплатный проезд, оплата выходных дней / оплачиваемый отпуск — 1%);
  • помощь, связанная с детьми (путевки, детский лагерь — 4%, финансовая помощь к 1 сентября, дополнительные выплаты по беременности / рождению ребенка — по 1%);
  • помощь с лечением и поддержанием здоровья (здравоохранение — 4%, оплачиваемый больничный, ДМС — по 1%);
  • социальная поддержка (бесплатное образование, социальные выплаты, индексация пенсий / снижение пенсионного возраста — по 3%, компенсация затрат на оплату услуг ЖКХ — 1%);
  • удобный график работы (гибкий график работы — 1%).

«В целом ожидания «семейных» россиян относительно поддержки со стороны работодателя достаточно разнообразны. Если реальная помощь чаще направлена на детей сотрудников, то сами наемные работники хотели бы от работодателя в основном финансовой помощи, а также мер поддержки, направленных на них самих, — лечение, отдых, решение жилищного вопроса», — заключают эксперты ВЦИОМ.