Документы не вернут

| консультации | печать
Пакет документов на регистрацию юридического лица был направлен налоговой инспекции по почте. Налоговая инспекция отказала в регистрации в связи с тем, что было недооформлено заявление о госрегистрации. Компания попросила вернуть пакет документов, но ей было в этом отказано. Правомерно ли данное действие налогового органа?

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее - Закон № 129-ФЗ).

Порядок представления документов при государственной регистрации в регистрирующий орган определен ст. 9 Закона № 129-ФЗ. Документы либо могут быть представлены непосредственно, либо направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при их пересылке и с описью вложения.

Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством РФ.

Представление в регистрирующий орган документа об уплате государственной пошлины при совершении определенных регистрационных действий предусмотрено ст. ст. 12, 14, 17, 21 Закона № 129-ФЗ.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем (п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

Регистрирующий (налоговый) орган выносит решение об отказе в государственной регистрации в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов (пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ).

При этом возврат государственной пошлины юридическому лицу при вынесении регистрирующим (налоговым) органом решения об отказе в государственной регистрации указанным Законом не предусмотрен.

При принятом решении об отказе в государственной регистрации документы не возвращаются и образуют дела об отказе в государственной регистрации.

Таким образом, при отказе в совершении регистрационных действий по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ, государственная пошлина и документы, представленные при государственной регистрации, возврату не подлежат.

Повторное обращение заявителей в регистрирующий (налоговый) орган после принятия решения об отказе в государственной регистрации осуществляется при представлении в регистрирующий (налоговый) орган полного комплекта документов, предусмотренных ст. ст. 12, 14, 17, 21 Закона № 129-ФЗ в установленном порядке.

Одновременно следует иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ст. 23 Закона № 129-ФЗ решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.