Выручка экспортёров продуктов в рублях выросла втрое до 1,57 трлн руб.

| новости | печать

Экспортная выручка российских сельхозпредприятий за четыре года действия санкций увеличилась в рублёвом выражении втрое – с 517,87 млрд в 2013 г. до 1,57 трлн руб. в 2018 г. В долларах этот показатель увеличился почти в 1,7 раза – с 16 млрд в 2013 г. до 25 млрд в 2018 г., пишут «Известия» со ссылкой на исследование аналитической компании FinExpertiza.

Аналитики отмечают, что рост дохода в рублях в секторе продовольствия связан с изменением курса российской валюты.

Самый большой объём выручки в 2018 г., по данным исследования, принёс экспорт злаков (658,12 млрд руб.), рыбы (269,47 млрд руб.) и жиров растительного происхождения (167,96 млрд руб.). Эти три категории, по данным аналитиков, составляют около 70% всего продовольственного экспорта России.

В категории злаковых основная доля продаж приходится на пшеницу. Главные покупатели российской пшеницы – Египет, Турция, Иран и Саудовская Аравия. Основными потребителями российской рыбы и ракообразных являются Южная Корея и Китай. На третьем месте по объёмам закупок находятся Нидерланды. Жиры и масла растительного и животного происхождения у России больше всего закупают Китай, Турция, Египет, Иран и Норвегия.

По мнению аналитиков, в первые годы после введения санкционного режима лучшую динамику по наращиванию доли на мировых рынках показали злаковые культуры. Если в 2013 г. по их экспорту Россия занимала девятое место в мире, то по итогам 2017 г. она оказалась уже на второй строчке, уступив лишь США. По экспорту зерна российским производителям удалось потеснить Францию, Индию, Аргентину, Канаду, Австралию, Бразилию и Украину.

Несколько скромнее выглядят успехи России на мировых рынках рыбы и масложировой продукции. Здесь нашей стране удалось подняться на две строчки в рейтинге ведущих мировых экспортёров – с 12 на 10 место. В торговле рыбой и ракообразными, моллюсками и прочими водными беспозвоночными РФ потеснила Индонезию и Нидерланды. Жиры и масла российского производства также отвоевали два пункта в рейтинге и продаются теперь лучше, чем эта же продукция из Италии и Бельгии.

Импортозамещение, подчёркивают аналитики, дало отечественным производителям хороший импульс для экспансии на внутренние рынки. После их насыщения российские предприятия стали развивать взаимоотношения и с зарубежными партнёрами.

Фундамент положительной динамики экспорта российского продовольствия был заложен ещё на рубеже «нулевых» годов, когда удалось стабилизировать ситуацию в сельском хозяйстве, наладить систему субсидирования и поддержки отдельных секторов агропромышленного комплекса страны. Кроме того, успех России в экспорте продовольствия связан и с членством в ВТО за счёт устранения административных барьеров для продвижения российских продуктов на внешних рынках. При этом, импорт товаров по-прежнему значительно превышает экспорт и, чтобы войти в десятку лидирующих стран, объём поставок из России должен увеличиться ещё в два раза.