Правила покупки крупных пакетов акций пересмотрят

| новости | печать

Минэкономразвития России подготовило существенные поправки в Федеральный закон «Об акционерных обществах», которые касаются порядка приобретения крупных пакетов акций публичных обществ. Речь идет об уточнении правил направления публичной оферты о приобретении ценных бумаг, оснований возникновения обязанности по направлению обязательного предложения о приобретении ценных бумаг, правил проведения принудительного выкупа акций.

В соответствии с положениями главы XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» при установлении прав и обязанностей, связанных с поглощением, учитываются акции ПАО, принадлежащие как лицу, осуществляющему поглощение, так и его аффилированным лицам. Однако наличие между двумя юридическими лицами аффилированности по формальному признаку вовсе не означает проведение ими согласованных действий и наличие у них общих экономических интересов.

В связи с этим министерство предлагает ввести в Закон об АО понятие связанности между лицами.

Связанными лицами, согласно проекту, являются:

  • супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные, а также подконтрольные лица указанных физических лиц;
  • подконтрольные и контролирующие лица, а также лица, находящегося под контролем контролирующих его лиц;
  • лица, действующие согласовано, в том числе лица, между которыми заключено соглашение (письменное или устное), предусматривающее согласованное приобретение голосующих акций публичного.

То есть связанными лицами будут признаваться те, кто действительно совместно действует в экономических отношениях и определять волю друг друга.

Также предлагается обязанность по направлению обязательного предложения о выкупе акций распространить на лицо, которое самостоятельно или совместно со связанными с ним лицами превысило соответствующий порог владения голосующими акциями публичного общества или стало лицом, контролирующим акционеров (акционера) публичного общества, владеющих соответствующим количеством голосующих акций. При этом уточняется, что если основанием для возникновения обязанности направить обязательное предложение является сделка по приобретению голосующих акций публичного общества или сделки, в результате которой совершившее ее лицо становится лицом, контролирующим акционеров (акционера) публичного общества, обязанность направить обязательное предложение несет лицо, совершившее сделку. Если же основанием для возникновения обязанности направить обязательное предложение является появление связанности между несколькими лицами, за исключением приобретения контроля над крупным акционером (акционерами), обязанность направить обязательное предложение распространяется на всех таких связанных лиц.

В связи с этим в законопроекте уточняется момент возникновения обязанности по направлению обязательного предложения. Им будет считаться день, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно со связанными с ним лицами превысило соответствующий порог владения голосующими акциями публичного общества или стало лицом, контролирующим акционеров (акционера) публичного общества, являющихся владельцами соответствующего количества голосующих акций.

Кроме этого правила приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ будет распространено на акционеров - владельцев неголосующих привилегированных акций ПАО, а также на владельцев эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции ПАО.

Помимо это предлагается установить новый механизм защиты прав владельцев ценных бумаг в случае неисполнения лицом, получившим высокий уровень корпоративного контроля, обязанности по направлению обязательного предложения. Им предусматривается право владельца ценных бумаг требовать приобретения лицом, получившим корпоративный контроль, приобрести все или часть его ценных бумаг по максимальной цене, определяемой в соответствии с Законом об АО.

Также законопроект определяет правила отказа акционера от права на принятие добровольного (обязательного) предложения. В частности, предусмотрена возможность заключения соглашения об отказе миноритарных акционеров от права на принятие добровольного (обязательного) предложения. В этом случае по счетам, на которых учитываются ценные бумаги, в отношении которых заключено соответствующее соглашение, вносятся записи об установлении ограничений по распоряжению ценными бумагами, а размер обязательств лица, направившего добровольное или обязательное предложение, по оплате цены приобретаемых ценных бумаг их владельцам сокращается на стоимость таких ценных бумаг, что позволяет снизить издержки при направление публичной оферты.

При этом механизм уведомления акционеров о наличии у них права требовать выкупа принадлежащих им ценных бумаг, установленный Законом об АО, предлагается из закона исключить.

При этом миноритарии будут вправе самостоятельно заявить свое требование о приобретении, принадлежащих им ценных бумаг.

Помимо целого ряда принципиальных изменений, законопроект содержит еще множество изменений уточняющего и редакционного характера.