Ситуация с федеральным бюджетом далека от критической

| новости | печать

Установившееся падение мировых цен на нефть ниже 100 долл. за баррель, естественно, ставит тревожный вопрос о наполняемости и исполнении федерального бюджета. Но вероятнее всего, по итогам 2014 г. он будет сбалансирован, считает заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара Арсений Мамедов.

Цены на нефть марки «Brent»упали 15 сентября до 97 долл. за баррель. В то же время происходит ослабление рубля к мировым валютам до исторических минимумов — более 38,3 руб. за доллар. Что это означает для федерального бюджета, нефтегазовые доходы которого напрямую зависят от цен на нефть? Каковы перспективы на этот год? Такие ставит вопросы ставит А. Мамедов и отвечает на них.

В-первых, аргументирует он, сразу надо оговориться, что снижение цен на нефть может заметно повлиять на доходы федерального бюджета, только если оно будет продолжительным. К тому же, чтобы план по доходам федерального бюджета на 2014 г. не был выполнен, необходимо падение средней за год цены на нефть марки «Urals» до менее 101 долл./барр. (это тот уровень, исходя из которого был изначально сверстан федеральный бюджет). В январе – июле цены на нефть устойчиво и заметно превышали данный показатель, находясь в пределах 105–109 долл./барр. Так что, если даже за оставшиеся четыре месяца цены на нефть и будут менее 100 долл./барр., то средняя цена за год может все равно оказаться не ниже прогноза, полагает учёный.

Во-вторых, указывает он, снижение нефтяных цен сопровождается ослаблением курса рубля, что отчасти может нивелировать эффект от снижения цен на нефть, поскольку при расчёте налоговых ставок учитываются как нефтяные цены, так и курс рубля к доллару. По сути, цены на нефть в рублёвом выражении могут не только не упасть, но даже вырасти.

В-третьих, продолжает глава лаборатории бюджетной политики, текущие параметры федерального бюджета предусматривают профицит в размере 0,4% ВВП. При этом расчёты, основанные на динамике налоговых поступлений за семь месяцев 2014 г., говорят о том, что данный профицит мог бы вырасти до 0,9% ВВП (при сохранении неизменным плана по расходам).

Таким образом, обобщает эксперт, ситуация с исполнением федерального бюджета далека от критической и даже снижение доходов по сравнению с изначальным планом может и не привести к смене профицита на дефицит. С большой долей вероятности федеральный бюджет по итогам 2014 г. будет сбалансирован — окончательный вывод ученого.