Не кризис потребления, а зрелость рынков

| новости | печать

Исследовательский холдинг Ромир пожурил тех экспертов, которые торопятся списать потребление населения из локомотивов экономического роста. Доброе слово сегодня особенно кстати.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, расходы на продукты питания и непродовольственные товары повседневного спроса в 2013 г. выросли в номинальном выражении на 9,5%. Впервые за весь период проведения мониторинга с января 2008 г., да и за весь постсоветский период с 1990 г., номинальные темпы роста повседневного потребления оказались ниже 10%.

С учётом инфляции, которая в 2013 г. составила по данным Росстата 6,5%, можно говорить о росте реальных расходов на повседневное потребление в размере 2,8%. Эти показатели: 9,5% номинального роста и 2,8% — реального в точности совпадают с данными Росстата по изменению оборота розничной торговли, отмечает Ромир. Его эксперты особенно подчёркивают, что речь идёт о росте потребления. И в реальном, и в номинальном выражении. «Да, его темпы существенно снизились по сравнению с 2009-2012 гг. Но это всё же рост потребления, а не его сокращение», — справедливо утверждают они.

Аналитики понимают, что ситуация, когда рынки продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса растут на 15-20% в номинальном и 7,5-9% в реальном выражении, не может продолжаться бесконечно. В противном случае, аргументирует Ромир, доля расходов, связанных с этими рынками, должна была бы существенно возрасти, и это оказало бы угнетающее воздействие на другие рынки, например, товаров длительного пользования. А это случается как раз в периоды экономических потрясений.

Так произошло в 2009 г., когда повседневное домашнее потребление существенно возросло, а рынки товаров длительного пользования (автомобилей, мебели, одежды, бытовой техники и т.д.) сократились на 20-40%. А с учётом того, что совокупная ёмкость рынков продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса (фармацевтических, хозяйственных, галантерейных, парфюмерных и т.д.) составляет порядка 15 трлн руб. в год, номинальный рост на 9,5% означает прирост стоимостного объема на 1,5 трлн руб. за год. Это более 2% российского ВВП в масштабе цен 2013 г. Т.е. только рынки повседневных товаров способны обеспечить номинальный рост ВВП на 2% за год, подсчитали аналитики холдинга.

Такой же вклад, если не более могут сделать рынки товаров длительного пользования. Не менее 1% номинального прироста ВВП в 2014 г. может обеспечить сектор потребительских услуг. Итого на долю потребительского сектора в 2014 г. может прийтись не менее 5% номинального роста ВВП из примерно 8% ожидающихся по экономике в целом. При инфляции в 5-5,5% это может дать около 2,5% реального прироста экономики России в 2014 г, считает Ромир. Довольно скромный показатель на фоне былых (в 2010-2012 гг.) 3,5%, но, всё же, лучше прошлогодних 1,3%.

Словом, показатели потребительских рынков России в 2013 г. не столь плохи, как это может показаться на первый взгляд. Замедление темпов роста — это не кризис потребления, а скорее свидетельство зрелости многих рынков. Потребительский сектор остаётся вероятным локомотивом общего экономического роста на 2014 и 2015 гг., особенно в условиях затягивающихся сырьевой и инвестиционной пауз. Но рост этот будет носить не фронтальный, а весьма избирательный и фрагментированный характер. И за него надо будет очень сильно побороться, делают заключение аналитики Ромир.

Номинальные и реальные темпы роста повседневного потребления в России в 2009 – 2013 гг., %