О порядке начисления пеней на сумму авансовых платежей по налогу на прибыль

Министерство финансов РФ письмо от 19.01.2010 № 03-03-06/1/9
| официальная переписка | печать

У организации на момент уплаты первого авансового платежа по налогу на прибыль нет задолженности перед бюджетом. Ежемесячные авансовые платежи в IV квартале за два месяца были уплачены вовремя. За третий месяц — не уплачены. По итогам отчетного периода сумма полученной прибыли оказалась меньше суммы первого уплаченного авансового платежа. Начисляются ли пени на сумму недоплаченного аванса в последующие два срока, если полученная прибыль меньше заявленных авансовых платежей, но оплаченный авансовый платеж по первому сроку платежа больше, чем полученная прибыль?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу начисления пеней на сумму авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, уплаченных не в полном объеме или с нарушением установленных сроков уплаты, и сообщает следующее.

Пункт 3 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) определяет, что в соответствии с НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу — авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Глава 25 НК РФ предусматривает уплату авансовых платежей, которые исчисляются в соответствии со ст. 286 НК РФ.

При этом п. 1 ст. 287 НК РФ определяет, что по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование» арбитражным судам даны разъяснения по вопросам о порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, возникающим в судебной практике, в целях обеспечения единообразного подхода к их разрешению.

Так, в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 47 разъясняется, что если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого отчетного периода.

Письмом Минфина России от 18.10.2007 № 03-02-07/2-168 налоговым органам рекомендовано при применении п. 3 ст. 58 и ст. 75 НК РФ учитывать вышеуказанное разъяснение Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Также обращаем внимание на Письмо ФНС России от 13.11.2009 № 3-2-06/127 по данному вопросу.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА
ДЕПАРТАМЕНТА НАЛОГОВОЙ
И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
С. РАЗГУЛИН