Доходов может не быть, а расходы — расходами

| консультации | печать
До 2007 г. наша организация получала доходы и платила налог на прибыль. Но сейчас у организации нет выручки от реализации, так как она не ведет никакой коммерческой деятельности. При этом в течение 2007 г. у организации имелись небольшие расходы в виде амортизации компьютера (который к концу года полностью самортизирован) и она уплачивала налог на имущество с его остаточной стоимости. Куда можно списать образовавшийся убыток? По итогам первого полугодия руководство уже вызывали на комиссию по убыткам в налоговую инспекцию (был показан убыток в декларации по налогу на прибыль и в форме № 2). Инспекция настоятельно рекомендовала пересмотреть расходы. Но куда же их деть?

По правилам бухгалтерского учета в течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев (п. 23 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

При этом начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится (п. 24 ПБУ 6/01).

По правилам бухгалтерского учета расходы организации признаются независимо от намерения получить выручку или иные доходы (п. 17 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Таким образом, убыток, полученный организацией, должен отражаться в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках», что предусмотрено правилами бухгалтерского учета.

По правилам налогового законодательства расходами налогоплательщика могут быть признаны любые затраты, если они экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости такого объекта либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Из состава амортизируемого имущества объекты основных средств исключаются только в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 256 НК РФ. Например, в случае, если объекты переведены по решению руководства на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев или находятся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев (п. 3 ст. 256 НК РФ). Очевидно, что это не ваш случай, и у бухгалтера нет оснований прекращать начисление амортизации по компьютеру в налоговом учете.

Здесь следует отметить, что гл. 25 «Налог на прибыль организаций» не ставит порядок признания расходов в прямую зависимость от того, были у организации доходы или нет.

Следовательно, организация может учитывать расходы в целях налогообложения прибыли как в периоде получения доходов, так и в периоде, в котором организация доходы не получает, но только при условии, что осуществляемая деятельность в целом направлена на получение доходов (см. Письмо Минфина России от 08.12.2006 № 03-03-04/1/821).

Если деятельность, направленная на получение доходов, не ведется, то организация не может учитывать расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (см. Письма УФНС России по г. Москве от 26.12.2006 № 20-12/115092 и МНС России от 03.03.2004 № 02-5-11/40@).

Поэтому если организация не хочет спорить с представителями налоговой службы, то ей придется согласиться с тем, что расходы, учтенные по правилам бухгалтерского учета, не могут быть приняты по правилам налогового законодательства.

Таким образом, между бухгалтерским и налоговым учетом организации образуются разницы, которые нужно отражать в бухгалтерском учете и в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» только в том случае, если организация применяет ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (субъектами малого предпринимательства это Положение может не применяться).

Если же организация применяет ПБУ 18/02, то сумма убытка, полученного организацией по данным бухгалтерского учета, представляет собой не что иное, как вычитаемую временную разницу (ВВР), которая влечет за собой образование ОНА - отложенного налогового актива (ОНА = ВВР x 24%) (п. п. 8, 9 ПБУ 18/02).

Исходя из суммы бухгалтерского убытка начисляется условный доход по налогу на прибыль (п. 20 ПБУ 18/02):

Дебет 68/»Налог на прибыль» - Кредит 99 (90/9, 91/9).

Сумма ОНА отражается следующей проводкой:

Дебет 09/»ОНА» - Кредит 68/»Налог на прибыль».

В результате этих проводок на счете 68/»Налог на прибыль» должно быть выявлено нулевое сальдо, поскольку при получении убытка налоговая база по налогу на прибыль признается равной нулю. Соответственно, и сумма текущего налога на прибыль должна быть равна нулю.

В форме № 2 постоянные налоговые обязательства (активы) отражаются справочно.

Обратите внимание! Убыток, полученный по данным бухгалтерского учета и отраженный в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках», не должен отражаться в декларации по налогу на прибыль, тогда и придирок со стороны налоговой инспекции не будет.