Является ли организация налоговым агентом по НДС в части оказанной белорусским поставщиком услуги?

| консультации | печать
Поставщик из Республики Беларусь оказал организации услугу по технической оценке пригодности труб на номинальное давление. Представитель поставщика приехал в Россию для проверки системы производственного контроля заявленной продукции. После окончания оказания услуги был выставлен акт. В акте указано место составления — Республика Беларусь, г. Минск, а в приложенном к нему отчете местом проведения проверки указана РФ. Является ли организация налоговым агентом по НДС? Должна ли она уплатить его в бюджет?

Исходя из представленной информации, мы можем сделать вывод, что организация является налоговым агентом по НДС по оказанным белорусским поставщиком услугам.

Обязанности налогового агента при оказании услуг иностранной организацией возникают, если такая иностранная организация оказывает свои услуги не через представительство или филиал, расположенные в Российской Федерации, и если эти услуги облагаются ­НДС в Российской Федерации (п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ).

Российская Федерация и Республика Беларусь являются членами Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014. То есть при приобретении услуг белорусского исполнителя в целях уплаты НДС следует определить, территория какого государства признается местом оказания этих услуг (п. 28 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

Согласно подп. 5 п. 29 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена, если иное не предусмотрено подп. 1—4 п. 29 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС.

То есть можно было бы полагать, что поскольку работы выполняются белорусским поставщиком, то и местом реализации работ является Белоруссия.

Но из этого правила есть исключения, а именно названные подп. 1—4 п. 29 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС.

В частности, местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства-члена.

В данном случае движимое имущество (трубы) в момент выполнения работ находилось именно на территории РФ. Следовательно, и местом реализации работ следует считать РФ.

Документами, подтверждающими место реализации работ, услуг, согласно п. 30 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС, являются: договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками государств — членов ЕАЭС; документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг, иные документы, предусмотренные законодательством государств —членов ЕАЭС.

Одним из таких документов может являться отчет, в котором, как сообщается, указано место проведения проверки — Российская Федерация. При этом место составления акта, очевидно, не имеет значения, так как ничто не говорит о фактическом месте реализации работ.

По нашему мнению, в данном случае местом реализации работ является Российская Федерация, то есть данные работы облагаются НДС не в Белоруссии, а в Российской Федерации, а российская организация является налоговым агентом.