Рекламный стенд: амортизировать или списать единовременно?

| консультации | печать
Организация купила рекламный стенд, на котором планирует размещать рекламу собственной продукции. По своим критериям стенд подпадает под амортизируемое имущество. Как правильно для целей налогообложения прибыли учитывать стоимость стенда: списывать через амортизацию или же признать в составе расходов единовременно, как рекламные расходы?

На наш взгляд, вы имеете право самостоятельно решить, как вы будете учитывать при расчете налога на прибыль стоимость стенда: списывать единовременно на расходы, как рекламные затраты, или же начислять амортизацию. Оба варианта имеют право на жизнь. Главное, выбранный вариант прописать в учетной политике для целей налогообложения прибыли. Однако специалисты Минфина России и налоговые органы не допускают вариантности. Расскажем подробнее.

Фискальная позиция

Минфин России свою позицию по рассматриваемому вопросу высказал в письме от 15.06.2012 № 03-03-10/71, которое ФНС России письмом от 27.06.2012 № ЕД-4-3/10519 довела до нижестоящих налоговых органов и разместила на своем официальном сайте в рубрике «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». Правда, финансисты рассматривали ситуацию, когда организация создала рекламный видеоролик, который признается нематериальным активом. Но изложенный в разъяснениях подход применим и для основных средств. Приведем рассуждения чиновников.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках (подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ). То есть стоимость имущества, приобретенного для использования в рекламных мероприятиях компании, является рекламным расходом.

В то же время согласно п. 1 ст. 256 НК РФ, если имущество находится у компании на праве собственности, используется для извлечения дохода, срок его полезного использования более 12 месяцев, а первоначальная стоимость более 40 000 руб., то оно признается амортизируемым.

Исходя из вышеприведенных норм, чиновники сделали следующий вывод. Если в отношении объектов, приобретенных для использования в рекламных целях, выполняются условия признания имущества амортизируемым, то их стоимость списывается на расходы через амортизацию. При этом суммы начисленной амортизации относятся к расходам на рекламу.

Напомним, что для признания рекламных расходов установлены особые правила. Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам на рекламу относятся:

— расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телеком­муни­кационные сети, при кино- и видеообслуживании;

— расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

— расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Вышеперечисленные расходы учитываются при расчете налога на прибыль в полном размере. А вот рекламные расходы, не попавшие в этот список, а также затраты на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, нормируются. Они признаются в размере, не превы­шающем 1% выручки от реализации.

Если следовать позиции чиновников, то в рассматриваемой ситуации компания должна рекламный стенд признать амортизируемым имуществом и учитывать начисленные суммы амортизации в составе расходов на рекламу. При этом на расходы списывается амортизация в полном объеме, без применения норматива.

Суды не столь категоричны

Нам удалось найти только одно судебное решение, в котором ар­битры поддержали фискальную позицию. Это постановление ФАС Центрального округа от 05.07.2006 № А68-АП-4/11-05.

В остальных спорах, дошедших до судов, арбитры встают на сторону налогоплательщиков. Пример — постановление ФАС Уральского округа от 21.07.2010 № А34-4973/2009. В этом деле была рассмотрена следующая ситуация. Компания при расчете налога на прибыль единовременно учла в составе рекламных расходов стоимость световой вывески. По мнению налоговиков, ее стоимость должна относиться на расходы через амортизационные отчисления.

Суды поддержали компанию и признали действия налогоплательщика правомерными, так как указанные расходы относятся к наружной рекламе и могут быть списаны единовременно в соответствии с подп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ.

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 12.03.2008 № А21-3735/2006 (Определением ВАС РФ от 26.06.2008 № 7751/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), Уральского округа от 30.01.2008 № А07-6671/07.

А в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2010 № А05-8466/2009 судьи отметили, что налогоплательщику предоставлено право самостоятельно определять группу затрат в том случае, если некоторые из них с равным основанием можно отнести одновременно к нескольким группам расходов (п. 4 ст. 252 НК РФ). Такую же позицию высказали арбит­ры и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2007 № А56-4732/2006 (Определением ВАС РФ от 14.08.2007 № 9542/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).