Businessmens.ru представил рейтинг самых продаваемых франшиз 2023 года, сформированный на основе данных о количестве проданных франшиз за год и уровне инвестиций, необходимых для открытия бизнеса. Он отражает изменения на рынке франчайзинга – спрос, тенденции и активность отечественных и зарубежных компаний. Ушли крупные бренды, поменялись лидеры, фаст-фуд сдает позиции.
Уход с рынка крупных зарубежных брендов отразился на рынке франчайзинга. McDonald’s и KFC, всегда входившие в топ-10, больше не участвуют в ротации. Burger King, объявивший о прекращении корпоративной поддержки, еще сохраняет позиции, но активного развития по франшизе в России уже не ведет. В противовес этому отечественные компании начали более активную деятельность по продаже франшиз.
Безоговорочным лидером рейтинга вновь, как и три года назад стала «Пятерочка», в прошлом году занимавшая только третье место. С девятого на второе место поднялась франшиза магазинов товаров низких цен «МПР».
Но у других дискаунтеров дела шли не так хорошо. Сеть Fix Price сильно сбавила обороты и с третьего места упала на двадцать восьмое. А «Доброцен», входивший в прошлом году в десятку самых популярных, отказался от идеи активного развития по франчайзингу.
В первой пятерке оказалась франшиза постаматов и пунктов выдачи заказов от «Яндекс.Маркет». В топ-10 вошли франшизы компьютерных клубов Colizeum и лабораторной диагностики Invitro, до этого не поднимавшиеся до лидерских позиций. С десятого на седьмое место поднялась «Додо Пицца». Продолжает удивлять результатами одна из самых инвестоемких франшиз на рынке – сеть фитнес-центров World Class, занявшая восьмое место.
Комментируя результаты исследования, составители рейтинга отметили, что рынок за последний год изменился. Если раньше из 20 первых мест рейтинга 13 занимали франшизы фаст-фуда и торговли, то теперь их соотношение снизилось до 8 к 20. Люди больше начали интересовать разными видами бизнеса. В ТОП-20 попали франшизы лабораторной диагностики, студий растяжки, грузоперевозок, автосервисов, компьютерных клубов. До конца 2023 года, если не последует общих потрясений, тренд сохранится и разнообразие рынка будет расширяться, полагают эксперты.
Место в 2023 году |
Франшиза |
Количество открытых точек в 2022 году |
Инвестиции, руб. |
Темп прироста точек в 2022 году по отношению к 2021 году |
1 |
Пятерочка (+2) |
63 |
16 000 000 |
-93% |
2 |
МПР (+7) |
134 |
7 500 000 |
-27% |
3 |
Wildberries (+1) |
5500 |
180 000 |
-36% |
4 |
Галамарт (+10) |
97 |
10 000 000 |
5% |
5 |
Яндекс Маркет (нов) |
6250 |
150 000 |
new |
6 |
Colizeum (+17) |
120 |
7 500 000 |
37% |
7 |
Додо Пицца (+3) |
175 |
5 000 000 |
113% |
8 |
World Class (+5) |
7 |
125 000 000 |
16% |
9 |
Бургер Кинг (-1) |
28 |
23 530 000 |
-35% |
10 |
Invitro (+12) |
184 |
2 900 000 |
10% |